Формулировка определения ‘ноу-хау’ в международных
договорах
Скляренко Р.П.
Понятие
ноу-хау в СССР выкристаллизовывалось в течение 15 лет и еще 1,5 лет
формулировалось. Были просмотрены определения принятые практически во всех
странах мира (на 150 языках), и, без преувеличения, можно сказать, что
российское определение ноу-хау самое полное и самое точное в мире. Огромная в
этом заслуга принадлежит Э.Я. Волынец-Руссету, являющемуся с 60-х годов ведущим
специалистом страны в данной области.
Критерии
ноу-хау:
1. Ноу-хау – всегда научно-техническое достижение.
При
этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без патента, не
полученного с целью сохранения тайны и не разглашения направления поиска
проводимого фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные
патентные библиотеки – картотеки: в них вносятся все патенты, заявки, отчеты с
конференций и прочие данные которые удалось получить по интересующей тематике.
Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может
определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок
аналогичного изделия, уровень его юридической защиты. Поиск решений идет в
направлении обхода существующих моментов с учетом коммерческой целесообразности
и срока исполнения.
2. Научно-технические достижения имеют техническую
ценность.
Данные
решения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические
решения в силу не состыковки с существующей производственной технологией
пригодны для серийного повторения, отсюда производство на коленках в
электронной промышленности и нереализуемые концепт - кары в автомобильной.
3. Научно-технические достижения не защищены
законодательством.
Предполагается
только монополия секретности. Сам факт существования ноу-хау зачастую хранится
в тайне.
4. Носит секретный характер.
Ноу-хау
известно ограниченному кругу лиц на предприятии и только в той части, знание
которой необходимо для выполнения их служебных обязанностей. На начальном этапе
переговоров заключается опционное соглашение в форме Соглашения о
конфиденциальности, Договора о намерениях, Меморандума или Памятной записки.
Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим
содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, в случае
отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать
их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств
в счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях Соглашения. В данной
ситуации опционный договор не может иметь в заглавии слова “соглашение”,
поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по
изменению прав собственности.
5. Технические решения имеют коммерческую ценность.
Данный
момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на
блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау.
Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау содержащиеся в изделии.
Такая тактика особа эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда
удается продать до сотен сопутствующих лицензий на ноу-хау.
6. Для использования ноу-хау необходимо обладать
определенными знаниями.
Обычно
применяется понятие “существующий уровень техники”, описывающее знания,
которыми обладает специалист в своей специальности, полученные из доступных не
специалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых
публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по
освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень
производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции.
Также
без учета данного критерия возможно выдвижение покупателем требований к продавцу
по подготовке специалистов покупателя до уровня, необходимого для применения
полученного ноу-хау за счет продавца. Если же существует данная запись, то
подобные образовательные услуги оформляются отдельным договором либо отдельной
статьей в общем договоре и имеют самостоятельную стоимость и отдельный расчет
цены.
7. Не умеет значения при продаже лицензии устно,
письменно или зрительно будет передано ноу-хау.
Это
исключительно российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь
на этапе переговоров и последующей подготовки документации. В мировой практике
существует традиция устной лицензии, не фиксируемой ни на каких носителях и
сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано сложной конкурентной
борьбой на мировых рынках. Однако опционное соглашение должно быть заключено
при любых условиях. В данном случае секретное Соглашение о неразглашении
сведений полученных в последующей после его заключения лекции.
Помня
о данных 7 критериях ноу-хау и используя знание их при составлении договора о
передачи ноу-хау возможно значительно повысить экономический эффект сделки. За
рубежом каждая фирма имеет свои критерии, помогающие в деятельности, некоторые
из них совместно с методологией выявления ноу-хау сами составляют ноу-хау. В
Российской Федерации выявлению ноу-хау внимания на должном уровне не уделяется
даже не государственными коммерческими фирмами. Однако, одна только правильная
формулировка определения “ноу-хау” позволяет критически оценить весь проект
договора и сделать соответствующие выводы.
Таким
образом, при передаче ноу-хау в преамбуле договора должна иметься следующая
запись:
“Предметом
договора является ноу-хау, а именно:
научно-техническое
достижение,
имеющее
техническую ценность,
юридически
и законодательно не защищенное,
носящее
секретный характер,
имеющее
коммерческую ценность,
применяемое
на основе достаточных знаний специалистов Покупателя,
передаваемое
в устной, письменно или зрительно форме.”
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/