Проблемы взаимодействия местного самоуправления города
Москвы и государства на современном этапе
М.Ю.Калинкина
Современное
демократическое правовое государство может решать основные задачи только при
наличии развитой системы самоуправления. Институт местного самоуправления
играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как
все гражданские права и другие виды
активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей
зарождаются и реализуются в местных сообществах. Главная цель местного
самоуправления состоит в том, чтобы улучшить качество жизни каждого человека
муниципального образования, чтобы осуществить гармонизацию прав и свобод
человека и гражданина с интересами государства и общества. Вышесказанное
соответствует принципу современного социального демократического государства, в
котором высшая ценность человек, его права и свободы.
Местное
самоуправление в России - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению
непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного
значения, исходя из интересов из интересов населения его исторических и иных
местных традиций. Местное самоуправление имеет общественно-государственную
природу. Оно имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов
аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать собирать
налоги. С другой стороны, местное самоуправление основывается на принципах
свободы, равенства и непосредственного участия в управлении.
Сегодня
особенное значение приобретает проблема взаимодействия государства и местного
самоуправления, осмысление в теоретических и правовых аспектах взаимодействия
органов государственного власти и местного самоуправления. На сегодняшний день
не отработаны концепции и правовые основные местного самоуправления, не
накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны
обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в
российском обществе и государстве.
Необходимо
выделить общие принципы, которые служат основой организации и деятельности
вышеназванных органов. К ним можно отнести: народовластие, законность,
гласность, выборность представительных органов, их самостоятельность и
независимость, разграничение предметов ведения и полномочий, учёт общественного
мнения и др.
Отношения
между органами власти Москвы и федеральными органами власти регулируются
следующими актами: Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе столицы
Российской Федерации» и Договором о разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16 июня
1998 года. Кроме того, на Москву распространяется положение федеральных законов
общего применения, например «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Как
городское поселение Москва имеет право на местное самоуправление. Ей
представлено также право осуществлять местное самоуправление на внутригородских
территориях с объемом полномочий, установленных законами города.
В
пределах конституционных норм и с учетом особенностей организации местного
самоуправления Уставом города Москвы установлен двойной статус
представительного и исполнительного органов власти города Москвы - правовое
положение, согласно которому эти органы являются органами местного
самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов.
Установление
двойного статуса органов власти города Москвы вызывает критику со стороны
юристов и прокуратуры, поскольку ст. 12 Конституции РФ установлено, что органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Данное положение Основного закона не имеет аналогов в международном
муниципальном праве и не полностью соответствует Европейской хартии местного
самоуправления от 15 октября 1985 года, основная цель которой обеспечить и
защитить права местных властей как наиболее близких к гражданам и дающих им
возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной
жизни.
Жители
Москвы в своей совокупности образуют городское (местное) сообщество и
осуществляют самоуправление на основе Конституции РФ.
Самоуправление
в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления,
законодательно закрепляемую по мере формирования социально - экономических,
финансовых и организационных предпосылок.
Городская
администрация как исполнительный орган городского самоуправления имеет
территориальные отделения в районах города -районные Управы, являющиеся
органами власти районов. Муниципальные службы города подчиняются органами
власти города. В ведении федеральных органов государственной власти находятся
службы по охране общественного порядка и государственной безопасности,
юриспруденции, налоговые службы, служба по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, органы статистики и др.
Основные
трудности характерные для отношений между местными и государственными органами
власти заключаются в недостаточном правовом урегулировании ряда статусных
положений города Москвы, вопросов разграничения государственной собственности,
в постоянных попытках федеральных властей урезать бюджетные возможности города,
в ослаблении местного самоуправления из-за передачи федеральным центром в
региона и на места значительного объема новых делегированных полномочий без
соответствующего финансирования; отсутствие достаточной прозрачности и
сбалансированности финансовых отношений между тремя уровнями власти.
Характерной
чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей
сочетания централизации и децентрализации системы управления, предметов ведения
и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В настоящее время
наблюдаются два основных подхода к реформированию и дальнейшему развитию
института местного самоуправления в Российской Федерации. Первый состоит в том,
чтобы отделить местное самоуправление от государства. Второй подход
заключается в жесткой привязке к
государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственного
управления на местах. Эти позиции отражают объективный процесс становления
развития местного самоуправления, неоднозначность его правового регулирования,
а также имеющиеся правовые пробелы в федеральном и региональном
законодательстве.
Основываясь
на предшествующем опыте в современных демократических государствах,
муниципальные органы не подчинены центральной администрации. Они имеют
финансовую самостоятельность и собственные службы. Например, финансовые ресурсы
района, используемые Управой для решения районных вопросов, составляют
средства, переданные из бюджета города Москвы для расходования в соответствии со
сметой; дотации и субвенции из средств бюджета города; средства целевого фонда
на развитии территории района. Управа самостоятельно распоряжается финансовыми
ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за
исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, передаваемых району,
особо оговорено. Финансовые ресурсы, выделяемые районной Управе, достаточны для
выполнения органом своих функций. Таким образом, самоуправление реализует в
этом случае принцип территориальной децентрализации.
При
этом одной из важнейших задач является установление системы сдержек и
противовесов между различными уровнями власти, обеспечивающих гарантии местного
самоуправления, в том числе гарантии государства в отношении процесса
осуществления местного самоуправления. Только это может обеспечить и
гарантированность устойчивое развитие.
В
настоящее время процесс становления местного самоуправления затруднен из-за
нерешенных проблем, связанных с несовершенством существующей правовой базы, в
том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования,
обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции РФ о местном
самоуправлении; отсутствием четкого разграничения полномочий между этими
уровнями власти; внутренней несогласованностью и недоработанным
законодательством о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного
обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных
образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного
самоуправления.
Местное
самоуправление есть одна из форм представительной и непосредственной
демократии. Общественные начала здесь имеют своим назначением повышение
активности населения в решении вопросов управления общественными делами.
Таким
образом, проблема взаимоотношения институтов государства и местного
самоуправления требует дальнейшей проработки, так как органы государственного
управления и органы местного самоуправления являются элементами единой системы
социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность
общества как единого целого.
Список литературы
[1]
Калинкина М.Ю. Проблемы взаимодействия
местного самоуправления города Москвы и государства на современном этапе:
Сборник докладов. РГГУ. IV Чаяновские чтения «Экономика. Государство.
Человек».- Москва, 2004.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/