Реферат по предмету "Право"


Службы судебных приставов и организация их деятельности

Службы судебных приставов и организация их
деятельности
Введение

Своей
непосредственной целью исполнительное производство имеет принудительное
исполнение судебных актов и актов других органов, уполномоченных возлагать на
граждан, организации и государство, в лице его органов и должностных лиц, те
или иные обязанности (по уплате денег, передаче имущества, по совершению
определенных действий или воздержанию от их совершения). Другая цель
исполнительного производства – обеспечение реального восстановления нарушенных
или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов. Однако, даже, несмотря на
принятие в 1997 г. Федерального закона «Об исполнительном производстве»,
который в достаточной мере подробно и детально регулирует отношения, связанные
с исполнительным производством, уровень исполнения судебных решений и других
юрисдикционных актов по-прежнему оставляет желать лучшего.

Исполнение
судебных решений заключительный этап защиты нарушенных прав и интересов.
Реализация юрисдикционного акта и есть в большинстве случаев тот результат, по
которому можно судить об эффективности правоприменительной деятельности.

Система
органов принудительного исполнения по своему социальному предназначению и месту
в системе органов государственной власти Российской Федерации предназначена
обеспечить реальное действие правовых норм с помощью мер правового принуждения
в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов
РФ в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на
ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствования
законодательства. Именно служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость
имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском
обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем в
современной России.
1. Общие положения

Несмотря
на некоторое несовершенство отдельных положений Федеральных законов «Об
исполнительном производстве» и «О судебных приставах», принятие данных
законодательных актов повлекло за собой ряд принципиальных позитивных изменений
в организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов,
уполномоченных законом.

Схематично
организационная структура Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ,
установленная Федеральным законом «О судебных приставах», может быть
представлена следующем образом:

Служба
судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации  Федеральный уровень




Департамент судебных приставов


Министерства юстиции РФ






Служба судебных приставов


Управления военных судов


Министерства юстиции РФ





Уровень субъектов РФ

Служба
судебных приставов  органа юстиции
субъекта РФ

Уровень
субъектов местного самоуправления

Территориальное
подразделение Судебных приставов

(основное
звено в системе Службы судебных приставов) 


Однако
реально существующая организационная структура Службы судебных приставов
выглядит несколько иначе.

В
действительности на федеральном уровне в настоящее время функционирует только
Департамент судебных приставов. Формированию в составе центрального аппарата
Минюста России Службы судебных приставов Управления Военных судов, которая
должна была комплектоваться лицами офицерского состава и прапорщиками,
проходящими службу в Вооруженных силах РФ и состоящими в штатах Минобороны РФ,
воспрепятствовали правовые коллизии. Так, в соответствии с требованиями ст. 42
и 44 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской
Федерации» от 23.07.1999 г. № 1-ФКЗ Управление военных судов Министерства
юстиции России, в структуре которого должны были функционировать подразделения
военных судебных приставов, было упразднено, а за счет высвобожденной штатной
численности в структуре Судебного департамента при Верховном суде РФ было
создано Главное управление обеспечения деятельности военных судов.

В
результате образовались правовые препятствия для формирования на федеральном
уровне такой организационной структуры Службы судебных приставов Минюста РФ,
которая предусмотрена Федеральным законом «О судебных приставах».

Тем
не менее система принудительного исполнения судебных актов приобрела
практически все основные организационно-структурные элементы, которые позволяют
Службе судебных приставов эффективно развиваться и должным образом осуществлять
свои функции.
2. Организация службы судебных приставов на
федеральном уровне.

Служба
судебных приставов Минюста РФ возглавляет Главный судебный пристав РФ, который
по занимаемой должности одновременно является заместителем Министра РФ. Он
руководит Службой в целом (в масштабах РФ) и отвечает за выполнение стоящих
перед ней задач.
Главный судебный пристав РФ


осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;


издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации
деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и
социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми
сотрудниками службы судебных приставов;


в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает
штаты и структуру службы судебных приставов;


осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных
приставов;


рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;


несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за
выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

В
составе Министерства юстиции РФ действует Департамент судебных приставов,
который обеспечивает организационное и методическое руководство нижестоящими
структурными подразделениями Службы судебных приставов. В состав Департамента
входят отделы, организующие работу по отдельным направлениям деятельности
Службы судебных приставов. Возглавляет департамент руководитель Департамента,
который по занимаемой должности является заместителем Главного судебного
пристава РФ
3. Организация службы судебных приставов на уровне
субъекта РФ.

В
субъектах РФ (республиках, краях, областях) образованы Службы судебных приставов
субъектов РФ.

В
составе Служб судебных приставов субъектов РФ действуют районные, межрайонные
или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов,
возглавляемые старшими судебными приставами. Данные подразделения являются
основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности
приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов.

В
настоящее время соответствующие структурные подразделения Службы судебных
приставов созданы по всей территории РФ.

Кроме
того, необходимо отметить, что во исполнение Указа Президента РФ от 13.05.2000
г. № 849 «О Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» в
федеральных округах учреждены Федеральные управления Министерства Юстиции РФ.

В
структуре указанных Федеральных управлений в числе иных подразделений
предусмотрены специальные отделы по контролю за исполнением судебных актов и
актов иных уполномоченных законом органов.
4. Правовой статус судебных приставов.

За
время, прошедшее с момента вступления в силу Закона «О судебных приставах»
практически с "чистого листа" создана служба судебных приставов,
входящая в систему юстиции. Она состоит из двух органически дополняющих друг
друга "ветвей": судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов (далее - судебные приставы) и судебных
приставов-исполнителей. За этот период был решен комплекс вопросов по
организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и
учебно-методическому обеспечению службы.

Непосредственное
осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов
возлагается на судебных приставов - исполнителей, На судебных приставов по
ОУПДС возложены задачи обеспечение безопасности судей, свидетелей и участников
судебного процесса, охрана помещения судов и поддержание в них установленного
порядка, осуществление привода уклоняющихся от явки в суд лиц, участие в
исполнительных действиях. Эта категория приставов проходит специальную
подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в
условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия. Судебные приставы - исполнители не наделены правом
носить и применять оружие и специальные средства. Однако при необходимости они могут
по указанию старшего пристава привлекать к совершению исполнительных действий
судебных приставов по ОУПДС.

Конкретная
работа по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов
других органов осуществляется именно в районном (территориальном) подразделении
судебных приставов, которое фактически являются основным звеном системы
исполнительного производства. В Москве, например, в настоящее время создано 12
отделов судебных приставов, распределенных по округам.. При арбитражном суде
создан отдел службы судебных приставов Главного Управления юстиции города
Москвы по исполнению решений арбитражных судов.

Закон
о судебных приставах предоставляет судебным приставам - исполнителям обширные
полномочия (ст.12). В их числе

получать
при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и
справки;

проводить
у работодателей проверки исполнения исполнительных документов на работающих у
них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных
документов;

давать
поручения гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве,
по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить
в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им,
производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать
их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные
действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или
принадлежащих им;

арестовывать,
изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за
исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать
арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во
вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере,
указанном в исполнительном документе;

использовать
нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии
собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного
хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по
его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки
имущества с отнесением расходов за счет должника;

в
случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на
основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой
орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;  

вызывать
граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в
производстве и др.  

Обязанности
судебных приставов - исполнителей определены в ст. 12 Закона о судебных
приставах. К этим обязанностям отнесены:

-
принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных
документов;

-
предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям
возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из
них выписки, снимать с них копии;

-
рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их
ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок
их обжалования;

-
взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо
имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Требования
судебного пристава - исполнителя по исполнению судебных актов и актов других
органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на
всей территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии,
необходимые для осуществления судебными приставами своих функций,
предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
Вместе с тем, Закон обязывает судебного пристава использовать предоставленные
ему права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности
ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Ст.
85 Закона об исполнительном производстве предусматривает ответственность за
неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные
действия или воздержаться от их совершения без уважительных причин в срок,
установленный судебным приставом - исполнителем. Судебный пристав -
исполнитель, обладает правом наложить на должника штрафа в размере до 200
минимальных размеров оплаты труда и назначить ему новый срок для исполнения.
При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков
исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается. При
повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа
судебный пристав - исполнитель вносит в соответствующие органы представление о
привлечении к административной или уголовной ответственности, предусмотренной
законодательством РФ, гражданина или должностного лица, которые в силу своих служебных
обязанностей должны исполнить исполнительный документ. Постановление судебного
пристава - исполнителя о наложении штрафа утверждается старшим судебным
приставом. Оно может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Согласно
ст. 3 Закона о судебных исполнителях судебным приставом может быть гражданин
Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее
(полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного
пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным
качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него
обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин,
имеющий судимость.

Судебные
приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют
знаки различия и эмблему. Им присваиваются классные чины работников органов
юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания. Судебным
приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого
министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы подлежат обязательной
государственной дактилоскопической регистрации. Жизнь и здоровье судебного
пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств
федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной
заработной платы судебного пристава. Ущерб, причиненный уничтожением или
повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи,
в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его
семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду. Судебные приставы -
исполнители бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта
городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) на все территории
РФ, а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств
федерального бюджета.

Служба
судебных приставов финансируется за счет средств федерального бюджета. Кроме
того, дополнительным источником финансирования является исполнительный сбор,
который взыскивается с должников при принудительном исполнении судебных актов в
соответствии со ст. 81 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительный
сбор взыскивается с должника в случае неисполнения исполнительного документа
без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения
указанного документа, и составляет семь процентов от взыскиваемой суммы или
стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа
неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника -
гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников -
организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда. При этом 70% от суммы
исполнительного сбора поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного
производства, а остальная сумма отчисляется в федеральный бюджет.

Статьей
89 Закона об исполнительном производстве предусматривается также вознаграждение
судебного пристава - исполнителя в случае реального и своевременного исполнения
им исполнительного документа в размере пяти процентов от взысканной им суммы
или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по
исполнительному документу неимущественного характера - пяти минимальных
размеров оплаты труда. Указанная сумма выплачивается судебному приставу -
исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

В
числе основных проблем, снижающих эффективность работы службы судебных
приставов - исполнителей в настоящее время рассматриваются недостаточный
уровень финансирования службы из федерального бюджета, недоукомплектованностью
штатного состава, что обусловливает высокую загруженность судебных приставов -
исполнителей, и необходимость повышения технической оснащенности подразделений
судебных приставов.

В
настоящее время между Министерством юстиции РФ и Верховным судом РФ
разворачивается дискуссия по поводу подчиненности службы судебных
приставов-исполнителей.

Как
известно, именно судейское сообщество инициировало принятие данного Закона. Его
проект был внесен в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы
Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Поскольку на момент принятия
Закона организационное обеспечение судов общей юрисдикции продолжало
осуществлять Министерство юстиции Российской Федерации, то подчинение судебных
приставов, поддерживающих порядок в судах, этому органу являлось формально
оправданным.

Судейское
сообщество не одобряет этого подчинения, в особенности, в отношении судебных
приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Основные
доводы за передачу Службы судебных приставов в подчинение Судебному
Департаменту при Верховном суде РФ следующие. По мнению сторонников этой
позиции (П.Серков)[1]
, Служба судебных приставов
полностью не укомплектована, не достаточно финансируется и потому не может
должным образом исполнять свои функции. Поскольку во многих регионах службы
судебных приставов находятся вне помещений судов, то судебные приставы не могут
должным образом обеспечивать порядок в суде и судебном заседании, охранять
жизнь судей.

Кроме
того, Федеральный закон "О судебных приставах" устанавливает, что
одной из основных задач службы судебных приставов является обеспечение
установленного порядка деятельности судов. Положения Федерального закона
"О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
определяют Судебный департамент как федеральный государственный орган,
осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
(за исключением Верховного Суда Российской Федерации) и принимающий во
взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными
органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности
судей.

Таким
образом, рассматриваемые органы в настоящее время параллельно выполняют единые
задачи организационного обеспечения деятельности судов и безопасности судей при
осуществлении правосудия.

В
настоящее время разработан Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О судебных приставах».

Этот
проект имеет целью разделение судебных приставов по обеспечению установленного
порядка деятельности судов на две категории - судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей
юрисдикции и подчинение последней категории судебных приставов Судебному
департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Законопроект разработан
во исполнение постановлений Совета судей Российской Федерации от 29 октября
1999 г. и 28 апреля 2000 г.

Для
надлежащего обеспечения установленного порядка деятельности судов и
безопасности судей предусматривается создать в структуре Судебного департамента
Главное управление судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности федеральных судов обшей юрисдикции (далее - Главное управление
судебных приставов), возглавляемое начальником главного управления,
осуществляющее организационное и методическое руководство деятельностью указанных
судебных приставов (за исключением судебных приставов военных судов).

Согласно
Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской
Федерации" Управление военных судов Министерства юстиции Российской
Федерации передано в ведение Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации. Образовано Главное управление по обеспечению деятельности
военных судов. Поскольку в соответствии с Федеральным законом "О судебных
приставах" служба судебных приставов военных судов, возглавляемая главным
военным судебным приставом, функционирует в структуре Управления военных судов,
то в настоящее время судебные приставы военных судов (судебные
приставы-исполнители военных судов и судебные приставы по обеспечению
установленного порядка деятельности военных судов) де-юре уже находятся в
ведении Судебного департамента.

В
Министерстве юстиции Российской Федерации служба судебных приставов будет
состоять из судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей и
возглавляться главным судебным приставом Российской Федерации.

Важным
является то, что начальник Главного управления судебных приставов Судебного
департамента, главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный
судебный пристав, начальник управления (отдела) Судебного департамента в
субъекте Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской
Федерации, старший судебный пристав районного (или приравненного к нему)
подразделения судебных приставов наделяются правом отменять незаконные и
необоснованные постановления, вынесенные подчиненными им судебными приставами,
что будет способствовать более эффективному решению возложенных на судебных
приставов задач.

Финансирование
судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
общей юрисдикции будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде
Российской Федерации в пределах ассигнований, выделяемых в настоящее время
Министерству юстиции Российской Федерации на содержание данной категории
судебных приставов.

Проект
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О судебных приставах" имеет важное значение для обеспечения судебной
реформы в Российской Федерации. Передача судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности федеральных судов обшей юрисдикции в
ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации должна
явиться надежным гарантом надлежащего осуществления судами своих функций и
укрепления независимости судебной власти в Российской Федерации[2]
.

Что
касается сторонников подчинения служб судебных приставов Минюсту РФ (В.
Мазурский и Главный судебный пристав Российской Федерации А. Мельников)[3]
, то основным их доводом является то, что, в случае
передачи служб судебных приставов в подчинение Судебному департаменту
Верховного суда РФ, будет нарушен конституционный принцип разделения властей,
т.е. судебная власть будет распоряжаться органом исполнительной власти.

Думается,
что следует сохранить существующий порядок подчинения, в связи с тем, что
разделив Службу судебных приставов на судебных приставов по обеспечению
установленного порядка в судах общей юрисдикции, и всех остальных, как это
предлагается в проекте, законодатель столкнется с очень большими
организационными и финансовыми трудностями, а видимой и реальной пользы может
не принести. Кроме того, как верно замечает М.Поляков «Не оспаривая
целесообразность образования Судебного департамента, следует все же
констатировать, что для руководства судебными приставами он вряд ли пригоден.
Полномочия судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов не соответствуют специфике и сути данного департамента:
организационное обеспечение деятельности судов (он создавался исключительно для
этого) и силовое обеспечение порядка в судебных местах - вещи созвучные, но
разные. Судебный департамент во многом дублирующий орган; вся его история - это
конкурентная борьба за полномочия с Министерством юстиции. И тяжба о передаче
судебных приставов, похоже, продолжение этой же тенденции».[4]
 
Заключение.

Хотелось
бы надеяться, что дискуссия о подчиненности Службы судебных приставов будет
иметь реальный результат, и положительно повлияет как на обеспечение безопасности
судов и судей, так и на исполнение судебных актов. Главное - не допустить
разрушения службы судебных приставов. В настоящее время, несмотря на
существующие недостатки, неукомплектованность кадрами, недостаточное
финансирование, Служба судебных приставов работает, осуществляет свои функции. 
Список литературы

1.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"
(с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г.)

2.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве"

3.
Проект Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О
судебных приставах».

4.
Настольная книга судебного пристава-исполнителя под ред. В.В. Яркова М., 2001

5.
П.Серков Судебных приставов передать в штат судебных департаментов // Российская
юстиция 2000 № 11

6.
А. Мельников Судебные приставы – это исполнительная власть // Российская
юстиция 2000 № 4

7.
М.Поляков Судебные приставы, с кем вы? // Российская юстиция 2002 №4.

 [1]
П.Серков Судебных
приставов передать в штат судебных департаментов // Российская юстиция 2000 №
11

[2]
Несмотря на то, что данный законопроект был разработан еще
в 2000 г., до настоящего времени указанные изменения в Закон «О судебных
приставах» не внесены.

[3]
А. Мельников Судебные приставы – это исполнительная власть
// Российская юстиция 2000 № 4

[4]
М.Поляков Судебные приставы, с кем вы? // Российская
юстиция 2002 №4

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.