Реферат по предмету "Право"


Свобода совести в современном российском обществе и ее законодательное закрепление

Свобода совести в современном российском обществе и ее
законодательное закрепление

Королев В.И. (г. Москва)

Следует
отметить, что сама идея толерантности восходит к истории становления
философской мысли. О толерантности в условиях строгой церковной цензуры в свое
время писал Дж.Локк в письмах о веротерпимости и П.Бейль в работе «Исторический
и критический словарь».

В
современном определении толерантности предлагается четыре возможных способа ее понимания.

Первый
— толерантность как безразличие — предполагает существование мнений, истинность
которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические
ценности разных культур и т.д.).

Второй
— толерантность как невозможность взаимопонимания — ограничивает проявление
терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым
невозможно взаимодействовать.

Третий
— толерантность как снисхождение — подразумевает привилегированное положение
своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно
терпеть, но при этом одновременно и презирать.

Четвертый
— терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, что
позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе
критического диалога.

В
тоже время, «толерантность» сама по себе — понятие чисто светское, и говорить о
толерантности в религии крайне сложно, поскольку толерантность предполагает не только
терпимость по отношению к другому, но и признание равных с ним прав. Принцип
толерантности основан не только на уважении ко взглядам другого, но и на восприятии
этого другого как равного себе. Но это ни в коей мере не может значить для
религиозного человека признания и восприятия чужой веры как равноправной своей
собственной. Для верующего его религия является единственно верной и истинной,
и, естественно, другая религия ложна или, по крайней мере, не обладает всей
полнотой истины.

Проблема
обеспечения, воспитания толерантности остро стоит в современной России, где
экономическая и политическая неустроенность (неопределенность) способствует
существованию нетерпимости.

В
светском государстве искренняя осознанно уважительная терпимость есть одна из целей
образования и воспитания граждан. Должно отметить, например, что в определении
юбилейного Архиерейского собора русской православной церкви об «Основных
принципах отношения к инославию», говорится следующее: «Следует рекомендовать
создание в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров,
групп, программ. Важным следует считать регулярное проведение совместных
богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмен делегациями,
публикациями и взаимное информирование, развитие совместных издательских программ».

Гражданин
вправе иметь любые убеждения. Однако внешние проявления его убеждений
ограничены в светском правовом государстве законодательно установленными
запретами, в том числе на возбуждение религиозной, национальной или расовой
вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии,
национальности или расе или их дискриминация по этим признакам, на оскорбление
религиозных или национальных чувств (статьи 13,19,29 Конституции Российской
Федерации, статьи 136,282, 282.1,282.2 Уголовного кодекса Российской
Федерации). И в тоже время указанные статьи являются гарантиями прав граждан на
защиту от дискриминации по религиозному или национальному признакам.

В
основе взаимоотношений государства и религиозных объединений лежат
законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных
организаций в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции
всех субъектов этих отношений.

При
этом в светском государстве, каким является Российская Федерация, собственно
религиозная деятельность (вопросы вероучительного характера, богослужебно —
культовая практика, процедура избрания, назначения и замены священнослужителей
и религиозного персонала и пр.) не является компонентом
государственно-конфессиональных отношений и не регулируется законом.

В
Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях"1 декларируется,
что государство уважает внутренние установления религиозных организаций и не препятствует
их реализации, если они не противоречат законодательству Российской Федерации,
не нарушают права и законные интересы других лиц.

То
есть в Российской Федерации, как во всех светских государствах, установлен
приоритет светского права над религиозным (каноническим). И если, к примеру,
мусульманское право — шариат — позволяет своим последователям многоженство, то оно
не подлежит применению и влечет ответственность по закону, так как противоречит
Семейному кодексу Российской Федерации2.

Правоотношения
в области религиозных прав и свобод человека, деятельности религиозных объединений
устанавливаются и регулируются не только Федеральным законом «О свободе совести
и о религиозных объединениях». Законодательство о свободе совести и о религиозных
объединениях представляет собой в настоящее время совокупность правовых актов и
норм международного права, международных договоров Российской Федерации,
Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных
нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, связанных с реализацией
человеком и гражданином права на свободу совести. Этот правовой механизм
взаимосвязан, имеет свою иерархию и пределы регулирования. Несомненно, что
гласность, знание законов способствуют законопослушанию, единообразному
осуществлению принципов свободы совести, закрепленных в правовых актах,
пресечению произвола и беззакония в правоприменительной практике.

Рассматривая
Конституцию как «закон законов», следует отметить, что, закладывая основы
государственно-церковных отношений в Российской Федерации, гарантируя право на свободу
совести и свободу вероисповедания и определяя составляющие этого права, она не устанавливает
в то же время механизма реализации указанных принципов, их защиты от противоправных
ограничений и посягательств.

Указанный
механизм реализуется в федеральных законах, нормативных актах Президента,
Правительства и иных федеральных ведомств, законодательстве субъектов
Федерации. Все эти акты должны разрабатываться и приниматься на основе
Конституции Российской Федерации и не должны противоречить ей, что не всегда
соблюдается на практике.

По
вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, к которым, в частности,
относится регулирование отношений в области религиозных прав и свобод человека,
принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального
уровня.

В
настоящее время на федеральном уровне действует свыше 100 законов и иных
нормативных правовых актов, принадлежащих к различным отраслям права, в которых
в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности
религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.

К
первой следует отнести законодательные акты, специально принятые для
регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу
совести и вероисповедания, а также правового положения религиозных объединений.
Прежде всего, это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных
объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 года.

Закон,
не ущемляя права религиозных меньшинств, в то же время предполагает различную
степень сотрудничества и взаимодействия государственных институтов с религиозными
объединениями. Этот принцип, обусловленный историческими предпосылками,
укорененностью, социальной позицией той или иной конфессии, количеством ее последователей,
характерен для большинства европейских стран.

В
статье 4 Закона раскрываются основные принципы отделения религиозных
объединений от государства и устанавливаются взаимные обязанности и ограничения,
исключающие возможность их вульгарного толкования. В соответствии с конституционным
принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не
вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной
принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии
со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу
вероисповедания;

не
возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной
власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов
местного самоуправления;

не
вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит
закону;

обеспечивает
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях.

В
свою очередь, религиозное объединение:

создается
и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной
иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой
персонал согласно своим собственным установлениям;

не
выполняет функций органов государственной власти, других государственных
органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не
участвует в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;

не
участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает
им материальную и иную помощь.

Религиозную
ситуацию в стране характеризуют возрастание религиозности населения,
значительное расширение конфессионального спектра действующих в Российской
Федерации религиозных объединений (количество зарегистрированных конфессиональных
направлений возросло за десятилетие с 20 до 69), разнообразие видов религиозных
организаций.

Религиозные
объединения активно работают в сфере культуры и образования, растет их авторитет
в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных
Силах, постоянно расширяются масштабы их взаимодействия с государством,
появляются новые формы сотрудничества с органами государственной власти и местного
самоуправления.

Самой
крупной и влиятельной религиозной организацией в Российской Федерации является
Русская православная церковь, насчитывающая более 11 тысяч приходов.

Второе
место в России по количеству религиозных объединений занимает мусульманская
община, в которой в настоящее время зарегистрировано около 3500 мусульманских
религиозных организаций.

Правовые
основы взаимодействия государства и религиозных объединений, закрепленные в Конституции
Российской Федерации, Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных
объединениях», в Гражданском, Трудовом, Налоговом кодексах, других нормативных
правовых актах, предусматривают необходимые условия для реализации гражданами
права на свободу совести и свободу вероисповедания и нормального
функционирования религиозных объединений.

В
целом анализ этноконфессиональной ситуации в Российской Федерации показывает,
что отношения в этнокультурной и межконфессиональной сферах можно
охарактеризовать как положительные и достаточно стабильные.

Например,
данные социологического исследования, проведенные в этой сфере в Российской
Федерации показывают, что вопросы веры, религиозного воспитания, участия в религиозных
церемониях для большинства населения носят исключительно личностный,
субъективный характер, а религиозное сознание не выступает руководящим фактором
в обыденной жизни. Также в сознании населения церковь и религия не ассоциируются
с возможностями их прямого воздействия на органы государственной власти.

Среди
всех конфессий большинство населения наиболее положительно относится к православию,
а негативно — к исламу, что связано с представлением о мусульманских корнях
террористической деятельности, к другим конфессиям отношение нейтральное. Резко
отрицательно население относится к религиозным организациям и религиозным
течениям, не входящим в основные конфессии.

Невысокую
актуальность среди населения имеют вопросы взаимодействия конфессий между
собой, и, в частности, православия с другими конфессиями, что свидетельствует в
определенной степени об отсутствии в данной сфере социальной напряженности.

В
области законодательного обеспечения действенного функционирования органов
юстиции необходимо отметить, что в соответствии со статьей 25 Федерального
закона «О свободе совести и религиозных объединениях» контроль за деятельностью
религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться
по двум направлениям: контроль за соблюдением устава религиозной организации
относительно целей ее деятельности и контроль за соблюдением устава религиозной
организации относительно порядка ее деятельности.

Выполняя
контрольные функции в отношении общественных и религиозных объединений, Минюст
России и его территориальные органы ставят перед собой приоритетные задачи по обеспечению
выполнения требований ст. 13 Конституции Российской Федерации о запрете на создание
и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на осуществление
экстремистской деятельности.

В
прошедшем 2002 г. в Российской Федерации проведено 10788 проверок деятельности
общественных объединений и 2169 деятельности религиозных организаций. При этом
было вынесено соответственно 8927 и 1459 письменных предупреждений за нарушение
законодательства.

Завершена
работа по экспертизе нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации,
регулирующих отдельные правоотношения в области свободы совести и вероисповедания,
правового положения религиозных организаций и общественных объединений с целью
приведения последних в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным
законодательством.

Многочисленные
нарушения отмечены в работе образовательных учреждений, созданных религиозными
объединениями, и учреждений, осуществляющих подготовку служителей и персонала
религиозных организаций. В большинстве случаев это отсутствие лицензий на право
осуществления образовательной деятельности либо отсутствие регистрации в качестве
религиозных организаций.

Проведенная
Минюстом России проверка основных духовных управлений мусульман показала, что
около 80 процентов образовательных учреждений в этой сфере осуществляют свою
деятельность без получения лицензии.

Религиозными
организациями не соблюдаются требования налогового законодательства. Нередки
случаи, когда с момента создания в течение длительного времени ими не представляется
налоговая отчетность, не ведется бухгалтерский учет. Указанные нарушения
остаются вне поля зрения налоговых органов. Только после вмешательства
прокуроров приняты меры к устранению налоговых нарушений религиозными
организациями в республиках Дагестан, Татарстан, Удмуртия; в Ставропольском
крае, в Вологодской, Кемеровской областях, в г. Москве.

Нередко
деятельность религиозных организаций осуществляется в детских и общеобразовательных
учреждениях. Так, должностные лица Новосибирского городского отдела образования
дали согласие на взаимодействие с общественной организацией «Во имя жизни»,
которой фактически осуществлялась деятельность, не заявленная в уставных
документах, а представляющую собой одно из направлений оккультизма.

Наиболее
острое неприятие в обществе вызывает деятельность таких организаций, как «Белое
братство», «Аум-Синрике», «Церковь сайентологии», «Свидетели Иеговы», а также
исповедующих неоязычество, оккультизм, сатанизм, некоторые религиозные обряды
которых наносят ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью
граждан.

Серьезную
угрозу национальной безопасности страны представляют попытки навязать
российскому обществу идею цивилизационного конфликта и якобы неразрешимых
противоречий между христианами и мусульманами.

Кроме
того, одним из глобальных последствий событий 11 сентября стал повсеместный
рост исламофобии, которая подогревается некоторыми средствами массовой
информации. В одном из номеров «Комсомольской правды», вышедшем после
сентябрьского терракта в США, на первой полосе крупными буквами было написано
«Бей ислам — спасай планету"3. Не сложно представить, чем могут закончиться
подобные призывы.

Ни
ислам, как религия, ни мусульмане, как вероисповедная группа, не несут и не могут
нести ответственность за подобные акции.

В
этой связи общественным и религиозным институтам, средствам массовой информации
в приоритетном порядке следует распространять и пропагандировать исторический
опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей
различных культур и религий, факт глубокого различия между ваххабизмом и традиционным
российским исламом.

Позитивную
роль в этом плане призвана сыграть также реализация Федеральной программы по воспитанию
толерантности и профилактики экстремизма в российском обществе.

Вопреки
сложившемуся стереотипу не следует сводить проявления экстремизма исключительно
к деятельности мусульманских организаций. В разных формах они присутствуют во всех
конфессиях. Не прекратила окончательно свою деятельность в России организация
«Аум Синрике», участились эксцессы со стороны сатанистов. Вызывают
озабоченность фундаменталистские проявления в деятельности христианских
церквей, в частности, кампания против введения ИНН, новых гражданских
паспортов, отказы от участия в переписи и т.д.

Итак,
можно сделать определенный вывод, что светский характер государства,
закрепленный в соответствующих статьях основного закона — Конституции
Российской Федерации, избавляет многие религии от искушения попытаться силой
укрепить и доказать свою веру, применить насилие ради великой, по их мнению,
цели — донести людям истину своей веры.

Основой
толерантных отношений может быть лишь отказ от насилия для распространения
своей веры и борьбы с другими исповеданиями.

В
связи с чем государство видит своей целью:

дальнейшую
политическую консолидацию российского общества, его духовное возрождение;

сохранение
и приумножение национально-культурных и духовных традиций народов Российской
Федерации;

расширение
взаимовыгодного сотрудничества государства и религиозных объединений в деле
решения социально значимых и государственных проблем;

противодействие
политическому экстремизму на религиозной почве, разжиганию межэтнической и межконфессиональной
розни, разрушению национальных и духовных традиций;

сохранение
светского характера государства и его институтов и невмешательства государства
во внутренние дела религиозных объединений.

В
заключение, приведу известное изречение: способность вмещать в себя идеи других
означает не что иное, как умение терпимо отнестись к другой личности, принять
ее именно как ценность для себя и прибавлю к этому высказывание Российского
Президента В.В.  Путина: «Надо исполнять
законы всегда, а не когда тебя схватят за одно место».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusoir.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чистый экспорт (укр.) аналитическая работа
Реферат Организационные вопросы управления федеральным университетом
Реферат Размножение папоротников в оранжерейных условиях
Реферат Отчет по квалификационной практике на ООО “ Южно-Сахалинское АТП № 8”
Реферат Выездная проверка: права и обязанности организации
Реферат Риск инновационных проектов
Реферат Разработка операционной стратегии
Реферат Дополнительные отпуска в трудовом праве
Реферат Комбинаторные формулы
Реферат Составление финансовой отчетности организации в соответствии с МСФО
Реферат Парламент и Президент: основы взаимодействия по Конституции РФ
Реферат 1. Обновление содержания общего среднего образования, обеспечение его вариативности, преемственности, повышения практической направленности обучения
Реферат Классическая политическая экономия
Реферат Документ как предмет и средство совершения преступлений
Реферат Разработка политики в области качества