ФСС: О некоторых вопросах порядка проведения
камеральных проверок
Письмо
Фонда социального страхования РФ от 22.07.2005 № 02-18/04-6591 О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
Фонд
социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) рассмотрел
предложения региональных отделений Фонда по совершенствованию организации и
проведения камеральных проверок страхователей, представленные во исполнение
пункта 5.3 приказа Фонда от 14.05.2005 № 106 “О камеральных проверках
страхователей”, и сообщает.
Предложения
региональных отделений Фонда касаются в основном порядка организации работы по
проведению камеральных проверок в исполнительных органах Фонда. В связи с этим
направляем ответы на наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения
отдельных положений Методических указаний в рамках действующего
законодательства.
При
возникновении дополнительных предложений в процессе работы по проведению камеральных
проверок необходимо направлять их в департамент контрольно-ревизионной работы
Фонда.
Первый
заместитель председателя Фонда социального страхования РФ Б.А. Дуденков
Приложение
к письму Фонда социального страхования РФ от 22.07.2005 № 02-18/04-6591
Вопрос
1. Каков порядок истребования дополнительных документов при проведении
камеральных проверок страхователей, и какие финансовые санкции вправе применить
исполнительные органы Фонда к страхователю за неисполнение им требований о
представлении дополнительных документов?
Ответ
. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.98 №
125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний”, страхователь обязан собирать и
представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки
документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты
страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения,
необходимые для осуществления обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В
соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 16.07.99
№ 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” страхователи
обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению
страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
Федеральным
законом от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” финансовые
санкции за неисполнение страхователем требования исполнительных органов Фонда о
представлении дополнительных документов не предусмотрены.
Порядок
выделения страхователям средств на осуществление (возмещение) расходов на
обязательное социальное страхование определен Инструкцией о порядке учета и
расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной
постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004
№ 22 (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2004 № 5710) (далее –
Инструкция).
Пунктом
3.3 данной Инструкции установлено, что исполнительный орган Фонда выделяет
страхователю средства на осуществление (возмещение) расходов на обязательное
социальное страхование после представления страхователем всех необходимых
документов.
Документы,
на основании которых осуществляется выделение средств страхователям, приведены
в пункте 14 Методических указаний, а также в пунктах 3.3, 3.6 и 4.3 Инструкции.
В
случае непредставления страхователем документов по запросу исполнительного
органа Фонда последний вправе оставить заявление страхователя о выделении
средств без рассмотрения.
Вопрос
2. Каков порядок применения мер ответственности к страхователям, не ведущим финансово-хозяйственную
деятельность?
Ответ.
Контроль за деятельностью страхователя по исполнению им обязанностей,
предусмотренных статьями 17 и 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”, а также осуществление необходимых мер,
обеспечивающих финансовую устойчивость системы обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, являются обязанностями страховщика, установленными указанным
Федеральным законом.
Неприменение
мер ответственности к страхователям может повлечь за собой массовые нарушения
порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации.
Таким
образом, закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности
применения мер ответственности к страхователям, не ведущим
финансово-хозяйственную деятельность, будет противоречить действующему
законодательству.
Под
термином “страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность”
понимаются страхователи, не сдающие расчетные ведомости по средствам Фонда
более двух лет, не числящиеся по юридическим адресам, не имеющие движения по
расчетным счетам.
Региональные
отделения могут вести отдельный учет таких страхователей и информации по ним.
Решения
о привлечении к ответственности страхователей, длительное время не сдающих
расчетную ведомость, отсутствующих по юридическим адресам, при наличии
подтверждающих указанные факты документов в каждом конкретном случае должны
приниматься исполнительными органами Фонда с учетом всей имеющейся в отделении
Фонда информации.
Вопрос
3 . Целесообразно ли принятие мер по взысканию со страхователей недоимки по
страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний и (или) пеней в сумме 100 рублей
и менее?
Ответ.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний определен статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”.
Действующее
законодательство, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, не
предусматривает каких-либо упрощенных процедур взыскания небольших (до 100
рублей) сумм недоимки с должников.
Закрепление
в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности взыскания суммы недоимки в
незначительном размере до 100 рублей, будет противоречить действующему
законодательству.
Таким
образом, учитывая требования Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний”, региональные отделения Фонда должны принимать
меры по взысканию любых сумм задолженности со страхователей.
Вопрос
4 . Вправе ли исполнительные органы Фонда требовать от банков сведения об
открытии или закрытии счетов страхователей?
Ответ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
30.09.2004 № 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе
Российской Федерации” Федеральная налоговая служба Российской Федерации
является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002
№ 438 “О едином государственном реестре юридических лиц” регистрирующий орган
обязан пересылать сведения о юридическом лице в исполнительные органы Фонда.
Действующее
законодательство не предусматривает обязанности банков сообщать сведения о
счетах страхователей в исполнительный орган Фонда.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://klerk.ru/