Договоры и соглашения в системе социальной защиты
населения
М.Ю. Федорова,Омский государственный университет,
кафедра трудовогоправа
Социальная
защита населения представляет собой систему гарантированных государством
экономических, социальных и правовых мер, направленных на обеспечение
достойного уровня и качества жизни.
В
рассматриваемой системе выделяются следующие элементы: субъекты социальной
защиты ("пассивные" - граждане, получающие те или иные виды
социального возмещения или помощи, а также "активные" - органы и
(или) организации, предоставляющие страховое возмещение либо оказывающие
помощь) и объекты социальной защиты - те социальные гарантии и блага, на
реализацию или предоставление которых направлена деятельность
"активного" субъекта по отношению к "пассивному".
Взаимоотношения
между субъектами социальной защиты могут быть основаны как непосредственно на
нормах закона, так и на заключаемых между ними договорах и соглашениях, которые
играют двоякую роль: правового источника, содержащего нормы права,
регламентирующие порядок предоставления тех или иных форм социальной поддержки,
и юридического факта, с которым связывается возникновение правоотношения
указанного содержания.
В
некоторых случаях договоры могут выполнять обе эти функции одновременно
(например, коллективный договор, устанавливающий более высокий уровень
минимальной заработной платы для работников предприятия).
Изучение
договоров и соглашений как формы взаимоотношений между субъектами социальной
защиты представляет как теоретический, так и практический интерес.
Научная
ценность исследования заключается в более глубоком анализе договорных методов
осуществления социальной защиты, регулируемых нормами различных отраслей права
(трудового, гражданского, семейного, жилищного, финансового и др.).
Практическая польза видится в возможности реализации результатов исследования в
правоприменительной деятельности, в законотворческом процессе и т.д.
Все
договоры и соглашения в системе социальной защиты по сфере действия могут быть
разделены на международные и внутригосударственные.
В
соответствии с Конституцией, общепризнанные нормы и принципы международного
права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией,
являются составной частью ее правовой системы и обладают приоритетом по
отношению к национальному законодательству. Им отводится важная роль в защите
основных прав и свобод человека, в поддержании международного правопорядка и
отношений России с зарубежными странами [1]. Международные договоры могут
заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные), от имени
Правительства (межправительственные) и от имени федеральных органов
исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В области
социальной защиты наибольшее значение имеют первые два вида.
Особую
важность приобретают в нынешних условиях договоры и соглашения, заключаемые в
рамках Содружества Независимых Государств. Таково, например, Соглашение о
гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного
обеспечения от 13 марта 1992 года, которым устанавливается порядок учета
трудового стажа, приобретенного на территории бывшего Союза ССР, исчисления
пенсии из заработка за те периоды работы, когда в бывших республиках была
введена национальная валюта; процедура оформления, пересылки и предоставления
пенсионных документов.
9
декабря 1994 года были приняты межправительственные соглашения о сотрудничестве
в области охраны труда, предусматривающие единые подходы к решению указанных
проблем, унифицировавшие правила расследования несчастных случаев на
производстве, происшедших с работниками при нахождении вне государства
проживания, и т.д.
Еще
одна сфера договорного регулирования между государствами СНГ - социальная
защита беженцев и вынужденных переселенцев, их обустройство, обеспечение
занятости, льготы в области жилищного строительства. Представляется
целесообразным активизировать усилия Федеральной миграционной службы России по
подготовке, заключению и контролю за исполнением международных договоров этого
вида.
В
соответствии с Федеральным Законом от 26 мая 1995 года "О порядке
предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для
участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и
безопасности", Президент или Правительство выступают с инициативой
заключения международных договоров, устанавливающих основания и процедуру
привлечения российских граждан к участию в миротворческих операциях, а также
гарантии их социальной защиты [2]. Двухсторонними соглашениями определяются
также условия пребывания и сроки вывода российских воинских формирований с
территорий иностранных государств. Такие договоры были заключены, в частности,
с Германией, Венгрией, а также со странами Балтии и с некоторыми
государствами-участниками СНГ.
Межгосударственные
и межправительственные соглашения о выводе российских войск предусматривают
оказание финансовой помощи в форме займов, кредитов или на безвозмездной
основе, предоставляемой международными организациями и правительствами
иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами для
реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного
строительства, создания и содержания центров профессиональной переподготовки
военнослужащих и членов их семей.
В
некоторых случаях норма закона непосредственно требует наличия соответствующего
международного договора для предоставления тех или иных видов социальной
защиты. Так, ст. 98 Закона о государственных пенсиях в Российской Федерации
устанавливает, что работа за границей включается в трудовой стаж, если не менее
2/3 от требуемого стажа приходится на работу в СССР, при условии, что договором
не установлено иное [3].
Современная
практика международных отношений убедительно свидетельствует о том, что
интеграционные процессы набирают силу. Приоритет сегодня отдается договорным
методам разрешения разногласий. Россия должна быть полноправным участником
диалога, в том числе по вопросам обеспечения социальной защиты населения.
Среди
внутригосударственных договоров и соглашений социальной направленности
наибольшим многообразием отличаются те, которые урегулированы нормами
гражданского законодательства. Прежде всего в этой группе следует назвать
учредительные договоры о создании хозяйственных товариществ и обществ, так как
они представляют собой форму реализации конституционного права на
предпринимательскую деятельность. Социальная функция таких договоров видится не
только в обеспечении самозанятости для их участников, но и в создании рабочих
мест для наемного персонала, в перераспределении доходов на принципах
возрастной, отраслевой, региональной солидарности через бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды.
Непосредственное
отношение к сфере социальной защиты имеет договор пожизненного содержания с
иждивением (ст. 601 ГК РФ), договор найма жилого помещения (ст. 671 ГК РФ),
договор банковского вклада (ст. 834 ГК РФ), договор личного страхования (ст.
934 ГК РФ) и др.
В
особую группу следует выделять гражданско-правовые договоры подряда и
поручения. По своему содержанию они близки к трудовому договору, на них
распространяются правила об обязательном социальном и пенсионном страховании.
Время работы по этим договорам входит в общий трудовой стаж при условии
подтверждения уплаты страховых взносов, а полученное вознаграждение учитывается
при исчислении среднего заработка для определения размера пенсии.
В
некоторых случаях хозяйственные договоры являются своеобразной базой для
заключения трудовых договоров. Таковы, на наш взгляд, договоры о квотировании
рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, заключаемые
органами исполнительной власти или местного самоуправления с предприятиями и
организациями, договоры об организации оплачиваемых общественных работ, о
переобучении и переподготовке незанятых граждан.
Не
совсем оправданным представляется отказ законодателя от договорного порядка
квотирования рабочих мест для инвалидов (ст.21 Закона о социальной защите
инвалидов [4]). На наш взгляд, здесь необходимо сочетание административных и
договорных методов регулирования: территориальная квота устанавливается
органами исполнительной власти субъекта Федерации для всех организаций,
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а порядок
предоставления и характер льгот для них определяется в договоре.
Социальную
функцию выполняют гражданско-правовые договоры страхования. По нашему мнению,
было бы целесообразно распространить некоторые договорные начала регулирования
отношений социальной защиты на обязательное социальное и пенсионное
страхование, страхование от безработицы. Речь идет об индивидуализации
обеспечения, об установлении более жесткой зависимости между стажем и размерами
страхования и объемом страхового возмещения.
Расширяются
возможности договорного регулирования брачно-семейных отношений. Ст. 42
Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что супруги вправе
установить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию,
определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае
расторжения брака и т.д.
В
соответствии со ст. 99 Семейного кодекса между лицом, обязанным уплачивать
алименты, и их получателем заключается соглашение об уплате алиментов, которым
устанавливается размер алиментов и его индексация, способы и порядок уплаты
алиментов и т.д. Размер алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливаемый
по соглашению, не может быть ниже предусмотренного законодательством (ст. 81 СК
РФ) [5]. Эта норма может рассматриваться как гарантия социальной защиты ребенка.
Брачный
договор и соглашение об уплате алиментов заключаются в письменной форме и
подлежат нотариальному удостоверению, что свидетельствует об особом внимании
государства к обеспечению интересов их участников.
Принципы
гражданского права оказали влияние на формирование договорных методов
регулирования социально-трудовых отношений. В сферу действия трудового
законодательства попадает и группа отношений социальной защиты, субъектами
которых являются не только наемные работники, но и представители других категорий
населения (пенсионеры предприятия, члены семей рабочих и служащих и др.).
Устанавливая
пределы договорного регулирования, ст. 5 КЗоТ и ст. 3 Закона о коллективных
договорах и соглашениях предусматривают, что условия коллективных договоров и
соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, и
аналогичные условия трудового договора (по сравнению с законодательством и
коллективными договорами), являются недействительными.
В
соответствии с законодательством в Российской Федерации заключаются следующие
виды соглашений: Генеральное, отраслевое (профессиональное) тарифное,
региональное, территориальное. В содержание соглашений любого уровня и
коллективных договоров, заключаемых на предприятиях и в организациях,
включаются вопросы обеспечения занятости, достойной оплаты труда и ее
индексации, установления надлежащих условий труда, развитие социальной сферы и
т.д.
В
тех случаях, когда на работников одновременно распространяется условия
различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для них.
Государство
обеспечивает развитие системы социального партнерства, устанавливая правила
заключения коллективных соглашений и ответственность лиц, представляющих
работодателя, за уклонение от участия в переговорах, за непредоставление необходимой
информации и за невыполнение обязательств.
Если
на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) или профессиональное
тарифное соглашение, охватывающее не менее 50% работников отрасли или
профессии, министр труда Российской Федерации вправе предложить работодателям,
не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Работодатели или
соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с
момента получения предложения должны заявить о своем несогласии присоединиться
к нему, иначе его действие считается распространенным на данных работодателей с
момента получения предложения [6].
Отношения
социальной защиты могут быть урегулированы специальными соглашениями,
достигнутыми в процессе разрешения коллективного трудового спора (например, о
выплате компенсации работникам за время участия в забастовке).
Трудовой
договор - важнейший инструмент социальной защиты наемных работников, причем эту
функцию выполняют как основные условия договора, определяющие специальность,
квалификацию, должность, уровень оплаты труда, режим труда и отдыха, так и
дополнительные (факультативные), такие, как предоставление жилья, оплата
летнего отдыха, дополнительное медицинское страхование работника и членов его
семьи и пр.
На
условиях трудового договора могут работать также граждане пожилого возраста и
инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания [7].
Это существенно повышает возможности их социально-трудовой реабилитации,
выступает в качестве адаптационного фактора.
На
основе специального соглашения допускается лечебно-трудовая деятельность
престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания. По
своему содержанию такое соглашение близко к трудовому договору
(регламентируется время труда, недопустимость перевода с одного вида работы на
другой без согласия гражданина, создание здоровых и безопасных условий труда;
оплата работы (75 % - лично ему, а 25 % - на счет учреждения); делается запись
о такой работе в специальной карте).
Подобное
сочетание активных и пассивных форм социальной защиты, на наш взгляд, отвечает
интересам всех ее субъектов и нуждается в дополнительном стимулировании.
Особой
разновидностью трудового договора является контракт, значение которого в
обеспечении социальной защиты работников очень велико. В силу ст. 5 КЗоТ,
условия контракта не могут ухудшать положение работника по сравнению с
установленным на более высоком уровне. Единственное исключение из этого правила
действующее законодательство предусматривает в отношении руководителей
предприятий. Это объясняется значительными особенностями его правового
положения как представителя работодателя. Эту меру можно считать направленной
на защиту интересов работников предприятия или организации от последствий
непрофессиональной и недобросовестной деятельности руководителя.
В
зависимости от количества участников договора (соглашения), можно выделить
двухсторонние (трудовой и коллективный договоры), трехсторонние (коллективные
соглашения) и многосторонние (соглашения в рамках СНГ).
Классификация
договоров о социальной защите может быть проведена по субъектному составу:
договоры с участием граждан; с участием юридических лиц; с участием органов
государственной власти или местного самоуправления.
По
степени воздействия на правовое положение гражданина можно выделить договоры
"прямой" социальной защиты, по которым помощь или возмещение получает
непосредственно гражданин, и договоры "косвенной" (или
"опосредованной") социальной защиты, когда есть какое-либо
промежуточное звено. Примерами первого вида являются трудовой договор, договор
дополнительного пенсионного страхования; второго - договор о дотациях между
органом исполнительной власти субъекта федерации и предприятием, производящим
основные продукты питания.
По
форме участия граждан в реализации договора можно выделить договоры
"активной" и "пассивной" социальной защиты. К первым из них
можно отнести трудовой договор, договоры подряда и поручения, ко вторым -
договор банковского вклада, договор о пожизненном содержании с иждивением и др.
В
зависимости от количества лиц, на которых распространяется действие договора,
могут быть выделены индивидуальные и коллективные договоры социальной защиты. К
индивидуальным можно причислить трудовой и смежные с ним гражданско-правовые
договоры, к коллективным - договоры обязательного медицинского страхования,
коллективные договоры и соглашения.
Многообразие
договоров и соглашений социальной направленности свидетельствует о том, что
система социальной защиты населения является разветвленной и многоуровневой.
Этими актами опосредуются различные формы социальной защиты. Для
совершенствования системы социальной защиты населения необходимо ее глубокое и
всестороннее изучение на основе мультидисциплинарного подхода.
Список литературы
Федеральный
Закон от 16 июня 1995 г. "О международных договорах Российской
Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29.
Ст. 2757.
Собрание
законодательства Российской Федерации. 1995. N 26. Ст.2401.
Бюллетень
министерства труда РФ. 1995. N 11.
Бюллетень
Министерства труда Российской Федерации. 1995 г. N 12.
Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. N 1.Ст. 16.
Закон
"О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции от 20 октября
1995 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. N 48.
Ст.4558.
Федеральный
Закон от 17 мая 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации. N
32. Ст.3198.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/