Реферат по предмету "Право"


Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения

Конвенции и рекомендации МОТ как источники права
социального обеспечения

И.И.
Шамонаева, Уральская академия государственной службы, кафедра социального права

Значение
конвенций и рекомендаций МОТ в правовом регулировании социального обеспечения в
международном и внутригосударственном масштабе можно оценивать с различных
сторон. Во-первых, в них содержатся социальные стандарты, уровню которых должны
в идеале соответствовать законодательства всех стран. Во-вторых, конвенции и
рекомендации МОТ способствуют унификации (интернационализации) законодательства
о социальном обеспечении,

Решения
конференции МОТ по различным трудовым и социальным вопросам выступают в форме
конвенций и рекомендаций. Конвенции по своей правовой природе являются, по
мнению большинства исследователей, разновидностью международных договоров [1],
и после ратификации государством становятся обязательными для исполнения.
Рекомендации конкретизируют содержание конвенций или носят самостоятельный
характер, но содержащиеся в них нормы могут использоваться в национальном
законодательстве по усмотрению государства. Рекомендации часто представляют
собой более высокий уровень развития международных стандартов в сфере
социального обеспечения, и поэтому с их учетом национальное законодательство
может прогрессировать по сравнению с соответствующими конвенциями.

Все
конвенции и рекомендации МОТ о социальном обеспечении можно условно разделить
на две группы. Первую группу составляют акты универсального значения. Прежде
всего следует назвать Конвенцию N 102 "О минимальных нормах социального
обеспечения" (1952). Этот документ содержит основополагающие нормы о
видах, размерах и условиях предоставления социального обеспечения. В Конвенции
перечисляются все виды социального обеспечения: медицинская помощь, пособия по
болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае
производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия,
пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери
кормильца. С учетом разнообразия условий в различных странах Конвенция
предполагает установление минимального уровня обеспечения во всех перечисленных
случаях, определяет круг лиц, подлежащих обеспечению, и минимальные размеры
выплат для различных субъектов.

Конвенция
N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962) имеет
большое значение для достижения такого уровня социального обеспечения, который
мог бы обеспечить реальные жизненные потребности людей. Она содержит
обязательства государств предоставить независимым производителям и наемным
работникам условия для повышения своего жизненного уровня, а также поддерживать
установленный путем официальных обследований прожиточный минимум. Данное
положение является актуальным в настоящее время, тем более, что в Конституции
РФ аналогичной нормы не содержится (несмотря на то, что п. 2 ст. 26 Декларации
прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября
1991г. устанавливает, что пенсии, пособия должны обеспечивать уровень жизни не
ниже установленного законом прожиточного минимума). Сохраняет свое значение до
настоящего времени и Рекомендация N 67 "Об обеспечении дохода"
(1994). В ней речь идет об уменьшении нуждаемости людей путем восстановления до
приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности или по
другим причинам. Обеспечение дохода должно осуществляться на основе
обязательного социального страхования, а для категорий, не охваченных
социальным страхованием, - на основе социальной помощи. Рекомендация
перечисляет и характеризует все случаи, в которых человек должен получать
материальное обеспечение от государства, определяет условия и приблизительные
размеры обеспечения. Очевидно, что данные положения актуальны в условиях
перехода России к рыночной экономике и могут оказать помощь в разработке
законов, иных нормативных правовых актов [2].

Конвенция
N 118 ``О равноправии в области социального обеспечения'' (1962 )
предусматривает предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства
равных прав с гражданами страны в сфере социального обеспечения. Для этого
возможно суммирование периодов страхования, работы по найму или проживания с
целью сохранения приобретенных прав.

Особое
место среди документов МОТ занимает Рекомендация N 167 "Об установлении
международной системы прав в области социального обеспечения" (1983). Ее
цель - содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о социальном
обеспечении между государствами-членами МОТ на принципах равноправия в
предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на
социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов
национальными законодательствами.

Вторую
группу документов МОТ составляют конвенции и рекомендации, касающиеся отдельных
субъектов и видов социального обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях по
инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967) регулирует
условия предоставления пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери
кормильца, а также размер их в процентном соотношении к заработку. Положения о
предоставлении медицинской помощи и об обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности содержатся в Конвенции N 130 "О медицинской помощи и
пособиях по болезни" (1969). Нормы об обеспечении пособиями в случаях
трудовых увечий, профессиональных заболеваний, а также безработицы включают в
себя Конвенция N 121 "О пособиях в случае производственного
травматизма" (1964) и Конвенция N 44 "О пособиях лицам, являющимся
безработными по не зависящим от них обстоятельствам" (1934).

Проблемам
обеспечения трудовых прав и социальной защиты пожилых людей посвящена
Рекомендация МОТ N 162 "О пожилых трудящихся" (1980). Особое значение
придается положению безработных из числа пожилых трудящихся, в интересах
которых рекомендуется предоставлять им пособие по безработице до назначения
пенсии, а выход на пенсию осуществлять, по возможности, с использованием
гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии.

Следует
назвать также Конвенцию N 103 "Об охране материнства" (1952), в
которой содержатся положения о защите прав женщин-матерей и об обязанности
государства предоставить им гарантии в виде отпуска на период беременности и
родов, послеродового отпуска и денежного пособия, рекомендуемый размер которого
- не менее двух третей предшествующего заработка женщины. Специальный характер
имеет Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости
инвалидов" (1983), которая затрагивает очень важный аспект в осуществлении
инвалидами права на социальную и профессиональную реабилитацию, содержит
гарантии занятости инвалидов.

Две
последние конвенции - единственные из 43 конвенций МОТ, действующих в России,
касающиеся вопросов социального обеспечения. Существенные трудности в
приведении действующего законодательства в соответствие с международными
стандартами создает тот факт, что Россией не ратифицирована ни одна из
конвенций, содержащих универсальные положения о гарантиях социального
обеспечения. Однако п. 4 ст. 15 Конституции РФ прямо предусматривает действие
на территории России общепризнанных принципов и норм международного права.
Отсутствие акта признания конкретных норм не делает невозможным их включение в
федеральные законы или конституции, уставы, другие законы субъектов РФ. Таким
образом, конвенции и рекомендации МОТ являются важным и перспективным
источником права социального обеспечения Российской Федерации.
Список литературы

Международное
право: Учебник. М., 1995. С. 125 - 126.

Шайхатдинов
В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие.
Екатеринбург, 1996. Вып. 2. С. 10.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка требований к автоматизации процесса испытаний устройства числового программного управления
Реферат Новые формы занятости и информационные технологии
Реферат Экономическая работа коммерческого банка по оформлению кредитной сделки
Реферат History Of The Olympics Essay Research Paper
Реферат Материал к экзамену по философии
Реферат Certainty Essay Research Paper The mind which
Реферат Види спілкування. Загальна харктеристика спілкування
Реферат Передний край теоретической физики: теплопроводность одномерного кристалла
Реферат Театрализация как разновидность художественно-речевой деятельности в детском саду
Реферат Разработка Интернет-магазина комнатных растений и цветов для Кировской области
Реферат Указ 1822 года "О разделении Среднего жуза"
Реферат Ой на горі та женці жнуть
Реферат Анализ организационной структуры и технико-экономических показателей НП РУП "БЕЛГАЗТЕХНИКА"
Реферат The Bargain Ox Essay Research Paper CONFLICTTHE
Реферат Первобытнообщинный строй и восточные славяне на территории Московской области