Реферат по предмету "Право"


Поощрительные правоотношения

Поощрительные правоотношения

М.Г. Седельникова, Омский государственный университет,
кафедра трудовогоправа

Правовая
норма "раскрывает свои потенциальные возможности, становится
"непосредственной производительной силой"... только в том случае,
если она переводится на язык практических действий" [1, с.14], а именно:
реализуется в правоотношении. Поэтому интерес ученых-юристов к правоотношению
как к правовой категории стабильно высок. Не являются исключением и
поощрительные правоотношения. Хотя проблемы, связанные с ними, рассматривались
в юридической литературе неоднократно, в теории трудового права не сложился
единый подход к понятию "поощрительное правоотношение". Диапазон
мнений по данному вопросу чрезвычайно широк: от "если поощрение
производится внутри предприятия, то ни о каком поощрительном правоотношении не
может быть и речи" [2, с.28], до признания поощрительного правоотношения,
но в рамках единого трудового правоотношения [3, с.75].

Однако
ряд авторов, занимая верную, на наш взгляд, позицию, признают существование
самостоятельного поощрительного правоотношения (А.И.Процевский др.) либо
комплекса таких правоотношений (В.Н.Скобелкин).

Анализ
высказанных точек зрения и законодательной базы позволяет сделать ряд выводов.

Действительно,
правовые связи, возникающие при выборе меры поощрения, издании акта применения
и его реализации чрезвычайно разноплановы и отличаются по содержанию,
субъектному составу, юридическим фактам. Но несмотря на это, материальной
основой каждого из них являются трудовые достижения работников, целью -
поощрение за труд. Различия же в поощрительной процедуре обусловлены лишь
различием степени значимости этих достижений - на уровне предприятия,
муниципального образования, субъекта Федерации либо Российской Федерации в
целом.

Особое
место в комплексе поощрительных правоотношений занимают отношения, связанные с
отменой акта о поощрении. Они, в свою очередь, являются неоднородными по
содержанию.

Во-первых,
основанием отмены поощрительного акта является обнаружившаяся недостоверность
сведений о достижении поощряемого результата. На наш взгляд, поворот решения в
данном случае может иметь место только при умышленном (преднамеренном)
сообщении заведомо ложных фактов.

Во-вторых,
за совершение поощряемым субъектом общественно порицаемого деяния. Так, лишение
государственных наград может быть произведено только Президентом Российской
Федерации по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое
преступление. Подобные нормы содержатся в ряде локальных актов - лица,
удостоенные почетных званий, учреждаемых на предприятиях, лишаются их за
совершение ряда дисциплинарных проступков.

В-третьих,
из-за отказа поощряемого субъекта принять поощрение. Однако ни
законодательство, ни проанализированные нами локальные нормативные акты не
предусматривают возможность возникновения подобных правоотношений. На наш
взгляд, необходимо закрепление нормы, устанавливающей обязательность
согласования с работником вопроса о возбуждении поощрительной процедуры, либо
предоставление ему права в течение определенного времени после издания акта
применения отказаться от поощрения.

На
наш взгляд, ст. 132 КЗоТ Российской Федерации может быть дополнена частями
второй и третьей следующего содержания:

"Поощряемый
работник вправе на любой стадии поощрительной процедуры отказаться от
применения к нему мер поощрения.

Администрация
обязана аннулировать акт о поощрении, если в течение десяти дней после его
издания получит письменный отказ поощренного работника".

Подобная
норма может быть включена и в Положение о государственных наградах Российской
Федерации.

На
наш взгляд, можно говорить как о существовании комплекса поощрительных
правоотношений, так и о наличии в составе института дисциплины труда
комплексного института поощрений за труд.

Раскрытие
сущности правоотношения возможно посредством выяснения его элементов, а именно:
субъектов и содержания.

Среди
субъектов следует выделять поощрителя и поощряемого субъекта поощрения и
поощряемого субъекта, где в качестве первого обычно выступают администрация
предприятия, учреждения, организации, должностные лица; в качестве вторых -
работники и их коллективы. Но этим круг субъектов не исчерпывается.

Так,
статья 132 КЗоТ предусматривает, что администрация применяет меры поощрения
совместно либо по согласованию с профсоюзным комитетом, следовательно, в
правоотношении участвует второй поощритель. Кроме того, в ряде случаев
поощрение применяется с учетом мнения трудового коллектива, совета трудового
коллектива. Также коллективом работников возбуждаются ходатайства о награждении
государственными наградами Российской Федерации. В дальнейшем в качестве
субъектов этих правоотношений выступают органы местного самоуправления, главы
администраций соответствующих субъектов Федерации, главы республик,
руководители федеральных органов государственной власти, Служба государственных
наград Президента Российской Федерации и сам Президент. При этом никто из них,
за исключением Президента Российской Федерации, не является поощрителем. Они участвуют
в процессе согласования на соответствующих стадиях поощрительной процедуры.

Говоря
о содержании поощрительных правоотношений, следует отметить разнообразное
сочетание прав и обязанностей субъектов, закрепленное поощрительными нормами. В
большинстве случаев у поощрителя (например, у предприятия, должностного лица,
общественной организации) отсутствует обязанность поощрять достойных,
отличившихся работников. Поэтому достижение работником поощряемого результата
является основанием для возникновения связи по типу "право - право",
то есть содержание правоотношения составляет право поощрителя на применение мер
поощрения и право работника на справедливую оценку его труда. Последующая
реализация поощрителем своего права связана с общей оценкой деятельности
работника, которая происходит в установленном законодательством порядке. Так, у
администрации возникает обязанность надлежащим образом согласовать с
профсоюзным комитетом вопрос о применении мер поощрения, предусмотренных в ст.
131 КЗоТ.

После
издания приказа, распоряжения, другого акта о поощрении возникает новая
юридическая связь по типу "обязанность - право". В этом случае у
поощрителя, например, администрации, есть обязанность, а у работника - право
требования реализации поощрительного акта. Но и здесь обязанности поощрителя
могут существенно различаться - в зависимости от формы поощрения. Так, при
объявлении благодарности достаточно довести приказ до сведения работника, при
награждении ценным подарком необходимо приобрести его и вручить работнику.

В
ряде случаев у поощренного есть дополнительные права, носящие длительный,
бессрочный характер. Так, Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1995
г. "О государственных наградах Российской Федерации" предусматривает,
что "лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и
преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской
Федерации".

Все
вышесказанное подтверждает существование целого комплекса взаимосвязанных
поощрительных правоотношений. Поэтому определение поощрительного правоотношения
может быть дано лишь в качестве обобщающего, абстрактного, содержание которого
конкретизируется и реализуется в отдельных поощрительных правоотношениях.

На
наш взгляд, это двухсторонние и многосторонние связи, включающие в себя право
или обязанность поощрителя на общую оценку деятельности поощряемого субъекта, с
предварительным согласованием или без него, применения к нему конкретной меры
поощрения с предоставлением дополнительных льгот или без таковых, а также право
поощряемого на объективную оценку его трудового вклада и предоставление
конкретного блага морального или материального характера (после издания
правоприменительного акта), право принять поощрение или отказаться от него.

Вопросы
классификации поощрительных правоотношений в юридической литературе почти не
анализировались. Фактически достаточно полная классификация была предложена
лишь В.Н.Скобелкиным [4, с.153-155]. Он подразделяет поощрительные
правоотношения на общие, родовые и видовые; однопорядковые и разнопорядковые;
статические и динамические; материальные, процессуальные и процедурные. На наш
взгляд, предложенная классификация нуждается в определенных уточнениях и
дополнениях.

Поощрительные
правоотношения могут быть классифицированы по следующим основаниям. Во-первых,
по уровню применения поощрений. Все правоотношения можно разделить на две
группы: возникающие на предприятии и вне его. Каждая группа состоит из
правоотношений с участием различных поощрителей - от должностных лиц
предприятия до Президента Российской Федерации.

Во-вторых,
по процедуре реализации содержания: одноэтапные и многоэтапные. Первые
исчерпываются после однократной реализации прав и обязанностей его субъектов. В
многоэтапных права и обязанности рассчитаны на многократное повторение в течение
неопределенного временного промежутка. Например, лица, удостоенные
государственных наград пожизненно, пользуются льготами и преимуществами,
установленными законодательством.

В-третьих,
в зависимости от количества юридических фактов, необходимых для возникновения
правоотношений. Так, ряд мер поощрения, предусмотренных как законодательством,
так и локальными нормативными актами, применяются без согласования с
какими-либо органами или должностными лицами, таким образом, для возникновения
правоотношения необходимо наличие лишь одного юридического факта -
соответствующего акта применения.

Значительная
же часть поощрений может быть применима после проведения обязательных
согласительных мероприятий. Присвоению почетного звания Российской Федерации
предшествуют три этапа согласований: сначала - на уровне предприятия либо
органа местного самоуправления, субъекта Федерации, органа государственной
власти Российской Федерации. После этого материалы передаются в Службу
государственных наград Президента и лишь затем - самому Президенту. Таким
образом, для возникновения поощрительного правоотношения данного вида требуется
наличие фактического (юридического) состава. Отсутствие любого из необходимых
юридических фактов делает возникновение правоотношения невозможным.

В-четвертых,
по содержанию - на положительные и отрицательные. В первую группу войдут
отношения, связанные с применением мер поощрения, во вторую, соответственно, -
с отменой актов поощрения по различным основаниям.

Разработка
научно обоснованной классификации поощрительных правоотношений позволит более
четко сформулировать правила соответствующих нормативных актов, будет
способствовать повышению эффективности данных норм и практики их применения.
Список литературы

Правоотношения
и их роль в реализации права. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993.

Бару
М.И. Понятие, классификация и охрана моральных стимулов к труду // Проблемы
социалистической законности. Харьков: Вища школа, 1980.

Рябовол
И.М. Поощрения за труд по советскому трудовому праву. Дис. ... канд. юрид.
наук. Л., 1978.

Скобелкин
В.Н. Поощрительные правоотношения // Проблемы совершенствования
гражданско-правового регулирования. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.