Некоторые вопросы проведения судебной реформы в Сибири
в 60-е - 80-е гг. XIX в.
С.В. Чечелев, Омский государственный университет,
кафедра теории и истории государства и права
В
1997 году исполняется ровно 100 лет с того момента, когда основные положения
Судебных Уставов 1864 г. были распространены на наш край. 1(13) июля 1897 г. в
торжественной обстановке были открыты окружные суды в главных сибирских городах
и судебная палата в Иркутске. Прошло почти три с половиной десятилетия, прежде
чем новые принципы судоустройства и судопроизводства стали применяться и на
этой колониальной окраине Империи.
Уже
при принятии судебных уставов в 1864 г. предполагалось, что они, ввиду различия
конкретных условий в отдельных местностях империи будут вводиться в действие
постепенно. Данное намерение властей отчетливо было выражено в "Положении
о введении в действие судебных уставов" (19 октября 1865 г.). В силу ряда объективных
и субъективных причин (о чем подробнее речь пойдет ниже) очередь Сибири
наступила только в 90-е гг. XIX в.
Следует
отметить, что проблема судебной реформы в нашем крае все время была предметом
постоянной дискуссии, временами то ярко разгоравшейся в связи с какими-либо
событиями, то почти затухающей.
Говоря
о проведении судебной реформы в Сибири, представляется возможным выделить
несколько этапов ее проведения:
1.
1862 - 1885 гг. Введение института судебных следователей, гласности и
состязательности судебного процесса. Основному его содержанию и посвящена
настоящая статья.
2.
1886 - 1898 гг. Введение основных принципов новой судебной системы на большей
части Сибири и в Степном крае.
3.
1898 - 1917 гг. Введение новой организации суда в остальных районах Сибири и
подготовка к усовершенствованию уже существующей. Из-за войны и революции
процесс оказался незавершенным.
Данная
же статья посвящена событиям 1-го этапа реформы, когда происходит выработка
основных принципов сибирской судебной системы и так называемого
"сибирского права" - особой совокупности норм материального и
процессуального законодательства, действующих только на территории Сибири,
представляющих собой причудливую смесь старых, дореформенных законов,
продолжающих действовать в крае, новых общероссийских законов и специальных
норм, разработанных для Сибири. В целом же особенности проведения судебной
реформы в Сибири объяснялись своеобразием ее положения. Так, в 1863 году,
согласно данным центрального статистического комитета в Сибири, на площади в 11
млн. кв. верст проживало всего 3 141 000 чел., по сравнению с 94,2 млн. чел. в
Европейской России. Плотность населения составляла, соответственно, 0,3 и 14,5
чел. на кв. версту [1, с.94]. К числу особенностей региона отнесем также и
неразвитость путей сообщения - ж.д. бум 60 - 70-х гг. Сибирь не затронул,
речной транспорт только начинал развиваться, а сухопутные дороги находились не
в самом хорошем состоянии. Добавив сюда отсутствие крупной и средней частной
индустрии, практически полное отсутствие частного землевладения и, как
следствие - отсутствие сколько-нибудь значительного слоя собственников -
основной социальной базы режима. Все эти обстоятельства предопределили затяжной
характер проведения буржуазных реформ в Сибири.
Первоначальным
толчком, положившим начало разработки реформы стало опубликование
"Основных положений судоустройства" (29.09.62), определивших основные
принципы новой судебной системы Империи. В целях всестороннего и полного
обсуждения "положения" были разосланы в судебные учреждения по всей
стране, в том числе и в Сибири.
Основные
принципы, заложенные в разосланном документе: отделение суда от администрации,
состязательность процесса, приближенность суда к населению, выборность судей,
введение института присяжных заседателей - вызвали одобрение сибирской
общественности и местных властей. Основные замечания, как правило, касались
учета специфики региона и необходимости применения к ним "основных
положений" в несколько ином варианте, нежели в Европейской России.
Большое
количество вариантов и поправок к "основным положениям", высказанных
сибиряками (местных начальников разных уровней и частных лиц) побудило
правительство образовать в 1865 г. "особую комиссию по преобразованию
судебной части в Сибири" под руководством сенатора Бутковского.
Поступавшие с мест предложения обрабатывались комиссией и в том или ином виде
включались в разрабатываемый ею проект судебной реформы в Сибири. Необходимо
также отметить, что от сибиряков не поступило ни одного отрицательного отзыва
по поводу предстоящей реформы. С определенной осторожностью высказывались лишь
представители столичного чиновничества, однако всегда со ссылкой на незнание
полной картины происходящего в Сибири.
"Я
прихожу к тому горькому заключению, что наш край еще немного зеленоват, но это
да не послужит помехой к осуществлению прекрасной судебной реформы", - под
этим мнением курганского мещанина Григорьева подписалось бы, безусловно,
абсолютное большинство сибиряков. Председатель Иркутского губернского суда
Мордвинов в своем отзыве писал, что абсолютно неверно мнение, что "будто
Сибирь не может усвоить всех начал судебной реформы" [2]. Справедливости
ради отметим, что сибиряки осознавали невозможность введения судебных уставов в
крае в неизменном виде. Все основные замечания и предложения наших земляков,
высказанные в ходе дискуссии, можно свести к следующим моментам:
1.
Понизить образовательный и имущественный ценз для выборов в мировые судьи.
2.
Расширить компетенцию местных судов (рассматривать дела с суммой иска до 2 тыс
рублей).
3.
Для получения звания присяжного поверенного ввиду отсутствия в крае высших
учебных заведений и нехватки лиц с требуемым образовательным цензом признать
достаточным для занятия должности окончания среднего учебного заведения наличие
необходимого служебного стажа.
4.Так
как в ближайшее время в Сибири не планировалось проведения земской реформы, для
выборов мировых судей и присяжных заседателей предлагалось образовать
всесословное избирательное собрание.
5.
Учитывая неизбежность большой площади судебных округов, развить в крае начало
выездных сессий окружных судов.
6.
В силу подобных причин установить,что вызов свидетелей на судебное следствие
осуществляется, в основном, по желанию обвиняемого.
7.
Отмечена необходимость несколько иного устройства судебных органов в
золотопромышленных районах. Этот объясняется особенностями состава населения:
местные промысловые рабочие находились в сильной зависимости от промышленников.
8.
Предложения, касавшиеся устройства съезда мировых судей, предполагали либо
вообще не вводить этот институт в Сибири, а передать функции мировых судей
сельским судам и мировым судьям, либо сделать судами второй инстанции по
вопросам, подсудным мировым судам окружным судам. На основании высказанных
предложений комиссия, в состав которой входили лица, ранее служившие в Сибири и
считавшиеся знатоками края.
В
1867 г. комиссия составила проект "коренных судебных преобразований в
Сибири", одобренный министром юстиции. В данном проекте отмечалось, что
основные принципы нового суда обязательно должны быть и в сибирских судебных
учреждениях. Однако детальная их разработка применительно к Сибири требовала
продолжения работы, и прежде всего, сбора более подробных и обширных справочных
сведений, которых было немного в распоряжении комиссии. Однако в конце 60-х гг.
в правительственных кругах сочли, что уместнее сосредоточить основное внимание
на проведении реформы суда в других регионах Империи, более
"подготовленных" в правительственном понимании.
Так,
в 1866 г. судебная реформа была проведена в Закавказье. Именно здесь
правительством впервые, несмотря на более ранние заявления, было допущено
отступление от основных принципов реформы (не был введен институт присяжных
поверенных, отсутствовал съезд мировых судей, отказ от выборности судей и т.
п.).
Данная
реформа вызвала сильную обеспокоенность сибирской общественности, которую
правительство постаралось развеять. Редакционная статья газеты
"Санкт-Петербургские ведомости" (1867. N 38) утверждала, что закон от
22 февраля 1866 г. вызван исключительно местными кавказскими условиями и не
может быть распространен на Сибирь. Более того, указывалось, на необходимость
скорейшего введения в Сибири представительных местных учреждений как на
необходимую предпосылку проведения судебной реформы .
В
70-е гг. XIX в. начинает меняться общее направление правительственной политики.
Коснулось это и области судоустройства. Ряд исследователей считают возможным
говорить о начале судебной контрреформы применительно к этому периоду. Меняется
правительственный подход и к подготовке судебной реформы в Сибири. 1 января
1870 г. по высочайшему повелению комиссия Бутковского была распущена, а дела -
переданы в министерство юстиции, где теперь должна была быть продолжена начатая
комиссией работа. Тем же повелением указано было вести эти работы "без
всякой поспешности, путем строгой постепенности и осторожности" [3, л.1].
Основные
причины, повлекшие изменения в правительственной политике в данном вопросе, по
нашему мнению, заключаются в следующем:
Усиление
(возобладание) в правительственных кругах более умеренной, осторожной точки
зрения - на постепенные реформы. Чисто "бюрократический" вариант
воплощения ее в жизнь затягивал и без того неспешную их подготовку. Огромное
значение в судьбе реформы сыграл финансовый аспект. Проведение судебной реформы
в регионе в полном ее объеме с учетом местных особенностей потребовало бы
значительных финансовых средств. Финансы Империи 60-е - 70-е гг. находились
далеко не в самом лучшем состоянии. Крымская война и последующие финансовые
эксперименты привели к огромному дефициту бюджета. В 1867 г. доходная часть
бюджета составляла всего 438 млн. руб., а расходная - 527,5 млн. руб. Еще
больше ухудшила финансовую ситуацию война с Турцией 1877 г. [1, с.197-198].
В
такой ситуации министерство финансов выступало категорически против
предлагаемых проектов реформы суда в Сибири, считая реальную их стоимость
значительно превосходящей как заявленные цифры, так и реальные возможности
бюджета. Между тем, министерство юстиции продолжало работу, начатую комиссией
Бутковского и в 1873 г. представило для рассмотрения новый проект по
преобразованию сибирского суда. Проект представлял из себя пакет из 5
законопроектов.
1.
"О усилении состава полицейского управления в Сибири, особенно чиновниками
по следственной части". Сохранившаяся в Сибири старая судебная система
предполагала проведение дознания и следствия одновременно полицейскими чинами.
Обремененные к тому же множеством обязанностей хозяйственно-административного
плана, не имея достаточной подготовки, они не могли вести следствие должным
образом. Многие десятки дел лежали без движения годами, отчётность была в самом
запущенном состоянии, приписки и подлоги в следственной практике были самым
обычным, будничным делом и каким-то образом немного скрывали реальную картину перед
руководством МВД. Проект предлагал сложить с полиции следственные функции,
поручив их "особого рода чиновникам".
2.
О порядке производства следствия и дознания в Сибири.
3.
О применении к Сибири улучшенного порядка судопроизводства.
4.
Преобразование прокурорского надзора в Сибири (уничтожение института стряпчих и
придание прокуратуре значения в соответствии с уставами 1864 г.).
5.
Об изменении штатов судебного управления в Сибири (некоторое увеличение числа
судебных чиновников, образование ряда новых окружных судов и увеличение
жалования служащим правосудия). Оценочная стоимость предлагаемых мер составляла
около 455 тыс. руб. [3, л.53].
При
обсуждении проектов другими министрами против выступили министр внутренних дел
и министр финансов. Так, министр внутренних дел князь Лобанов-Ростовский в
своём отзыве от 12 октября 1873 г. писал: "считая необходимым улучшение
суда, не могу считать предложенные меры вполне целесообразными и
соответствующими местным условиям", а министр финансов, формально не возражая
против предлагаемых мер, резко выступил против предлагаемых расходов на
проведение реформы, за их пересмотр в сторону уменьшения. Существенные
замечания встретили законопроекты во 2-м отделении СЕИВК. Именно там,
усомнившись в общей целесообразности предлагаемых мер, рекомендовали
министерству, не размениваясь на мелочах, сосредоточить своё внимание на
подготовке к введению собственно Судебных Уставов 1864 г. в Сибири. Однако в то
время (70-е гг.) уже стало очевидно, что эта реформа - дело довольно отдалённого
будущего. В сложившихся условиях министр юстиции Муравьёв решил поставить более
скромную задачу - частичного улучшения существующей судебной системы,
исправления наиболее вопиющих её недостатков.
Громоздкая
и неповоротливая судебная машина, созданная ещё при Екатерине II никоим образом
не отвечала интересам тех, для кого она была создана - т. е. жителей региона.
Множественность инстанций по рассмотрению дел; сохранение системы сословных
судов; удалённость судов низшей инстанции от населения; формализм следствия и
процесса; существование в регионе практики насильственного привода свидетелей
даже по маловажным делам подчас за многие десятки вёрст; наконец, - практически
полное всевластие полиции над населением, сосредоточение в своих руках
дознания, следствия, производства по маловажным делам и функции судебных
исполнителей. К тому же зависимость и подконтрольность суда местной
администрации - всё это приводило к отчуждению сибиряков от органов правосудия,
стремлению как можно реже обращаться к услугам суда и правоохранительных
органов в целом.
Все
эти причины заставляли в конечном итоге Министерство юстиции продолжать
разработку судебной реформы, хотя бы и в крайне усечённом варианте. В этот
период (к. 70-х - нач. 80-х гг.) у министерства появились довольно сильные
союзники в лице сибирских губернаторов. Так, главноуправляющий Западной Сибирью
в июне 1881 года в письме на адрес министра юстиции сообщал о крайне
бедственном положении судейских чиновников в крае, о нарастающем параличе всей
судебной системы в регионе. В конце письма генерал-адъютант Хрущёв пообещал,
что в случае непринятия правительством хоть каких-нибудь срочных мер в этой
области он снимает с себя всякую ответственность за происходящее.
При
разработке нового проекта реформы основное внимание было уделено введению в
регионе института судебных следователей. В связи с ограниченностью финансовых
возможностей государства решено было должность следователя сделать не
повсеместной, а учредить её для расследования наиболее важных из уголовных дел,
подсудных непосредственно губернским судам и замещающих их в областях окружных
судах (в количестве 39 чел.). Кроме того, предполагалось в целях экономии
бюджетных средств привлекать их наряду с заседателями окружных судов к
рассмотрению и решению дел (кроме тех дел, по которым они сами вели следствие).
Определённые
изменения должны были претерпеть и органы надзора. Так, прокуроры теперь
непосредственно подчинялись Министерству юстиции. В губерниях, областях и
округах вводилась должность прокурора. Должность стряпчих ликвидировалась.
Определённые изменения вносились в уголовный процесс путём распространения на
Сибирь общих правил 11 ноября 1865 и 10 марта 1869 гг. о порядке
судопроизводства.
Представление
о преобразовании судебно-следственных органов в Сибири было внесено в
Государственный совет в январе 1883 года. Там проект подвергся некоторым
изменениям, в основном редакционного характера, несколько сократившись в
размерах. Именно там "особые чиновники по следственным" делам стали
называться обычными судебными следователями. Была уточнена окончательная сумма
расходов на предполагаемые преобразования. Однако уложиться в ранее намечаемые
сроки, в который уже раз, не удалось. Законопроект был подписан императором
только 25 февраля 1885 года - спустя почти 20 лет после того, как были
предприняты первые шаги по проведению в крае судебной реформы. Именно столько
лет понадобилось российской бюрократической машине, чтобы дело наконец-то
сдвинулось с мёртвой точки. Однако весьма незначительные изменения в судебной
системе не устраняли основные её недостатки - и это стало очевидным уже спустя
несколько лет после проведения в жизнь положения 1885 года. Ограниченное
количество судебных следователей лишь ещё больше подчёркивало всю
несостоятельность старой системы следствия - новые элементы, введенные в 1885
году, в конечном итоге оказывались несовместимыми с существовавшей старой
судебной системой. Необходима была коренная реформа всего сибирского суда.
Список литературы
Россия:
Энциклопедический словарь. Спб, 1898.
РГИА.
Печ. зап. N 639. С.5.
РГИА.
Ф. 1405. ОП. 69. Д. 7107б.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/