Обязательные резервы коммерческих банков -
объективная необходимость или
субъективный подход?
А.Н. Новиков, доцент кафедры "Банковское
дело"
Обязательные
резервы регулируют величину остатков на резервных счетах банков в Центральном
банке или условия пополнения этих счетов.
Они
развивались из необходимости для банков иметь денежную наличность в виде так
называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных
обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими
банками, то есть как гарантирование фондов для погашения обязательств.
Обязательные
резервы выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки должны
постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается
исследователями) в виде вкладов в Центральном банке или в ценных бумагах в
качестве обеспечения своих обязательств.
Нормы
обязательных резервов определяются в процентном отношении к соответствующим
статьям пассивов и активов банка.
Существует
дифференция норм в зависимости от:
срока
деятельности;
величины
пассивов и активов банка;
видов
и размеров привлекаемых депозитов;
гражданства
вкладчика;
региона
деятельности банка.
Избирательный
подход к нормам обязательного резервирования - попытка Центрального банка
стимулировать или ограничить резервы тех или иных видов депозитных операций
коммерческих банков.
Влияние
обязательных резервов на экономику опосредовано.
Установление
обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков ведет к
снижению размера выдаваемых ссуд. Ресурсы удорожаются, если банк не намерен
сокращать суммарный объем активно кредитных операций и следствие чего - рост
процентных ставок по активным операциям и сокращение объемов кредитов.
Косвенный метод менее жесткий, так как создает прямую связь между динамикой
потребности банка в деньгах Центрального банка (централизованные и иные виды
кредитов) и созданием денежной массы, что позволяет сглаживать колебания
процентных ставок по ежедневным ссудам при обязательстве банков держать
определенный среднемесячный остаток кассовых резервов в Центральном банке.
Установление
обязательных резервов по активам - кредитам означает, что кредитные ограничения
- самая жесткая форма воздействия на кредит (снижение деловой активности,
ухудшение функционирования банковской системы, препятствующее развитию
конкуренции в банковском деле), метод количественных ограничений, наиболее
эффективное антиинфляционное средство.
По
другим активам - создаются инвестиции в ценные бумаги, формируются
инвестиционные требования и портфельные ограничения (обязательство держать
часть суммы денежных активов, либо часть их прироста, за определенный период
времени). Часто депозиты коммерческих банков в Центральном банке воспринимаются
как их обязательные резервы.
Круг
проводимых по резервным счетам операций широк и не однозначен:
зачисление
денег производится учреждениями Центрального банка по поручениям банков;
списание
средств в безакцептном порядке не разрешается;
обращение
взыскания на остаток в бесспорном порядке возможно лишь при наличии решения
судебного органа;
в
дни регулирования должны иметься необходимые обязательные резервы для
поддержания банками остатков средств;
размер
остатков постоянно колеблется в связи с осуществлением расчетов и переводом
денег, особенно с развитием систем электронных переводов и электронного
клиринга, так что трудно прогнозировать объем депозитов на конец операционного
дня;
необходимость
системы корректировки абсолютных сумм обязательных резервов при непрерывном
оттоке и притоке средств на депозитные счета в банке;
стремление
банков свести к минимуму свободные и добровольные резервы, бездоходные активы и
прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы (при наличии большой филиальной
сети возникают дополнительные трудности в оперативной обработке информации и
принятии решения для управления резервами).
Резервные
требования выполняются банками на базе расчетного периода в прошлом - величина
временного интервала между расчетным периодом и периодом хранения резервов.
Чем
больше интервал, тем слабее связь реальной величины резервов с состоянием
денежно-кредитной сферы в данный момент и тем меньше эффективность регулирующих
мер Центрального банка, особенно в краткосрочном периоде.
Расчетный
период и период выполнения обязательств перед Центральным банком неодинаков по
странам - допускается возможность зачета переноса избытка или дефицита
минимальных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость
регулирующих мер.
Меры
по снижению бремени банков по постоянному поддержанию необходимого уровня
минимальных резервов, расширению монетарной базы предполагают: снижение норм,
расширение полномочий Центрального банка в этой области регулирования, расширение
базы резервных требований, категорий кредитных институтов, круга денежных
активов (так как их использование в качестве ценных бумаг выгодно банкам).
Последствия
снижения резервных требований:
ослабление
контроля Центрального банка за денежной массой, так как он не может эффективно
влиять на источник данного вида резервов;
ухудшение
потенциала ликвидности банка, поскольку происходит замещение более ликвидных
денежных резервов менее ликвидными, искусственное уменьшение денежной базы;
усиление
взаимосвязи резервной и процентной политики Центрального банка, введение
штрафов за невыполнение норм обязательных резервов на базе учетной процентной
ставки Центрального банка;
использование
депозитного процента в качестве определенного экономического стимулятора,
побуждающего банки выполнять резервные требования.
Выплата
процентов по обязательным резервам предполагает:
уменьшение
стремления банков уклоняться от выполнения резервных требований;
улучшение
возможности контроля Центрального банка за денежной массой;
уменьшение
искажения в размещении ресурсов;
получение
банками возможности выплатить своим клиентам высокие депозитные проценты;
превращение
резервных требований из метода краткосрочного воздействия в метод долгосрочный;
создание
благоприятных условий для эффективного использования более гибких инструментов;
приобретение
векселей Центрального банка банками с последующим зачетом суммы произведенных
финансовых инвестиций в счет установленных минимальных резервов.
Частые
применения обязательных резервов оказывают дестабилизирующее влияние и без
предварительного предупреждения. У банков усиливаются стимулы к накоплению
избыточных резервов и внедрению депозитов, не подпадающих под действие норм
обязательных резервов. Денежная масса может стать менее чувствительной к
изменениям резервных требований, а связь резервных требований с конечными
целями денежно-кредитной политики ослабляется.
Используя
резервные требования как экономический стимулятор процессов формирования
денежных сбережений (накоплений), Центральный банк пытается заставить банки
избирательно привлекать денежные вклады, по которым обязательные резервы ниже
или отсутствуют.
Результатом
уменьшения сумм депозитов банков на корреспондентских счетах в Центральном
банке становится падение удельного веса депозитов в денежной массе. Ресурсы на
корреспондентском счете в Центральном банке используются для ведения
межбанковских клиринговых расчетов, происходит снижение значения средств (в
качестве резервных требований) как источника рефинансирования банков.
Снижение
эффективности обязательных резервов обусловлено следующими факторами:
дерегулирование финансово-кредитной и валютной сфер, отмена или ослабление
валютного контроля, отказ от использования методов прямого регулирования,
кредитные и инвестиционные ограничения, селективный контроль над отдельными
видами банковского кредита, потолков процентных ставок, снятие запрета на
различные виды деятельности в сфере финансовых услуг, облегчение для
иностранных кредитно-финансовых учреждений присутствия на внутреннем финансовом
рынке, расширение арсенала официально разрешенных финансовых инструментов (см.
табл. 1).
Резервные
требования - неотъемлемый элемент денежной базы денег Центрального банка, это
фактор обеспечения стабильного спроса на кредитные ресурсы в рамках рыночного
регулирования, составная часть кредитного контроля, собственно контроль над
денежным спросом, регулирование депозитной эмиссии и совокупной денежной массы,
своеобразный налог на банки, поскольку имеется неначисление процентов.
Уменьшение
средней величины процента нарушает процесс аккумуляции средств, и ресурсы
направляются мимо банков, что позволяет Центральному банку размещать
обязательные резервы в приносящие проценты ценные бумаги, вследствие чего
происходит:
ограничение
темпов роста денежной массы;
изъятие
избыточных свободных средств банков из денежной сферы;
формирование
основы прогнозирования и регулирования, отслеживания объема и динамики денежной
массы и ее отдельных компонентов;
формирование
жесткой связи между денежной базой и денежной массой;
создание
инструмента регулирования кредитной деятельности, эмиссионной активности,
постоянного уровня ликвидности банков (а не просто быть фондом ликвидности).
Считается,
что резервные требования являются грубым инструментом, их механизм плохо
приспособлен для краткосрочного регулирования ликвидности, осуществляется в
одностороннем порядке Центральным банком.
В
1991-1993 гг. в России происходило регулирование исключительно уровня нормы
резервных требований, с 1 марта 1994 г. был введен новый порядок формирования
ФОР (Фонда обязательного резервирования) посредством резервной части
привлеченных банками ресурсов, включая пассивные остатки по балансовым счетам,
отражающие динамику привлеченных ресурсов, при этом не были включены кредиты,
полученные от других банков (т.е. межбанковский кредит резервированию не
подлежал).
Дифференциация
резервных требований осуществлялась по типу обязательств - по счетам до
востребования и по срочным обязательствам независимо от их срока, определение
по балансу на первое число месяца - возможен был перерасчет по балансу на 16-е
число, либо на среднемесячной основе.
С
1.02.1995 г. вводится депонирование средств банков на инвалютные счета в
зависимости от остатков на них. С 1.05.1995 г. устанавливается новый порядок
расчета размера средств, подлежащих резервированию в фонд обязательного
резервирования, с 1.12.1995 г. - обязательное резервирование по валютным
ссудам, подпадающим под 4 и 5-ю категории риска. Фонд обязательного
резервирования на 1.01.1995 г. в 2,1 раза был меньше, чем на 1.01.1996 г. - 2,8
трлн руб., из них 1,1 трлн в валюте.
Обязательные
резервы составили на 1.01.1996 г. - 6 трлн руб., увеличение за год в 2,5 раза,
1890 проверок было проведено за 1995 г. В течение 1996 г. банки располагали
свободными средствами на корреспондентских счетах в пределах 13-19 трлн руб.,
минимум - 9 трлн, максимум - 18-19 трлн руб., т.е. существовали излишки
ликвидности.
По
Положению Центрального банка РФ № 37 от 30.03.1996 г. обязательные резервы -
один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики,
представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы,
используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного
мультипликатора, устанавливается в целях ограничения кредитных возможностей
банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
По
указанному Положению обязанность выполнения нормативов (с момента получения
лицензии) - необходимое условие осуществления банковских операций;
регламентирована ответственность за соблюдение порядка депонирования
обязательных резервов.
Регулирование
размера обязательных резервов производилось территориальными управлениями ЦБ
или РКЦ ежемесячно по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным,
путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих внесению, исходя из
остатков на счете.
Способы
минимизации сумм, депонированных банками в Центральном банке, были следующие:
снижение
ресурсов, привлеченных на более короткие сроки в связи с более высоким
депонированием;
использование
договоров сроком свыше 90 дней как договоров до востребования;
не
включение в расчет отдельных счетов;
неправильный
расчет процентов по различным группам обязательств;
занижение
остатков по отдельным балансовым счетам;
занижение
Фонда обязательных резервов (так, при выпуске векселей банки относили суммы на
соответствующие лицевые счета балансового счета 196 по дате окончательного
срока действия договора, а не по дате, когда вексель в соответствии с условиями
договора может быть предъявлен к погашению; также возможно было оформление
банками остатков средств на корр. счета банков "Лоро" кредитными договорами
и учитывание их как полученные межбанковские кредиты на соответствующих
счетах).
Гражданские
и арбитражные суды воспринимали средства, направленные в ФОР, только как
имущество банков, требуя их перечисления кредиторам банков, если они не могут
выполнить своих обязательств за счет собственных средств, имеющихся на
корреспондентском счете. Существующие нормы гражданского права и принципы
денежно-кредитной политики противоречили друг другу на протяжении длительного
периода.
По
Положению от 30.03.1996 г. формула расчета более точно учитывала колебания
привлеченных ресурсов в течение отчетного периода, а среднеарифметическая была
заменена среднехронологической. В расчет принимались остатки по балансам на
дату, а не за дату, были изменены нормы обязательных резервов, порядок
расчетов, подлежащих депонированию, база облагаемых депонированием средств.
С
1.06.1997 г. изменения касались следующих моментов: уточнялись балансовые
счета, остатки по которым принимаются в расчет обязательных резервных
требований; разъяснялся порядок определения срока привлечения средств в
депозиты и отражение их на балансовых счетах; был определен порядок взыскания
сумм недовзноса в обязательные резервы и начисление штрафа за нарушение порядка
резервирования.
Высокие
резервные требования делали нерентабельным расчетно-кассовое обслуживание
клиентов, так как при высокой динамике клиентских денежных средств и
непредсказуемости остатков на счетах банки вынуждены отправлять в обязательные
резервы либо собственные средства, либо дорогостоящие длинные срочные ресурсы,
что требует изыскания дополнительных средств.
Обязательные
резервы, таким образом, должны использоваться только для долгосрочного
регулирования, огромная денежная масса - до 15% активов банков не приносит
дохода, что является одной из причин банкротств; уход в наличность приводит к
резкому сокращению кредитного потенциала банков.
Реальная
жизнь подтверждает, что разные нормы резервов необходимы для разных видов
вкладов, что банки не обязаны отдавать в кредит всю избыточную наличность, что
неодновременность расчетов и не в один адрес - процесс объективный, и что
объективно также возможно превращение резервных требований в банкноты.
После
августа 1998 г. в соответствии с указаниями 393-У Банка России "О порядке
определения в абсолютной величине предельных значений…" предельные
значения нормативов устанавливаются территориальными учреждениями Банка России
кредитным организациям, отвечающим одновременно двум критериям: 1) балансовая
стоимость вложения в государственные долговые обязательства РФ по состоянию на
1.08.1998 г. составляет не менее 20% значения собственных средств капитала; 2)
по состоянию на ту же дату кредитная организация отнесена к категории финансово
устойчивых банков.
Указанием
495-У от 4.О2.1999 г. Банк России расширил круг кредитных организаций, которым
территориальные учреждения Банка России могут устанавливать предельные значения
нормативов, включив в их состав те, у которых разница между отрицательной
переоценкой средств в иностранной валюте и положительной переоценкой средств в
иностранной валюте превышает 10% от собственных средств капитала по состоянию
на 1.01.1999 г. При этом сохраняется принцип применения временных мер надзора
только в отношении банков, непосредственно пострадавших от кризиса. К таким
можно отнести банки, которые по состоянию на 1.08.1998 г. были причислены к
категории финансово устойчивых банков в соответствии с письмом Банка России №
457 от 28.05.1997 г.
"О
критериях определения финансового состояния банков".
Средства
изымаются налоговым способом на неограниченный срок без компенсации банкам
издержек, которые они несут по привлечению ресурсов. Изъятие большой доли
привлеченных ресурсов отвлекает из оборота крупные суммы и наносит ущерб слабой
банковской системе.
По
мнению Центрального банка, обязательные резервы по своей экономической сущности
являются инструментом, призванным ограничить кредитные возможности банков.
Такая позиция оправдана в странах, у которых имеется избыточная денежная масса
и устойчивая платежеспособная банковская система. Часто территориальные
управления ЦБ не принимают во внимание никаких объективных причин временного
недовзноса и не имеют полномочий на предоставление кратковременных рассрочек по
платежам в ФОР. Даже при резком отливе вкладов - до 15% валюты баланса Центральный
банк не возвращает средства из ФОР, чтобы банки могли выдавать деньги
вкладчикам, а разрешает производить лишь промежуточные расчеты ФОР, причем не
за последний критический период отлива вкладов, а за целый месяц, включая
время, когда не было массового изъятия средств. Одновременно требует, чтобы
платежи производились со всех сумм, включая просроченные обязательства. При
таком методе банк не может рассчитаться с вкладчиками, и у него появляется
недовзнос.
Несовершенство
механизма депонирования средств проявилось 11.01.2000 г., когда Центральный
банк принял внезапное, по мнению банковского сообщества, решение о значительном
повышении взносов. Новый норматив вводился с 1 января и расчет производился за
декабрь. Дополнительные платежи за декабрь 1999 г. составили 17-20 млрд руб. За
привлекаемые средства банки уплачивали значительные суммы кредиторам, а ЦБ
изымал их бесплатно (см. табл. 2).
Главным
показателем для повышения нормативов является увеличение остатков на счетах. Но
этот показатель не выражает экономического существа вопроса - наличие
избыточной денежной массы и ликвидности. В нем лишь проявляется действие ряда
временных факторов, вследствие которых при общей недостаточности денежной массы
у банков увеличиваются средства на их счетах в Центральном банке. Увеличение
остатков средств на счетах произошло вследствие сокращения кредитных операций и
ряда других обстоятельств. Остатки средств на корр. счетах составляют примерно
однодневную сумму денежных расчетов в условиях, когда основные платежи - 75-80%
осуществляются в неденежной форме. Средства бюджета и бюджетных организаций,
которые раньше банками использовались как кредитные ресурсы, теперь находятся
на счетах Центрального банка. Средства, зачисленные в ФОР, являются
недоступными для банков даже для кратковременного использования на погашение
просроченной задолженности по обязательствам перед клиентами, так как
Центральный банк возвращает их только при отзыве лицензии.
В
США Федеральная резервная система вообще не изымает средства банков на свой
счет, она обязывает банки, чтобы на их счетах на отчетные даты были ресурсы,
которые причитаются в ФОР. Гибкое использование банками средств означало
поддержание текущей ликвидности.
В
России по состоянию на 1.12.1999 г. сумма привлеченной валюты в рублевом
исчислении составляла 213,3 млрд руб. и рублевых средств - 219,1 млрд руб. Для
взноса в ФОР рублевой массы банки должны продавать крупные суммы иностранной
валюты своим клиентам. У Центрального банка не было ни правовых, ни
экономических оснований для депонирования средств, хранящихся на валютных
счетах. Важным аргументом является то, что депозиты в иностранной валюте не
включаются в расчет денежной массы М2.
Депонирование
валютных средств в рублях приводит к убыткам при покупке и продаже валюты, и
возможно их обесценение вследствие инфляции; приводит к необходимости дачи
поручения зарубежному банку-корреспонденту перечислить валюту другому
зарубежному банку-покупателю, который, приобретая валюту, перечисляет рублевый
эквивалент банку-продавцу.
Центральный
банк разрешал снижать норматив обязательных резервов внутри месяца в размере не
более 5% суммы депонированных средств, или только на 0,5 пункта норматива.
Метод
расчета резервов, конечно, требует изменения, так как Центральный банк завышал
сумму изымаемых средств, включая в расчеты всю кредиторскую задолженность, в
том числе и просроченную. При просроченных обязательствах не может увеличиваться
денежная масса при кредитовании. Это не привлеченные средства, а вынужденная
задолженность, которую банку необходимо погасить.
Официально
опубликованное в "Вестнике Банка России" (№ 80-81 за 1999 г.), с
учетом изменений и дополнений, приводимое нами Положение об обязательных
резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ, основное
внимание уделяет особенностям депонирования резервов банками, находящимися под
управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
Необходимо
учитывать также срок введения норматива после принятия решения Центрального
банка, перечень балансовых статей, используемых для расчета суммы резервов,
освобождение группы банков при дифференциации нормативов, введение изменений в
режим хранения средств в ФОР и т.д. Конечно, такая работа требует более
внимательного отношения со стороны Центрального банка, располагающего
достаточно полной информацией о деятельности коммерческих банков и решающего
исконно русский вопрос - казнить или миловать? Особо это проявилось при
последнем - с декабря 1999 г. - повышении нормы обязательных резервов. Столь
действенная мера ЦБ была направлена на стабилизацию внутреннего валютного рынка
- не прямое вмешательство в ход валютных торгов, которое могло привести к истощению
золотовалютных резервов, а сокращение неоправданно высокого спроса на
иностранную валюту путем связывания избыточной рублевой ликвидности, давящей на
валютный рынок, на 20 млрд руб. в январе 2000 г. В результате спрос и
предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке стали в большей
степени, по утверждению руководства Банка России, "соответствовать
фундаментальным экономическим факторам".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/