Реферат по предмету "Экономическая теория"


Сущность предпринимательства и прибыль

смотреть на рефераты похожие на "Сущность предпринимательства и прибыль"
Московская финансово-юридическая академия
Курсовая работа
по экономической теории на тему:
“ Сущность предпринимательства и прибыль“
Выполнил:
Студентка группы 3ФК2с
Веселова Н.В.
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Загородняя Е.Е.
Волгоград
2002г.
Содержание
Введение 3
1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности 5
1.1. Понятие предпринимательства 5 1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты 9 1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15
2. Прибыль в предпринимательской деятельности 25
2.1. Концепции понятия прибыли 25 2.2. Предпринимательский доход 26 2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства. 31
3. Предпринимательство в России 34
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России 34 3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России 39
Заключение 46
Литература 48
Приложения 50
Введение
В экономической литературе понятие “предприниматель” впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г. В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й.Шумпетер (1883-1950) в своей работе “Теория экономического развития” (1912).
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые “держались на плаву” до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя. В соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей. То есть предприниматель вынужден делить свое время между различными целями и таким образом предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора, который зависит, в первую очередь, от сложившейся ситуации, а также от особенностей личности.
За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму".
Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе.
Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства и прибыли.
Достижению цели способствовало решение следующих задач: - рассмотреть понятие предпринимательства; - выявить сущность и субъекты предпринимательства; - проанализировать формы предпринимательской деятельности; - дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве; - выявить исторические аспекты развития и экономическую ориентацию предпринимательства в России.
Исходя из поставленных задач, курсовая работа состоит из следующих частей: - введение; - основная теоретическая часть; - практическая часть; - заключение; - список используемой литературы; - приложения.
1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности
1.1. Понятие предпринимательства
В римском праве “предпринимательство” рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие “предприниматель” употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем не рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
В экономической литературе - во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., впервые появилось понятие “предприниматель”, где под ним понимался человек, берущий на себя “обязательство по производству или строительству объекта”.
В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.
Австрийский экономист Й.Шумпетер считал предпринимателями “не только тех “самостоятельных” хозяйственных субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются “самостоятельными”, а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы”.[1]
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”[2]. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия”[3].
Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно, — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к а п и т а л а — “капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства”.[4]
Итак, предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты
Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.
Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М.Фелью, автор книги “Предпринимательство – свобода”, следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу заниматься той предпринимательской деятельностью, которая отвечает собственному выбору. Свободное общество признает это право не только по тому, что оно способствует достижению наивысшего уровня производительности, но и по двум другим, не менее важным причинам: 1. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой. 2. Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без произвольного вмешательства властей, диктата режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях демократии и рыночных отношений.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации так определяется предпринимательская деятельность: “Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.”[5]
Структуру категории «предпринимательство» можно представить в виде схемы:
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
• государственного или муниципального служащего;
• менеджера (управляющий чужим предприятием);
• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).
Рисунок 1 Субъекты предпринимательской деятельности
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость “завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым или государственным стандартам;
• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.
Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений, с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства
Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит фирмам (предприятиям) и их объединениям.
Фирма – обособленная целостная система технологических и социально- экономических отношений, выступающая как организационно-хозяйственная единица. Классификация фирм:
По виду хозяйственной деятельности – промышленные, торговые, оказывающие различные услуги (сфера связи, страхования, инжиниринговые, банковские и финансовые, инвестиционные, операции с недвижимостью и ценными бумагами), научно-исследовательские, инновационные.
По отраслевой принадлежности (степени диверсификации): - моноотраслевые (специализированные фирмы и их объединения – синдикат, картель); - диверсифицированные – с сохранением профилирующего производства
(концерн); без сохранения профилирующего производства (конгломерат); - многоотраслевые, включающие в свою деятельность финансовые операции
(холдинги, ФПГ)
По территориальной принадлежности – национальные и транснациональные компании;
По величине – крупные, средние, малые;
По организационной форме: - единоличное владение; - партнерства; - акционерные общества или корпорации.
Предприятие как хозяйствующий субъект наделяется правом юридического лица
Признаки юридического лица: - имеет обособленное имущество; - отвечает этим имуществом по своим обязательствам; - может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; - несет обязанности; - выступает в качестве истца и ответчика в суде; - имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица могут быть двух типов: - преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли из своей деятельности. Такие организации являются "коммерческими"; - не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Такие организации признаются "некоммерческими". Это фонды, т.е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно-полезные цели.
Индивидуальное предпринимательство.
Частное предпринимательство – предпринимательство частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.
Как правило, сферами частного предпринимательства выступают: - Фермерство; - Местная розничная торговля; - Местная сфера услуг.
Частное предпринимательство способствует развитию инициативы, деловой активности самостоятельности и независимости населения. Единоличное управление деятельностью обеспечивает быструю реакцию на изменение среды и гибкость в принятии решений.
Частное предпринимательство может осуществляться в следующих организационно-правовых формах: - Индивидуальная трудовая деятельность без образования юридического лица; - Общество с ограниченной ответственностью на праве единоличного владения.
Партнерские формы предпринимательства.
Партнерства – объединение усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лиц совместно занимаются предпринимательством в целях извлечения прибыли.
В качестве партнерств можно рассматривать.
1. Хозяйственные товарищества:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
2. Хозяйственные общества:
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
3. Производственный кооператив
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме "полного товарищества" и "товарищества на вере" (иначе — "коммандитные товарищества"). Число их участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется складочным капиталом. Товарищество создается на основе Учредительного договора, подписываемого всеми членами товарищества.
Полное товарищество. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию участников-товарищей. Но учредительным договором о создании товарищества может быть предусмотрен и другой принцип принятия решения — например, с учетом весомости сделанного в товарищество вклада.
Участники товарищества в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.
Фирменное наименования полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество".
Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.
При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.
Если ведение дел товарищества поручается одному или некоторым членам, то остальные члены для совершения сделки от имени товарищества должны иметь доверенность от участника, на которого возложено ведение дел товарищества.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Субсидиарная ответственность означает дополнительную ответственность всех "товарищей" пропорционально размеру их вклада. Так, если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов, "товарищи" отвечают лично принадлежащим им имуществом, пропорционально сделанным в организацию товарищества вкладам.
Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от участия в товариществе.
В товариществе на вере, наряду с полными "товарищами", в формировании складочного капитала принимают участие так называемые "коммандитисты", т.е. вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности и управлении, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий.
Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная одним или несколькими лицами, уставный капитал которой разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах. Участники таких обществ не отвечают по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах внесенного вклада.
Создание хозяйственного общества предполагает подписание Учредительного договора и Устава общества.
В обществах с дополнительной ответственностью уставной капитал также разделен на доли определенных размеров. Однако ответственность участников такого общества значительно расширена — они несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости сделанных вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью обязательно должно содержать указание на соответствующий экономический статус ("с дополнительной ответственностью") Понятно, что на создание таких обществ предприниматели идут неохотно.
Названные организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное функционирование предприятия.
Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренном законом о производственном кооперативе и уставом кооператива.
Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия членов в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием. Решение многих вопросов деятельности кооперативов относится на усмотрение членов кооператива.
Корпоративные формы предпринимательства.
Корпоративные (акционерные) формы предусматривают разделение уставного капитала на определенное число акций и выступают как акционерные общества (открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа).
Участники АО – акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Учредителями АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях.
Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.
Основополагающим учредительным, а вместе с тем и нормативно- организующим документом акционерного общества является его Устав, который подготавливается учредителями при создании общества и утверждается общим собранием учредителей. Устав АО должен содержать
ОАО – АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
ЗАО - общество, акции которого распределяются лишь среди учредителей и иного, указанного заранее круга лиц. Число учредителей общества закрытого типа не может превышать 50 лиц.
Число акций, имеющихся у каждого участника определяет его имущественный вклад в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс управления (1 акция – 1 голос).
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал для открытого АО не может быть менее тысячекратного, а для закрытого АО – стократного размера минимальной суммы оплаты труда по состоянию на дату государственной регистрации общества. Органы управления АО. - Общее собрание акционеров - высший орган управления; - Совет директоров (Наблюдательный совет); - Генеральный директор - единоличный исполнительный орган.
Государственное предпринимательство.
Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.
Унитарный означает единый, не разделенный на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие — это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.
В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными "казенными" предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства является публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.
Частногосударственное предпринимательство.
Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.
Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.
В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в болльших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно- техническое развитие).
Участниками ФПГ выступают:
1. Производственные организации;
2. Банки и иные кредитные учреждения.
Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило через создание АО или ООО.
Такие смешанные компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным предпринимательством: . предоставление субсидий и дотаций; . льготный режим получения импортных лицензий; . гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам; . экспортные дотации; во- вторых, по сравнению с государственным: . обладают большими возможностями заемных средств; . диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.
2. Прибыль в предпринимательской деятельности
2.1. Концепции понятия прибыли
Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства. Но до сих пор не смолкают споры о ее сущности, факторах и источниках.
Так, меркантилисты исходили из того, что прибыль создается в сфере обращения в результате разницы цен при купле-продаже товара, особенно во внешней торговле.
Классик английской политэкономии Д.Рикардо пришел к выводу, что прибыль выступает как доход капиталиста, полученный им в соответствии с размером авансированного капитала. Однако он не мог объяснить происхождение прибавочной стоимости, поскольку исходил их того, что рабочий продает свой труд, а не рабочую силу – способность к труду.
Марксистская трактовка прибыли, развивающая положения Д.Рикардо, основывается на том, что наемный рабочий, труд которого носит двойственный характер, при помощи конкретного труда создает товар и переносит на него стоимость потребленных средств производства, а посредством абстрактного труда воспроизводит эквивалент своей рабочей силы и создает прибавочную стоимость для капиталиста как собственника средств производства. Прибавочная стоимость товара при его продаже превращается в прибыль, которая на поверхности явлений представляется как порождение всего капитала.
К другим выводам в отношении прибыли пришел французский экономист Ж.Б.Сэй. Выделяя и развивая из теории А.Смита элементы, которые К.Маркс считал ошибочными, Сэй обосновал теорию трех факторов производства, согласно которой земля, труд и капитал, участвуя в производстве в качестве факторов, приносят своим владельцам соответствующие доходы – ренту, заработную плату, прибыль или процент.
В дальнейшем неоклассическая школа экономики в число факторов производства включила четвертый фактор – предпринимательскую деятельность, вознаграждением за которую является предпринимательский доход (прибыль).
Предприниматель – активный субъект рыночной экономики, он получает доход за свои услуги, реализацию предпринимательских способностей, инициативы и творчества, за риск и знание психологии потребителя. Так, А.Маршалл в качестве основной части предпринимательского дохода считал вознаграждение за труд по организации производства.
Множественность концепций понятия прибыль нашло отражение в современной учебной литературе. Например, в известном учебнике П.Самуэльсона рассматриваются четыре точки зрения на прибыль. “Во-первых, прибыль – это доход владельцев от факторов производства, которые они сами непосредственно используют. Во-вторых, прибыль – вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В-третьих, прибыль – плата за риск, неопределенность результатов предпринимательской деятельности. В-четвертых, прибыль – доход, порожденный существованием монополии.”[6]
2.2. Предпринимательский доход
В “Теории экономического развития” австрийский экономист-теоретик Й.Шумпетер обращает внимание на то, что “предприниматель – это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные”[7]. Это положение имеет принципиальное значение.
Дело в том, что в полной мере неопределенность и, соответственно, риск имеют место не тогда, когда предприниматель действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, установившимся нормам, когда решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление. Так в свое время поступил Б.Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения и выпуском компьютеров и ставший самым богатым человеком США.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.
Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибылью делового человека.
Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.
Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в России). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует "предпринимательский бум".
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.
Предприниматель, в отличие от других субъектов рыночной экономики, получает предпринимательский доход, выступающий в виде прироста примененного капитала. Предпринимательский доход обычно меньше, чем валовая и чистая прибыль, поскольку они образуются на предприятиях, осуществляющих воспроизводство и выполняющих свои обязательства перед государством и работниками. Валовая и чистая прибыль распределяются в разных формах, в том числе и в форме предпринимательского дохода (рис. 2).
Как видно, вначале из валовой прибыли предприятия делаются внешние отчисления (налоги, процент за кредит, арендная плата, благотворительные фонды). Оставшуюся чистую прибыль используют для целей расширенного воспроизводства (накопления, подготовки кадров, развития социальной сферы, нужды экологии). В итоге предприниматель получает из чистой прибыли фирмы личный предпринимательский доход (прибыль). Если же это не частное, а акционерное предприятие, то часть чистой прибыли распределяется между акционерами.
Рисунок 2. Распределение валовой и чистой прибыли предприятия.
Следует отличать абсолютную величину прибыли от нормы прибыли, показывающей степень доходности капитала (фондов). Норма прибыли Р1 (или норма рентабельности) выражается как отношение массы прибыли (Р) к авансированным затратам (А), состоящим из стоимости средств производства (К) и расходов на заработную плату работников (З):
Р1 = Р / А = Р / ( К + З )* 100.
В экономической практике обычно определяется годовая норма прибыли, величина которой прямо пропорциональна числу оборотов капитала. Она исчисляется как отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу.
Чтобы повысить норму прибыли, предприниматель стремится использовать все факторы. Среди производственных факторов, на которые может воздействовать предприниматель, можно выделить следующие (рис.3).
Рисунок 3. Норма прибыли и ее факторы.
Высота нормы прибыли находится в прямой зависимости от абсолютной величины прибыли, от доли расходов на наем работников в структуре затрат капитала, а также от активной части (машин, оборудования) в составе средств труда. Годовая норма прибыли тем выше, чем скорее оборот капитала. При этом к предпринимателю быстрее возвращаются деньги, авансированные на покупку средств производства, что позволяет увеличить размеры производства и прибыль при прежней общей величине капитала (фондов). Этому же способствует экономия затрат средств производства и других факторов, крупные размеры производства, позволяющие применять более производительную технику и технологию, разделение труда. На уровень нормы прибыли влияют не только рассмотренные выше внутренние факторы, на которые может воздействовать предприниматель, но и внешние, например, колебание рыночных цен, величина процентной ставки, налогового обложения, арендной платы и др. Это рыночные факторы воздействуют на абсолютную величину и, следовательно, на норму прибыли.
2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства.
Самые первые исследователи предпринимательства (Р.Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались.
По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.
Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.
Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин, вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в экономическом развитии.
Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской функцией является основой для развития современного венчурного капитала. Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала (собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли.
Значительный вклад в развитие теории предпринимательского риска и понимание его природы привнес американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1974). Он разграничил понятия риска и неопределенности. Появление предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с тем который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с чем выделил две его категории: 1. Страхуемый риск, который неуникален по своей природе или типизирован в хозяйственной жизни, и его можно учесть как постоянный элемент издержек в виде страховки. В таком качестве риск не может являться фактором неопределенности и соответственно служить причиной его прибылей и потерь. 2. Предпринимательская функция реализуется в ситуации не типичной по отношению к прошлому опыту в условиях уникальной неопределенности и конечной ответственности предпринимателя. В ситуации, когда вероятностный характер событий неизвестен особую важность приобретает способность самостоятельного предпринимательского суждения и умения преодолеть неопределенность, что не может страховаться, поскольку зависит от сочетания случайных факторов с экономическими условиями и поведения предпринимателя.
При этом ключевыми для понимания важности самостоятельного предпринимательского суждения является то, что необходимость в нем возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и собственно вероятностный характер событий неизвестен.
Выработка предпринимательской точки зрения и следование ей в конкретном бизнесе подразумевает готовность человека заняться такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенны. Наличие такой готовности является необходимым признаком предпринимателя. Известную же достаточность определение предпринимателя приобретает тогда, когда человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей точки зрения.
Только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из понятия конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем.
3. Предпринимательство в России
3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России
Развитие предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в XVII-XVIII вв.
Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась ориентация не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через вытеснение крепостного вотчинно - дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были: единоличные (частно-индивидуальные) фирмы; торговые дома; акционерно-паевые общества (частно - групповые или частно - коллективные).
Паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции (включая также базовые отрасли дореволюционной России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300. А в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторым исключением единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми обществами практически во всех отраслях российской промышленности. Об удельном весе и роли различных форм предпринимательства в российской экономике начала ХХ в. можно судить по диаграмме 1, построенной на основе данных из таблицы 1 (Приложение 1): [pic]
Диаграмма 1.
Наиболее доходным в России начале ХХ в. был Акционерный капитал, помещенный в сфере торговли, в сфере кредита и в хлопчатобумажном производстве. Наиболее убыточными (высокое процентное отношение убыточных предприятий к общему их числу и высокий средний процент убыточности у таких предприятий) были золото - платиновые, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия.
Экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капитал активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитии России. Все зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность России, ориентируясь, прежде всего, на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительную часть полученных в нашей стране прибылей. Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении, искусственном характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России; о решающей (определяющей) роли иностранного капитала в экономическом развитие страны в дооктябрьский период; о вложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России и обслуживании ими, прежде всего, внешних рынков не имеют под собой никаких оснований и относятся по большей части к насаждавшейся в прошлом (и, частично, в настоящем) пропаганде.
Послеоктябрьский период характеризуется навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, антирыночных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный по сути экономический курс проводился наиболее активно (включая эпоху “военного коммунизма”), руководству страны полностью не удалось “отменить” рынок со всеми его атрибутами. На протяжении рассматриваемого периода действовали, пусть в усеченном или теневом виде, такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий.
Антирыночная практика разрушала и деформировала порой неузнаваемо, рыночные отношения, обусловливая их стихийно-уродливые и теневые проявления. Искусственное создание абсолютной, практически стопроцентной государственной монополии на средства производства и рабочую силу вкупе с “директивизацией” хозяйственной жизни и объявлением предпринимательства вне закона крайне сузили возможности предпринимательской деятельности даже в теневой экономике, не говоря уже об официальной. Разрушающее воздействие антирыночной практики было более сильным в сфере непосредственного производства, а также в сфере распределения, менее сильным – в сфере обмена и потребления.
В период НЭПа наметился определенный отход от антирыночной политики “военного коммунизма”, пересматривались устоявшиеся теоретические представления об администрировании экономики. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, свертывались дотации, закрывалось неэффективное производство, развернулось трестирование государственной промышленности – концентрация производства на лучших предприятиях. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности. Таким образом, в период НЭПа были, предприняты шаги, которые способствовали определенному оживлению частнопредпринимательской деятельности, однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения, благоприятствовавшие некоторому развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами такой политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства.
В развитие современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой “открытия заслона” коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер в определенной мере подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток. Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или не установленное оборудование, сокращение директив, идущие на предприятия с центра. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 70-х гг., фактически к ее свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно и, что нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 90-х годов.
В России частная собственность и частнопредпринимательская деятельность были восстановлены в правах, прежде всего, в результате принятия 25 декабря 1990 г. Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР “О собственности в РСФСР”. В них были предусмотрены развитие АО, ООО, малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п.
До официального санкционирования частнопредпринимательской деятельности в 1990-91 гг. всплеск ее в официальной экономике был связан с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономической деятельностью современных предприятий, а так же с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств. Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ, открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в России. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России различных организационно-правовых форм: кооперативы; частные, совместные предприятия; фермерские хозяйства; малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями.
Важную роль в развитии предпринимательства играют инновационные процессы, тогда оно сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России
“Под термином “экономические ориентации предпринимателей” в современной России, мы будем понимать - умение предпринимателей (их способность и возможность) направлять свою деятельность (ее развитие) в условиях сложившейся экономической ситуации.” )[8].
В развитии предпринимательства в России можно выделить 4 периода и соответственно 4 типа предпринимателей[9], характерных для каждого периода:
“Старая гвардия” (29%)[10]. До 1988 года: дореформенный период, который характеризуется постоянным нарастанием неизбежности перемен. Руководители этого периода не осознавали еще степень их радикальности. Здесь используется термин “руководители” потому, что большинство людей не являются прирожденными предпринимателями (это бывшие хозяйственники). Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессии, порывать с накопленным дорогой ценой опытом. Масса “вынужденных” предпринимателей подталкивается к этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой, ее содержанием и связанными с ней перспективами или просто угроза ее потери. Одной из причин массового ухода в предприниматели стала “теснота” возникшая в определенных сегментах рынка труда. Она подталкивала высококвалифицированных специалистов к созданию собственных технологических, информационных и консультативных фирм, а малоквалифицированных работников – к открытию своего небольшого дела в сфере торговли и бытового обслуживания. Влияла на этот процесс и угроза безработицы. Так что, можно сказать, многие из сегодняшних предпринимателей начали поиск новых путей приложения своих сил, отнюдь, не от хорошей жизни.
“Первопроходцы” (13,5%). (1989-1991). Активные реформы в условиях слабой институциональной и правовой обеспеченности, “золотой век” спонтанной приватизации. Легализация теневых капиталов, интенсивное создание собственного бизнеса, легализация предпринимателей в глазах общественного мнения (в традиционных обществах, в том числе и в нашем обществе, в силу исторических условий, предпринимательство фактически никогда не относилось к числу благородных занятий. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной лестницы.).
“Массовый набор” (39%). (1992-1995). Массовая приватизация, институализация отношений предпринимателей и властей, формализация отношений легального бизнеса и криминального мира.
“Новобранцы” (18,5%). (1996-1999). Период с определенными правилами игры, когда состав основных игроков уже устоялся, это время “закрытия” верхнего слоя предпринимательского корпуса и интенсивной ротации его нижних слоев.
Ориентируясь на приведенную типологизацию, можно выявить отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов” (данные из таблицы 2 Приложения 2) – диаграмма 2:
Диаграмма 2
Судя по диаграмме, отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов” явно выражены. В целом, в качестве “дебютной отрасли” все реформенное десятилетие лидировала торговля, однако концентрация дебютантов в торговле была особенно высокой в 1996-1997 гг. первая половина 90-х годов характеризовалась постепенным размыванием отраслевых приоритетов входа на рынок, но в 1996 году ситуация резко изменилась. По сути, розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание становятся основным отраслевым сегментом входа на рынок для “новобранцев” (48%). Это связано с тем, что уже закончился период “легких денег”, рейтинги бизнесменов в большинстве отраслей уже определились.
Образно говоря, если “первопроходцы” наступали по всей линии фронта, то “новобранцы” сконцентрировали все свои усилия преимущественно на его узком участке. Барьеры входа в остальные отрасли оказались непомерно высоки для стартующих в последние годы.
Не последнюю роль сыграло и то, что отраслевая принадлежность фирмы в значительной степени определяет пропорции теневой и легальной бизнес- деятельности. Уход предпринимательства в “тень” обусловил приоритетное развитие отраслей, где теневая деятельность имеет укоренившуюся традицию. Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше вероятность концентрации его усилий в сферах промышленности, строительства, транспорта и связи. Так, среди руководителей еще дореформенного периода почти каждый третий возглавлял промышленное предприятие, тогда как среди пришедшх в предпринимательство в течении последних двух лет, доля промышленников составила всего 7% (табл. 2). Производство, в отличие от коммерции, оставляет предпринимателям существенно меньший диапазон маневренности, поскольку в силу объективных причин производственные структуры не могут с определенной регулярностью закрываться и открываться под новым названием.
Вместе с тем к концу 90-х годов отмечен стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.). Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%).
Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 3 (Приложение 3).
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 1998г. представлена на диаграмме 3 (данные - в таблице 4 Приложения 4). [pic]
Диаграмма 3
По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо- Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах.
Анализируя диаграмму 3 можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.
Кроме того, отдельно следует сказать об экономических ориентациях предпринимателей в среде этнических меньшинств. Их представители, по крайней мере, поначалу, ограниченны в выборе рыночных ниш. Большинство из них открывают дело в рыночной торговле и сфере услуг (кафе, рестораны). И лишь незначительная часть оказывается в производственных отраслях (исключая, пожалуй, строительство). Труднодоступными, как правило, остаются такие сферы как: финансы, крупная оптовая торговля.
Такие тенденции среди этнических меньшинств обусловлены несколькими причинами: 1. Чужая культурная среда; 2. Языковые барьеры; 3. Прохладное отношение коренного населения; 4. Для большинства – нелегкая коренная смена занятий.
Таким образом, можно сказать, что, стремясь к материальному благополучию, реализации собственных возможностей и идей, человек вынужден делить свое время между различными целями, поэтому предпринимательские ориентации неизбежно принимают форму выбора. А выбор есть ни что иное, как действие, предполагающее затрату времени и ограниченных ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели. Также следует сказать, что процесс выбора всегда есть переменная, зависимая в первую очередь от ситуации, а также от особенностей личности.
Заключение
Итак, предпринимательство является стержнем любой социально- экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.
Предпринимательство у каждого может проявляться по-своему, но в процессе исследования темы курсовой работы выявились следующие основные факторы предпринимательства:
. деятельность в условиях повышенного риска;
. быстрая смена направлений деятельности;
. при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;
. инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.
В настоящее время многое говорится о возрождении российского предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода России из экономического и социального кризиса.
Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.
Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве- времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.
Литература
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.,
1991 2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей: Вопросы экономики, 1994, №11 3. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок: ЭКО, 1999, №12 4. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.: Инфра
- М., 1998 5. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики., - М.,
1996, №7 6. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. –
М., 1994 7. Гражданский Кодекс РФ. – М., 1996 8. Грачев И. Развитие малого предпринимательства. Деньги и кредит. – М.,
1997, №1 . 9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996 10. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента: АСТ, СЛОВО –
М., 2000 11. Ильчиков М.З. Рыночное предпринимательство. – М., 1994 12. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства . - М., 1997 13. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Под ред. Ю.М.
Осипова : Ассоциация Гуманитарное знание – М, 1992 14. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие. Под ред. В.М.Власовой. – М., 2000 15. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика, 1996, №2.
16. Прохоров В. Развитие малого бизнеса: Экономика и жизнь, 1996, №34 17. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие:
Аспект Пресс – М., 1997 18. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России: Социально- политический журнал, 1996, №2 19. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. пер. с англ.: АЛГОН – М., 1992 20. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в
России (спецкурс). Российский экономический журнал, 1997, № 5, 6, 7 21. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 22. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М., 1991 23. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М., 1992 24. Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы КАРЛ:
Учебное пособие. Н.А.Исаева, Е.Г. Лиманова, С.Е. Уварева и др. – М.,
2000 25. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н.А.Сафронова.: Юристь –
М., 2002 26. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. : ВЛАДОС – М., 2001
Приложения
Приложение 1
Таблица 1: Удельный вес акционерно-паевых и других предприятий в сумме валового производства (%) |Отрасли промышленности | |Паевые |Торговые |Единолич-ные | | |АО |товарищества |дома |фирмы | |Резиновая |87,7 |7,4 |- |2,9 | |Хлопчатобумажная |19,5 |60,3 |4,5 |15,7 | |Металлообрабатывающая |64,8 |8,3 |3,9 |3,0 | |Цементная |42,4 |29,5 |10,6 |17,5 | |Химическая |38,9 |16,0 |8,8 |36,3 | |Мукомольная |16,3 |6,7 |19,9 |72,1 | |Стекольная |33,5 |4,1 |8,7 |53,7 | |Бумажная |26,3 |35,3 |1,0 |37,4 | |Шерстяная |18,9 |19,6 |14,3 |47,2 | |Льняная |21,0 |48,5 |6,5 |34,0 |
Приложение 2
Таблица 2: Принадлежность предпринимателей к отрасли в зависимости от “стажа”, % к числу ответивших.
|Отрасль |“Старая |“Первопроходцы” |“Массовый |“Новобранцы” | | |гвардия”| |набор” | | |Промышленность |32 |28 |18 |7 | |Строительство, |21 |13 |15 |7 | |транспорт, связь | | | | | |Оптовая торговля |8 |6 |27 |12 | |Розничная |44 |27 |38 |48 | |торговля, | | | | | |общепит, бытовое | | | | | |обслуживание | | | | | |Финансы, кредит, |5 |14 |9 |13 | |страхование | | | | | |Наука, медицина, |15 |24 |26 |15 | |культура, туризм | | | | | |Другое |19 |17 |9 |15 |
Приложение 3
Таблица 3: Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 - 1999гг. (тыс. ед. на конец года в % к общему числу МП).
|Предприятия |1.01.1996 г.|1.01.1997 г. |1.01.1998 г. |1.01.1999 г.| | |Кол-в|% |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-в|% | | |о | | | | | |о | | |Всего |877,3|100,0|828,0 |100,0|861,1 |100,0|868,0|100,0| |В том числе: | | | | | | | | | |Промышленные |128,5|14,65|129,3 |15,62|135,2 |15,7 |136,1|15,7 | |Строительные |145,5|16,58|137,0 |16,54|136,1 |15,8 |137,5|15,8 | |Торговли и |374,6|42,70|353,1 |42,65|386,3 |44,5 |386,1|44,5 | |общепита | | | | | | | | | |Коммерческие |42,4 |4,83 |35,0 |4,23 |34,4 |4,0 |35,2 |4,0 | |Науки и научного|48,8 |5,56 |46,0 |5,55 |38,74 |4,5 |38,8 |4,5 | |обслуживания | | | | | | | | |
Приложение 4
Таблица 4: Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.
|Экономические районы |Количество предприятий | | |Тыс. ед. | %, к общему | | | |числу | |Российская Федерация |868,0 |100,0 | |Северный |20,7 |2,4 | |Северо-западный |129,3 |14,8 | |В том числе г. Санкт-Петербург |111,8 |12,9 | |Центральный |266,1 |30,7 | |В том числе г. Москва |175,2 |20,2 | |Волго-вятский |27,2 |3,1 | | Центрально-чернозёмный |26,2 |3,02 | |Поволжский |78,0 |8,9 | |Северо-Кавказский |79,4 |9,1 | |Уральский |85,5 |9,8 | |Западно-Сибирский |75,8 |8,7 | |Восточно-Сибирский |35,5 |4,1 | |Дальневосточный |35,1 |4,0 | |Калининградская область |9,2 |1,1 |
----------------------- [1] Шумпетер Й. Теория экономического развития..- М., 1982, с.170
[2] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20. [3] Там же. с. 22.
[4] Хоскинг А. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20. [5] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 ст.2 [6] Самуэльсон П. Экономика. Т.П. пер. с англ. М.: “АЛГОН”, 1992. С. 221- 225 [7] Шумпетер Й. Теория экономического развития.-М.,1982, с.150 [8] Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1997.- С53. [9] Барсукова С.Ю. Предприниматели разных “призывов”: проблемы входа на рынок// ЭКО, 1999, N 12, с 79-88. [10] Центр политических технологий (руководитель Бунин И.М.) “Center for Independent Private Enterprise” (CIPE). Декабрь 1997г. - опрос руководителей российских предприятий (руководитель Радаев В.В.). опрошены 227 руководителей малого бизнеса из 21 городов России, предприятия различных отраслей, созданные с “нуля” (а не через приватизацию), с разными сроками пребывания на рынке и степенью успешности (от лидеров до аутсайдеров).
-----------------------
Наемный работник
Государство
Потребитель
Предприниматель
Партнер
Благотворительные фонды
Арендная плата
Налог
Процент за кредит
Предпринимательский доход
Чистая прибыль
Валовая прибыль
Экология
Социальные фонды
Подготовка кадров
Накопление
Факторы, влияющие на норму прибыли
Структура затрат капитала и факторов
Размеры производства
Экономия факторов производства
Скорость оборота капитала
Масса
прибыли
[pic]
Стремление быть первым
Свободное и организованное новаторство
Ориентация на потребности человека
Приоритеты интересов покупателя
Создание и поддержание традиций и культурной среды предприятия
Находчивость Неопределенность
Поиск нового Практическая сметка
Изобретательность Деньги Власть Риск
Динамизм Мобильность Вдохновение
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация работы пиццерии и бара
Реферат Логика социальных наук К.Поппера
Реферат Организация связей с общественностью в малой и средней фирме
Реферат Типичные ошибки менеджеpа в конфликтной ситуации
Реферат Жизнь ночлежников до появления Луки
Реферат Развитие и современное состояние рынка страховых услуг в Республике Беларусь
Реферат Діанормет світовий рівень якості першого українського препарату для лікування цукрового діабету
Реферат Жизнь и творчество Игоря Северянина 2
Реферат Настройка конфигураций TCP\\IP вручную
Реферат Коммуникационная структура и классификация субъектов внешней и внутренней среды
Реферат Социальное знание
Реферат Проектирование урока теоретического обучения в ПУ
Реферат Особенности банковской деятельности и планирования ОАО НБД Банк
Реферат Усилитель радиолинейной линии связи
Реферат Система налогообложения фирмы