Моделирование отраслевой структуры экономики
(региональный аспект)
О.В. Данеев, аспирант кафедры "Математическое
моделирование экономических процессов"
В
настоящее время инвестиционная деятельность во многих регионах Российской
Федерации носит характер случайного процесса, что обусловлено нерегулярным
поступлением средств. Распределение инвестиций зачастую не поддается
планированию и отбору по приоритетности отраслей. Стихийное инвестирование, не
учитывающее мультипликативные эффекты, приводит к диспропорциональности в
структуре региональной экономики. Воздействие конъюнктурных факторов вызывает
динамичное развитие сферы торговли, а также сырьевых отраслей. При этом
большинство регионов, обладая необходимыми трудовыми и земельными ресурсами,
развитой инфраструктурой, имеют благоприятный потенциал для реализации
реконструктивной стратегии и оздоровления инвестиционного климата.
Для
рассмотрения регионального аспекта эффектов мультипликации необходимо
определить политико-экономическую сущность региона Российской Федерации. В
теории и практике экономического районирования применительно к России [1]
рассматриваются различные типы региональных образований.
1.
Экономические зоны - Европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток, в
составе которых могут выделяться подзоны: например, в Европейской части это
Север, Центр, Европейский Юг.
2.
Экономические районы, охватывающие крупные региональные комплексы, такие как
Центральный, Поволжский, Северо-Кавказский и др. В настоящее время
насчитывается 11 экономических районов.
3.
Регионы, формируемые на базе административно-территориального деления страны -
субъекты Федерации, к которым относят: республики в составе Российской
Федерации, национальные и автономные округа, края, области, а также
административные районы (городские и сельские) как первичные звенья в
экономическом районировании. В состав РФ на данный момент входит 89 субъектов
Федерации.
4.
Территориально-производственные комплексы (ТПК), формируемые, как правило, в
рамках крупных экономических районов на базе уникальных природных ресурсов.
В
данном исследовании региональный аспект мультипликативных эффектов
рассматривается применительно к субъектам Федерации. Выбор этого типа
районирования продиктован тем обстоятельством, что только регионы, формируемые
на базе административно-территориального деления, имеют организационно
завершенную систему законодательных и исполнительных органов власти и
управления.
Каждый
регион РФ имеет свою специфику природных ресурсов, особенности их размещения,
своеобразие климатических и экологических условий, уникальные национальные и
исторические черты, сложившуюся структуру хозяйства. Перечисленные
обстоятельства влияют на уровень экономического развития и специализацию
региона.
Современная
ситуация в социально-экономическом развитии многих регионов обусловлена
совокупным влиянием различных факторов: последствиями экономического кризиса,
дезинтеграции экономического пространства, а также различными потенциальными
возможностями при переходе к рыночным преобразованиям. Следовательно, при
осуществлении инвестиционной политики должна учитываться региональная специфика.
Для
возникновения мультипликативных эффектов в региональной экономике необходимо
наличие первоначальных импульсов, в числе которых следует выделить частные
инвестиции и государственные расходы, причем источники возникновения
мультипликативных эффектов должны находиться внутри региона.
Из
изложенного следует, что существует объективная необходимость теоретического
обоснования и разработки экономико-математической модели оптимизации отраслевой
структуры региональной экономики, что позволит выработать управленческие
решения для осуществления инвестиций. При этом дифференциация российских
регионов по уровню социально-экономического развития означает учет специфики
региональных инвестиционных процессов в предлагаемой модели.
При
изучении макроэкономических процессов встает вопрос о классификации элементов
рассматриваемой экономической системы. При анализе мультипликативных эффектов
Кейнс [2] придерживался институционального принципа, в соответствии с которым
элементы экономики классифицируют по секторам (домашние хозяйства; нефинансовые
учреждения; государство; финансовые учреждения; некоммерческие организации,
обслуживающие население, и пр.).
Наряду
с институциональным существует отраслевой принцип классификации элементов
экономической системы, который использовал в модели межотраслевого баланса В.В.
Леонтьев [3]. Согласно терминологии, применяемой в статистике, "отрасль
определяется как совокупность предприятий, занятых одним видом производственной
деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая
часть выпуска" [4].
Отраслевой
принцип классификации связан с существенными отличиями между различными видами
производства товаров и услуг. Отрасли отличаются друг от друга структурой
валового выпуска: для части из них характерна высокая доля добавленной
стоимости, в то время как в валовой продукции других отраслей преобладают
текущие материальные затраты. Значительные различия между отраслями существуют
также в динамике и темпах развития, удельном весе использованной импортной
продукции, удельном весе налогов в валовом выпуске и т.д.
Вследствие
указанных объективных различий между отраслями можно предположить, что
одинаковые изменения составляющих спроса вызовут неодинаковые изменения
национального дохода. Следовательно, при прочих равных условиях
мультипликативные эффекты, возникающие в отраслях экономики, существенно
различаются.
При
разработке оптимизационной модели структуры региональной экономики используется
отраслевой принцип классификации. С точки зрения распределения инвестиционных
ресурсов между отраслями необходимо учитывать мультипликативные эффекты.
Поэтому аналитически взаимосвязь может быть выражена в виде отношений типа
"затраты-выпуск". Следует отметить, что одной из особенностей
региональной статистики, в отличие от национальной, является отсутствие учета
"экспортно-импортных" операций (т.е. вывезенных либо ввезенных в
регион товаров и услуг). Поэтому в региональной модели межотраслевого баланса
отсутствует чистый экспорт:
С
+ G + I = Y = С + S + Т - Тr . (1)
В
левой части тождества (1) показаны компоненты спроса: C - потребление, G -
государственные расходы, I - инвестиции, а в правой - направления использования
дохода Y: C - потребление, S - сбережения, Т - налоги, Тr - объем трансферов.
Постановка
задачи определяет соответствующий класс оптимизационных
экономико-математических моделей.
Пусть
даны N отраслей экономики; i - индекс отрасли - производителя продукции, i = 1,
…, N; j - индекс отрасли - потребителя продукции, j = 1, …, N;
Xi
- валовая продукция i-й отрасли;
X
= (Xi) - вектор валовой продукции;
Xj
- валовые затраты j-й отрасли;
Yi
- объем конечной продукции i-й отрасли;
Xij
- затраты продукции i-й отрасли для производства продукции j-й отрасли;
Rj
- валовая добавленная стоимость, созданная в j-й отрасли.
Тогда:
A = (Аij) - матрица коэффициентов прямых материальных затрат (технологическая
матрица) - квадратная матрица порядка N, где Аij =Xij/Xj (2) - коэффициент
прямых материальных затрат продукции i-й отрасли на производство единицы
продукции j-й отрасли.
Условие
(5) выражает максимизацию целевой функции.
Ограничение
(6) связано с распределением ресурсов.
Ограничение
(7) отражает распределение валовой продукции отрасли.
В
рамках оптимизационной модели определяется целевая функция, коэффициентами
которой являются приоритеты отраслей, а переменными - объемы ресурсов
(например, финансовых), которые необходимо распределить между отраслями. Затем
максимизировать данную целевую функцию при ограничениях типа
"затраты-выпуск", которые учитывают мультипликативные эффекты в
экономике.
Интересно
отметить, что двойственная задача включает минимизацию целевой функции,
коэффициентами которой являются Yi (объемы конечной продукции отраслей).
Следовательно, изменения в приоритетах отраслей i позволяют исследовать
воздействие на продукцию Yi .
Для
решения поставленной задачи применяется разработанный Т. Саати метод анализа
иерархий (МАИ) в модифицированном виде.
Иерархия
- это специальный тип упорядоченного множества [5], когда один его элемент
имеет более высокий приоритет, чем другой, что влечет определенные последствия.
Упорядоченным
называют любое множество S c бинарным отношением