Экономическая роль и функции современного государства
П.Г. Ермишин
1. Рынок и государство
Из
предыдущих лекций можно сделать вывод, что рыночный механизм способен
обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие
видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической
мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.),
полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование
ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного
регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность
соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать
полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования
превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал
восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость
считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики
рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к
заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика
государственного невмешательства.
Признавалось,
что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны,
политические перевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д.,
которые уводят экономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что
присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию
вскоре восстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости
ресурсов. Если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет
компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход и
занятость не снизятся. Считалось, что денежный рынок, и в частности ставки
процента, автоматически приводят в соответствие планы домохозяев по сбережениям
и инвестиционные планы предприятий.
Классическая
экономическая теория занятости имеет своих приверженцев во многих странах, в
том числе и у нас. И это несмотря на то, что сама теория плохо состыковывается
с имеющими место фактами длительных спадов в произ-водстве, безработицей и
инфляцией.
В
1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания
"Великой депрессии" 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня
занятости в капиталистической экономике. Согласно этой теории, при капитализме
просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная
занятость скорее случайна, а не закономерна, капитализм не является
саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.
Кейнсианской
теорией занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает
сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы - это разные группы
населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы
во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и
фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают
инвестиционные решения исходя из: а) ожидаемой нормы чистой прибыли и б)
реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об
эластичности цен и заработной платы.
В
данной лекции для нас важно уяснить два основных положения:
1.
Современные кейнсианцы стоят на позициях активного использования
стабилизационной политики государства для сокращения высоких издержек,
порождаемых высокой безработицей или инфляцией.
2.
Экономисты неоклассического направления выступают за проведение правительством
политики невмешательства, что должно позволить, по их мнению, экономике
самостоятельно подойти к объему реального выпуска соответствующему уровню
полной занятости.
Общество
устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием
свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может
быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в
том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в
период свободной конкуренции значительная часть производительных сил
перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено
было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог,
почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда
производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и
энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении
регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем
и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к
тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы,
формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой,
экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии
разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в
нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и
раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости
ресурсов и прежде всего рабочей силы.
Активное
участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя
причинами.
Во-первых,
этого требует "стержень" рыночного механизма - конкуренция. Развитие
монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно
сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению
эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны
быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая
деятельность государства.
Первый
опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен
принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. ("Закон
Шермана"). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимоно-полистическое
законодательство направлено на поддержание такой структуры производства,
которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что
одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции.
Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть
крупная корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному
поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и
предложением.
Правовая
защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.
Прежде всего должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не
уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее
отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный
потенциал.
Во-вторых,
всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает"
рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком
окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты
которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука. поддержание
обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных,
организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального
функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный
контроль и др.).
В-третьих,
есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:
обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения
на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного
механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального
экономического поведения.
В
развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые
присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не
воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать
использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства
океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто
имеет деньги.
Административные
методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких
основных направлениях:
1.
Прямой контроль государства над монопольными рынками; административное регулирование
рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии
государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных
налогов;
2.
Обеспечение экономической безопасности производства;
3.
Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической
деятельности и контроля за их выполнением;
4.
Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения;
5.
Защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.
Сфера
применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В
странах с развитой экономикой они успешно "работают" на повышение
эффективности экономических отношений.
Однако
воздействие государства на экономику не может носить произвольный характер.
Конкурентный рынок "диктует" экономическим действиям государства свои
требования. Применение "внешних" регуляторов не должно вести к
ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается с такими
явлениями, как расстройство денежной системы и государственных финансов, с
переплетением безработицы с растущей инфляцией и т.д.
2. Экономические функции правительства
Чтобы
сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать,
кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник
или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в
состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен
(свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной
деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если
люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на
транспорте)?
Крупнейший
американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так:
"Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и
убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни
никакой роли - могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому
прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" - февраль 1990
г.).
В
смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот
материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально
функционирующие экономические системы - это системы "смешанные";
повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения
ответа на центральные вопросы экономики:
1.
Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся
ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2.
Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано
производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять
технологию?
3.
Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между
индивидуальными потребителями?
Разные
экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по
соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия
касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной
формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях
экономические функции правительства в развитии экономики играют очень
существенную роль.
Количественно
выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта
роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить
исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью
можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой
правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес
и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить
регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды,
охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов,
обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой
ценообразования в определенных отраслях и т.д.
Некоторые
экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать
функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1.
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рыночной экономики.
2.
Защита конкуренции.
3.
Перераспределение доходов и богатства.
4.
Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта.
5.
Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции,
стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы
рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны
руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями.
Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности,
отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов
и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции,
ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по
защите конкуренции уже сказано.
Действительно,
рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при
котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в
состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену
продаваемого продукта.
Монополия
по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является
сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя
не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного
товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и
предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные
конкуренты.
Вторым
ограничителем господства монополий является деятельность правительства по
защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия
исключают возможность существования конкурентных рынков правительства
регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт,
связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного
пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются
правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью
государства.
Одна
из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и
ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое
неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ
быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за
чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система
приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в
силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или
тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих
поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни
интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства.
Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых
произошел распад советской цивилизации.
В
стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы
социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы,
пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных
групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные
доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов
путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью
системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и
государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля
национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Четвертая
функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения
структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств
конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения
ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном
допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением
каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и
предложения.
Между
тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные
эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам,
которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного
товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само
население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат
загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек
перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях
предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду
правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных
загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов.
Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к
издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в
сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа
продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с
низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания
поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым
взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников
экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества.
Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда
правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на
образование, здравоохранение и т.д.).
Действие
правительства по обеспечению рационального распределения и использования
ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и
населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях
выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские
расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из
частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно
перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре
национального продукта страны.
Функция
правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в
обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень
производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий
уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать
выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и
населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать
собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны -
сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая
ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем
позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы
превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут
повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит
инфляционный характер.
3. Предпринимательская деятельность государства
Выполнение
сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в
том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги
управления, когда оно само экономически сильно.
В
хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает
частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная
собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы,
не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю
государственной собственности во многих развитых странах приходится 20-25
процентов национального достояния.
На
протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная
предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение
государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,
принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового
национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности
давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и
железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию
атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению
космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 проц. вместо
5-10 проц. в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных
странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании
- до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего объема капитальных
вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные
исследования.
Располагая
финансами, государства выступают по отношению частного сектора в качестве
заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает
определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги
возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они
приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка
оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг
учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг
государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от
налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по
безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост
государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить
соответствующую структурную политику, формировать такие производственные
структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса,
стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.
Для
последних десятилетий стало характерным формирование смешанных
государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема
государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему
пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на
поведение экономических субъектов.
Если
исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться
на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1.
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной
промышленности, стимулирование новых отраслей.
2.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное
прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
4.
Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь,
культура, образование, здравоохранение.
5.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
6.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни
одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия,
корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
4. Налоги и бюджетное регулирование
Для
оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению
государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно
получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или
проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые
экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд.
Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности
определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд
ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и
направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство
всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли
времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их
собственной выгоды.
В
доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли
90 проц. всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим
больше 10 проц. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц. дохода
перераспределялось в самом производстве, 15-17 проц. составляли расходы на
оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу.
В
странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным
инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих
принципов налоговой системы можно выделить следующие:
1.
Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций
государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых
изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны
государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и
производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь
совокупный общественный спрос.
2.
В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах
можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему
налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при
формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в
странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в
сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась
перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное
предпринимательство в этой сфере не получило развития.
3.
В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:
-
налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль
и др.);
-
налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала,
в том числе на процент и др.);
-
налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение
капитала, на покупку земли и т.д.);
-
налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
-
налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или
косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более
высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки
и т.д.).
Среди
методов налогового регулирования важнейшее место занимает система
налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения
доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по
пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот
государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении,
реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно.
Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений,
изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену
налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов
и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг
регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального
капитала.
К
основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система
специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной
амортизации; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные
премии, субсидии, инвестиционные фонды.
Анализ
результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил
западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок,
инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами
государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение
деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел
наступает при изъятии в бюджет более 30 проц. от суммы всех доходов
предпринимателей и населения.
Особая
роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике
государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные
организации заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как
источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах
СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют
денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные
средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов,
банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и
организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в
оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров
ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В
то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции
и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли.
Подтверждается историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации,
но еще быстрее и в больших масштабах - на ее развале.
Использование
временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях
может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным
фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства,
чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной
несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров
выступают как денежные средства.
Состояние
ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса,
поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией
государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с
законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и
передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив.
Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования
коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит.
Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и
размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте
норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на
него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только
кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы
способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть
ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии
достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического
роста.
Государственное
регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию
стабилизации рыночной экономики - защиту накоплений предприятий и населения.
Однако в странах СНГ эта задача не решается.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aup.ru/