Методологические
проблемы историографии социальной работы
Методологические
проблемы историографии социальной работы в России образуют три направления
исследований:
понятия
социальной работы;
периодизации
процесса помощи;
источников,
необходимых и достаточных для осмысления социальной работы как
культурно-исторического феномена.
Термин
«социальная работа», используемый во многих отечественных научных журналах, появился
в широкой научной практике сравнительно недавно, в конце 80-х – начале 90-х
годов. Перенесенный из научной традиции американской системы помощи, он сыграл
свою как позитивную, так и негативную роль.
Традиционно в
американской литературе семантическое значение термина «социальная работа»
раскрывается как специфическое научное знание и как профессиональная
деятельность в обществе. Переход термина с данным значением в отечественную и
общественную практику привел к тому, что подходы к научному познанию и к
профессии, потребность в которых ощущалась в результате появления новых
социально-экономических традиций, обусловленных разрушением единого
геополитического пространства СССР, носят ориентацию, свойственную скорее
американской системе помощи. «Некритическое присвоение термина, несмотря на
объективность процесса его перенесения, размывает именно отечественные
ориентиры как научного познания, так и общественной практики».1
Формируясь как
самостоятельная научная парадигма, социальная работа вызвала у отечественных
авторов достаточно большой разброс мнений относительно области ее познания.
Одни исследователи предлагают положить в ее основу изучение механизмов
реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида2, другие –
социальную деятельность, изменяющуюся под влиянием различных факторов3, третьи
– социальные отношения, возникающие в результате взаимодействия клиента и
социальных служб.4 Отсутствие четко определенной области познания социальной
работы осложняет осмысление ее исторической практики, поскольку при столь
разных подходах достаточно трудно реконструировать исторический аспект
существования выделяемых феноменов.
Еще «одна грань
проблемы раскрывается при попытке редуцировать смысловое значение понятия в
контексте иного феноменологического ряда, понятийного поля».5 Определяющую роль
при этом играет акцент на первую часть термина – социальная, социальность. «Это
приводит к тому, что смешиваются познавательные ориентиры, которые направляются
не нам сам процесс, а на определяющие его условия».6 В результате все
многообразие социальной работы сводится к одной из ее форм – социальной
практике, понимаемой в контексте социальной истории.7
Жестокая
детерминация причинно-следственных связей социальной истории народа и истории
процесса помощи не дает объективных, научных представлений не только о его
жизни, но и о стадиях и этапах его развития. История других дисциплин, таких
как психология, физика, филология и т. д., наглядно показывает наличие
специфики. «Социальная история, — считает М. В. Фирсов, — есть только контекст,
фон». Его учитывают при построении модели исторического процесса того или иного
знания, но при этом осуществляется поиск своих детерминант, своих фаз, стадий
развития, спада.
И, наконец,
третья грань проблемы исследования понятия «социальная работа» связана с
логикой научного мышления. Потребность в профессиональной деятельности по
защите и поддержке выдвигает сегодня определенные принципы ее организации,
которые базируются на синхронических подходах – «здесь и теперь». Это приводит
к тому, что в отечественной науке о помощи развивается определенный тип
мышления, при котором проблематика познается в мультикультурном контексте, на
фоне существующего западноевропейского опыта, чему способствует единство
категориально-понятийного аппарата, поскольку, во многих странах Западной
Европы оказание помощи связано с данным унифицированным понятием.
Существует и
субъективная научная потребность в синхронических сопоставлениях и ориентирах.
Долгое время отечественная гуманитарная наука не имела возможности осмыслять
свои шаги в контексте современных западных веяний и тенденций вне
идеологического противопоставления социальных систем. Более того, отечественная
социальная работа в ХХ в. Не имеет научных традиций, которые мы наблюдаем в
других познавательных сферах, к тому же проблемы ее общественной практики не
являлись предметом специального научного рассмотрения. По отношению к другим
формам общественной поддержки, существовавшим в разное историческое время в
России, социальная работа на рубеже нынешнего века выступает как определенная
национальная система помощи, характеризующая культурно-исторический этап, на
котором понятие идентифицирует способы и идеологию помощи, ее общественную
практику и философию.
Рассматривая
социальную работу как определенную культурно-историческую модель, парадигму
помощи, мы тем самым включаем ее в ряд таких моделей помощи, как социальное
обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение,
княжеская благотворительность, «слепня», «помочи», то есть тех стадий
культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи
и защиты.
Изменение
содержания понятия – явление объективное, оно идентифицирует определенный
исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи, и смена понятия, как
правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность мы наблюдаем не только в
отечественной, но и в мировой практике.
Во Франции с XI
по XVII вв. деятельность по оказанию помощи определяется как «cha rite» —
«благотворительность», с XVIII по ХХ вв. как «assistance» — «содействие»,
аналогичное по семантическому значению славянскому «призрение». В первой
половине ХХ в. происходит изменение понятия, деятельность по оказанию защиты и
поддержки определяется как «aide» — помощь, поддержка, и, наконец, с середины 50-х
годов, как и во многих странах Западной Европы, данная деятельность получает
унифицированное название «социальная работа».8 То, что изменение названия есть
объективный процесс, связанный с изменением модели помощи, подтверждает опыт
Германии, Бельгии, США и других стран.9
В связи с этим
можно предположить, что содержание понятия «социальная работа» также изменится,
поскольку процесс флуктирует от одних состояния и идеологии помощи к другим, и
ее сегодняшняя форма не является конечной.
Таким образом,
расширяя понятие «социальная работа» не только в пределах «профессия – наука»,
но и понимая под этим определенную культурно-историческую модель помощи, мы
приобщаемся к той традиции, которая была присуща отечественной историографии
общественной помощи в XIX в., тем самым находя базисные флектиры отечественной
науки.
Одна из первых
работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития
национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному
ученому А. Стогу. В работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые
обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно,
что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные
формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки
на различных временных этапах он предлагает рассматривать как проявление одной
формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени –
общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом
своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об
общественном призрении, которое и является основой для исторической
реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления
государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую
канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской
государственности.
Историю
общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:
первый – с 996
г. по XIV столетие;
второй –
XIV-XVII вв.;
третий – с 1701
по 1775 гг.;
четвертый – с
1775 по 1801 гг.;
пятый – с 1801
по 1818 гг.
Отличительная
особенность периодизации А. Стога, помимо типологии процесса, заключается в
стремлении показать его динамику. Поэтому не случайно четвертый и пятый этапы
связаны как с изменением административно-территориальной системы управления,
так и с теми тенденциями помощи, которые наметились в период правления
Екатерины II и были связаны с учреждением приказов общественного призрения.
Периодизация, предложенная
А. Стогом в начале XIX в., была принята его современниками, а национальную
систему общественной благотворительности стали связывать с мерами правительства
в этой области. Аналогичный подход, только содержащий более точные исторические
ориентиры, предложен в работе «Историческое обозрение мер правительства по
устройству общественного призрения в России». Периодизация общественного
призрения связывается в ней с принятием основополагающих указов и постановлений
в этой области. Первая группа указов относится к временному отрезку от 988 г.
(указы князя Владимира I) до 1682 г. (указы царя Федора Алексеевича), что
соответствует первому этапу становления общественной благотворительности.
Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения
приказов общественного призрения; третий – с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864
г., когда было принято положение о земских учреждениях. Основу такой
классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с
выходом постановлений и правительственных мер.
К концу XIX в.
намечаются культурно-исторические подходы к исследованию развития национальной
системы общественного призрения. Национальную систему помощи связывают не
только с деятельностью государства и его институтов, она рассматривается
значительно шире. К тому же начинают исследовать более ранние формы помощи,
существовавшие у славянских племен до принятия христианства на Руси.
Примером
данного подхода к периодизации служат работы Е. Максимова. Взяв за основу
периодизацию исторического процесса развития системы общественной помощи,
предложенную А. Стогом, Е. Максимов несколько изменяет хронологию этапов с
учетом тех реалий, того уровня науки о помощи, которые сложились к концу XIX
столетия.
Прежде всего,
Е. Максимов определил, что «общественное призрение» — это явление и понятие,
исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим рамкам, принятым в
то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного
призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер). Второй этап
совпадает со становлением государственности, именно в этот период зарождается
идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только приобретает
обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного призрения.
Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций,
которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По
мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до
Александра II, характеризуется укреплением тенденций организованной
государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных
организованных сил». И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с
попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой
базы общественного призрения.
Историография
государственной помощи XIX в. ищет те доминанты, которые позволяют определить
основу исторического процесса, механизм изменения, заставляющий осуществлять
переход от одной модели помощи к другой. В этом отношении показательны работы
В. Герье и А. Якоби.
В. Герье
считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и
способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно свести к
основным формам: милостыня, благотворительные учреждения, попечительство. Три
формы помощи характеризуют три стадии, три, как бы сегодня сказали, парадигмы
общественной поддержки нуждающихся. Таков один из первых отечественных подходов
к мультикультурному осмыслению феноменологии помощи, накладывающий определенный
отпечаток на отечественную историографию общественной помощи.
Другой подход в
логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи
предпринят А. Якоби, который считал, что исторические законы можно открыть
только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов и отрезков
времени. На материале исторической и географической патологии возможно
выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими
(одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода,
изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем
рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.
Историографии
отечественной системы помощи в XIX в. развивается, как видим, путем экстраполяции
идей и подходов исторической науки: с периодизацией, точной хронологией,
исторической событийностью. Однако намечаются тенденции к выяснению научной
исторической логики на основе динамики процесса помощи в национальной и
мультикультурной заданности.
В советский
период истории российской государственности подходы к исследованию проблем
помощи в их исторической обусловленности, в частности, к вопросам периодизации,
претерпевают существенное изменение. Идеология нового времени обусловливает
переосмысление взаимодействия людей в общности, вырабатывается иной взгляд на
проблему помощи и благотворительности: «Ввиду того, что существующее название
Народного Комиссариата Государственного призрения не соответствует
социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком
старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни,
благотворительности, Совет Народных Комиссаров постановляет: переименовать
Народный Комиссариат Государственного Призрения в Народный Комиссариат Социального
обеспечения».
Социальное
обеспечение становится той парадигмой помощи, которая на долгое время
утвердилась в качестве ведущей формы поддержки различных категорий нуждающихся,
постепенно оформившись в систему государственного обеспечения.
В контексте
нового времени государственная система социального обеспечения, этапы ее
развития рассматривались исключительно в логике становления не российской, а
советской государственности с точкой отсчета с ноября 1917 г. Если в ранних
работах, посвященных государственной системе социального обеспечения, хотя и в
негативном смысле, все же упоминалось о существовании предшествующих систем
защиты и поддержки, то в работах более позднего периода о них нет ни слова.
Характерная
особенность периодизации государственной системы помощи советского периода – ее
неразрывная связь с документами партии и правительства, которые служили вехами
для обозначения этапов развития системы государственного обеспечения. Такой
подход обусловил синхронический принцип периодизации, распространившийся на
осмысление не только системы помощи в целом, но и ее отдельных направлений,
таких как социальное страхование, социальное обеспечение, опека и
попечительство и ряда других. Такая тенденция сохранилась до начала 90-х годов.
Сегодня, —
отмечает М. В. Фирсов, — мы должны подойти к отдаленному прошлому без излишней
идеализации, не допустимо рассматривать советский период как время геноцида и
тотальной коммунизации в области социальной помощи. Необходимо увидеть в
различных номинациях и исторических эпохах движение единого процесса со своей
логикой, с историческим образом.
Хочется
повторить вслед за Ж. — П. Сартром, «что парадигма помощи существует сама по
себе, имея самостоятельный социальный, культурный, этнический, исторический
уровень существования».9
Что же является
основой различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими?
«Представляется, что это – процесс помощи и взаимопомощи в
культурно-исторической общности».10
Во-первых, этот
феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей
историей и генезисом индивидуального развития в социально-исторической
перспективе.
Во-вторых, в
процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных
сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах.
В-третьих, он
имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими
субъектами, объектами и идеологией помощи, что, в конечном счете, определяет
его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.
Рассматривая
способы помощи и взаимопомощи в их культурно-исторической перспективе, можно
отметить то особое социальное поле, где намечаются различные типы
взаимодействия между субъектами со своими принципами и законами. Призрение
нищих и юродство, организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая
помощь, благотворительность и социальное страхование – явления этого и других
рядов имеют собственную логику исторического развития, систему существования,
место в историческом процессе.
Такой подход
позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как
правило, связывают с принятием христианства на Руси, но и архаические родовые
формы, которые были архетипическими формами всех последующих систем помощи и
защиты.
Предлагаемая
нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной
историографии в области общественного призрения, с другой – мы выделяем иную
логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и
развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их
культурно-исторической перспективе.
Каждый этап
изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и
объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки,
идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана),
номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как смена
идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства,
глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и
конфликты, массовый голод.
Таким образом,
в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих
различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие
периоды:
1. Архаический
период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;
2. Период
княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;
3. Период
церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.;
4. Период
государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX
в.;
5. Период
общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;
6. Период
государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;
7. Период
социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.
Приведенная
периодизация позволяет наметить концептуальную схему исторического процесса
развития помощи и взаимопомощи, выделить специфическую социальную историю
процесса в ее единичности и в то же время в контексте глобальных исторических
факторов.
Значительный
пласт проблем в историографии современной науки о помощи связан с
источниковедением. На сегодняшний день отечественное источниковедение
социальной помощи делает только свои первые шаги. Основная задача сегодня –
собрать все источники по общественной благотворительности, общественному
призрению не только XIX, но и ХХ вв. Необходимо выяснить что сделано
предшествующими поколениями ученых в этой области.
Вторая
важнейшая задача – критическое осмысление уже существующего материала с учетом
тенденций и перспектив новой научной парадигмы о помощи.
Третья задача –
систематизация имеющихся источников на основе их критического осмысления.
В XIX в. к
проблемам источниковедения общественного призрения одним из первых обратился В.
Межов. Он предложил тематические разделы и систематизацию материалов по
проблемам общественного призрения, важнейшими среди которых были общие
отечественные и зарубежные работы, а также работы, относящиеся к истории,
практике, законодательству, отдельным видам социальных патологий и т. д. Однако
его систематизация была связана с теми источниками, которые выходили во второй
половине XIX столетия, практически в ней не отражены источники более раннего
периода.
Систематизация
работ по общественному призрению А. Роговцева также использует материалы
Императорского Человеколюбивого общества. При этом автор не ограничивается
только ими, он включает в различные разделы работы английских, немецких,
французских исследователей. Однако в данном исследовании, как и в
систематизации В. Межова, присутствуют материалы только второй половины XIX в.
В начале ХХ в.,
когда практика общественного призрения была расширена, появилась потребность
осмысления и систематизации накопленного опыта и публикаций. В этот период
изданы «Систематический каталог», указатели журналов, посвященные
систематизации материалов по общественной помощи. На рубеже XIX и ХХ вв. дело,
начатое В. Межовым, продолжают Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие.
Однако во
второй четверти ХХ в. вопросы источниковедения общественной помощи были
практически сведены к проблемам государственного призрения, а предшествующий
опыт не только не изучался, но и не рассматривался даже в критическом плане.
Сегодня
систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают
заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов. В
предпринятых попытках уже намечены те тенденции, которые были характерны для
исследователей XIX в. Однако стоящие сегодня задачи более сложны. Предстоит
включить в познавательный процесс и критически осмыслить источники, не
рассматривавшиеся учеными ранее: летописи, житии, отчеты обществ, архивы,
коллекции документов рукописного фонда и т. д.
Одна из
следующих задач источниковедения и историографии современного периода социальной
работы – критическое осмысление наследия русских ученых, их видения
социально-исторического процесса общественной помощи.
Наиболее
разработанные подходы к истории социальной помощи в России принадлежат
отечественным ученым XIX – рубежа ХХ вв.: А. Стогу, Е. Максимову, М.
Соколовскому, В. Бензину и ряду других исследователей. Их особенность
заключается в том, что в своих исторических реконструкциях процесса они
основаны на работах В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина без учета
их видения истории России. Отсюда первоисточником для них явились не летописи и
исторические списки, а работы указанных историков. По мнению М. Н. Тихомирова,
«История Российская» В. Н. Татищева не является источником, которому можно
верить без оглядки11, это же относится и к работам Н. М. Карамзина.
Сложность, с
которой столкнулись ученые на рубеже веков, состояла в том, что, с одной
стороны, новое знание, тем более историческое, невозможно создавать без учета
авторитета, а, с другой стороны, необходимо было осмыслить сам процесс в его
исторической перспективе, а не только следуя логике современных тенденций и
проблем. Отсюда противоречивость в выборе источников. Для исследования древних
этапов общественной помощи использовались труды историков, которые не
рассматривали вопросы социальной помощи в качестве самостоятельного объекта
исторической науки. В то же время применительно к проблемам XIX в.
использовались документы, статистические сведения, архивы.
Это относится и
к использованию фондов советского периода, когда объективную информацию о
состоянии социального обеспечения невозможно было получить из официальных
статистических источников. Для этого необходимо анализировать и тщательно
сопоставлять различные источники.
Для
исследователей истории общественной помощи противоречие сегодняшнего дня
состоит в том, что существует потребность представить процесс помощи в его
исторической логике и своеобразии, но в то же время каждый этап выделенного
процесса требует специализации, своего источниковедения, разработанной системы
библиографии.
Таким образом,
проблемы источниковедения социальной работы в России, вопросы ее истории и
периодизации составляют целый исследовательский комплекс, решение которого
возможно только в его целостности. Решение данной системной проблемы предполагает
видение достаточно больших горизонтов проблемного поля социальной работы как
парадигмы научного знания.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.socreferat.popal.ru/