Сообщение по географии на тему: Индия – страна контрастов Выполнила ученица 10 «А» класса гимназии №87 Березина Евгения Саратов,2006 г. Страна легенд, страна контрастов. Индия – наследница одной из древнейших цивилизаций мира (4 тыс. лет). Территория – 3,287 млн. кв. км, население – более 1 млрд. человек.
Официальный язык – хинди, также активно используется английский язык. Распространены и другие языки, среди них бенгали, телугу, маратхи, тамильский, урду, гуджарати. Доминирующая религия – индуизм (82%), мусульмане составляют 15%. Столица страны – Нью-Дели (более 10 млн. чел.). Денежная единица – рупия. Главные национальные праздники – День Республики (26 января),
День Независимости (15 августа). Дипломатические отношения между Индией и Украиной установлены 17 января 1992 г. Посольство Индии открыто в Киеве в 1992 г а Украины в Дели – в 1993 г. Индия - это сказочная, таинственная страна. Это государство, известное так же, как Бхарат - является большой страной еще больших контрастов: от высоких заснеженных гор до бесплодных пустынь,
от крайней нищеты до сказочного богатства. Индия имеет древнейшую культуру и является одним из самых молодых государств. Являясь страной демократической ориентации, в Индии, в то же время, есть штаты, где у власти стоят коммунисты. Большинство индийцев являются индусами, последователями одного или нескольких божеств из 33 миллионного пантеона богов. Живут здесь и мусульмане, составляющие около 20% населения страны.
Индия занимает четвертое место в мире по численности проживающих там мусульман. Но, конечно же, невозможно рассказать об этой стране в одном абзаце. Индия – действительно страна поразительных контрастов: культура, уходящая в глубины тысячелетий, и до сих пор непреодоленная неграмотность ее жителей, всемирно признанные достижения в сфере информатики и ничтожно малый парк ПК, насчитывающий всего 2,3 млн. компьютеров на миллиард населения, открытость
миру и слабость коммуникаций внутри страны, ставящая ее на грань внутренней изоляции. Ее история насчитывает более 5000 лет. Индия – страна необыкновенной красоты, непередаваемых оттенков красок и контрастов. Благоухающий аромат цветов и сандаловых благовоний, непостижимая красота и величие горных вершин Гималаев, бесконечные пляжи и ласковые изумрудные воды океана, древние храмы и традиции, буйство торговых улиц и современность – все это загадочная страна
Индия. Сказочная Индия: ведь она действительно существовала и существует. Разве не чрезвычайные, прежде всего, размеры страны? Когда провести линию вдоль Индостанского полуострова, от северного рога, там где Инд, разведясь со своими большими пятью притоками, обращает на юг, она была бы равная линии, проведенной от Архангельска до Неаполя. Население ее - музей всяческих рас.
Заодно этот музей лингвистический, где теперь собрано около 200 языков. А также музей истории религии, ибо кроме распространенной религии индуизма, или брахманизма, здесь есть магометане, буддисты, парсы (последователи староиранской религии Зороастра), джайнисты (последователи Махавиры, вероучителя, проповедувавшим, согласно преданиям, одновременно с Буддой), сикхи (учителем которых был в XV ст. Нанак, проповедник единобожия), потом христиане и, наконец,
последлователи наиболее примитивного анимистического поклонения природе. И не такое же ли сказочное разнообразие в природе, где не четыре времени года, а три, или, как точнее различали давние их жители шесть: «шесть божественных юношей крутят колеса года, непрестанно вращая круг всего живущего и всего мира». Нашему марту и апрелю отвечает индийская весна (васанта), пора любви, воспета поэтами, наша май и июнь в Индии пора невероятной жары, засухи и пыли (гришма), вслед за ней
идет варша, период дождей, которые приносит муссон, за ними шарад - время созревания овощей и огородины, хеманта, что отвечающая двум последним месяцам европейского года, с холодными ночами и приморозками, но чудесными ясными днями, когда жнут и закончивают полевые работы, и напоследок шишира, период росы и туманов, который заканчивается нашим месяцем февралем. Страна причудливого климата, Индия заодно и вообще страна досадных географических противоположностей:
наивысшие в мире горы, с предивною растительностью на склонах, Гималаи (гималая - жилище снега) и пустынные взгорья Декана; широкие, на удивление плодородные долины, обводненные могучими реками, а рядом - выжженные солнцем до последней травинки солончаковые пустыни, где миражи доводят людей и животных до безумия. Возникает вопрос: как должны были повлиять на воображение жителей этой страны исполинские размеры,
эти разительные контрасты, эта бездумная расточительность и жестокая скупость природы? Один из ответов - дает индийское искусство и в частности архитектура, что своей причудливостью поражает путешественников и не имеет подобной себе. Старейшие сооружения с непрочных материалов погибли; многое из более позднего лежит руиной; но страна чудес природы - Индия - остается также и страной странных сооружений: городов, как будто выхваченных целиком из «Тысячи
и одной ночи», необычных храмов, или вырубленных в скалах, или находящихся в грандиозных пещерах, или возносятться изнашиваются оживленной горой, и путешественник, шествуя с севера на юг, не знает, с чего именно ему больше всего удивляться, чем больше всего увлекаться. Архитектура так же говорит, что в Индии представлено множество религий.Каждая религия по очереди демонстрирует перед путешественником свои художественные достижения.
Буддисты гордятся пирамидальным храмом Буддгагайи в Бенаресе «самым святым местом Земли», где Сиддгартхагаутама после последней борьбы с самим собой сделался наконец Буддой; джайнисты своими храмами, утомляющих большим числом рельефных изображений, диким хаосом образов и подобий, которые словно выхватились из сна; брахманити храмом в Мадуре (на юге штата Мадрас), что вместе со своим прудом занимает пространство 280 кв. метров, опоясанный
четырьмя колоссальными башнями, сложенными из нагроможденных фигур бога Шиви и его жены Парвати, других богов, быков, демонов целиком покрытых блестящими красками и видных еще издалека. В некоторые из этих храмов вступать позволено только «верным», и только издалека можно услышать, например, около «золотого храма» в Амритсаре, звон колокольчиков, резкий и длинный звук медных труб, монотонное бубнение барабана, по которому бьют кулаком, хриплый концерт жреческий голосов и все.
В другие же храмы входят свободно. . Достаточно точно Индию описал Гейне: «Индия. Страна чудес. Сказочная страна, где все необъятно, начиная от расстояний и кончая страшными змеями в непроходимых лесах. Вечные снега наивысших в мире гор Гималаев; широкая низменность Инда и Ганга, где стоит город Бенарес, который собирает миллионы паломников для священных омовений.
Среди народа - волшебные баядеры, истощены факиры, долгими самоистязание якобы добывающие небывалую, почти сверхчеловеческую власть над людьми и природой, фокусники или чудотворцы они заинтересовывают и немного пугают » Индия по праву выделяется среди всех остальных стран мира. Расскажем об этих различиях. Веками она была символом внутреннего путешествия. Она не была просто политической единицей, она была духовным явлением.
Настолько, насколько мы знаем, люди приезжали в Индию со всех уголков земли просто для того, чтобы познать себя. Нечто в самой атмосфере, нечто присутствующее незримо способствовало этому. Индия можно даже назвать женственной страной, она оставалась все время женственной. Вся психология Индии - женственная. Она совершенна противоположена таким странам как Германия и Америка. Это мужские страны. Сама душа Индии женственная.
Вот почему Индия никогда не была агрессивной. Индия никогда не ступала на тропу насилия. Вся история Индии - это история ненасилия. Если мы посмотрим на историю Индии, мы вскроем очень интересные факты из ее жизни: нет ни одной страны в истории, которая была бы такой женственной как Индии. И это стало несчастьем Индии. Весь мир носит мужские качества, весь мир агрессивен, насильственен.
Только Индия ненасильственна, не агрессивна. История Индии на протяжении последних трех тысяч лет - это история страдания, несчастий, сложностей. О МНОГООБРАЗИИ НАРОДОВ. Индия никогда не пыталась властвовать над природой, она никогда не пыталась никого завоевать. Сама идея завоевания никогда не могла глубоко проникнуть в индийский ум. Даже если кто-то когда-либо делал небольшие усилия, направленные на то, чтобы кого-то завоевать, сама
почва в Индии не поддерживала такого человека. С незапамятных времён на территорию Индии вторгались волны завоевателей и переселенцев. Самыми ранними, память о которых дошла до нас, были племена ариев. Многочисленные пришельцы постепенно проникали на юг и на восток, смешиваясь с дравидийским населением юга и тибето-бирманскими народностями, проникавшими из-за
Гималаев. В результате огромное разнообразие этнических типов современной Индии. Сложившаяся кастовая система способствовала сохранению этнического разнообразия, и сегодня на улице можно встретить людей и совсем светлых, европейского вида, и темнокожих, и монголоидов. 7% населения относят к "отсталым племенам" живущим зачастую, в каменном веке. В Индии 18 официальных языков, в том числе и английский - язык делопроизводства и официальных документов.
На севере страны большинство населения говорит на хинди, но все образованные люди и все, имеющие дело с туристами - работники гостиниц, ресторанов, водители такси и авторикш, продавцы магазинов и лавок, и те, кто предлагает сувениры в местах скопления туристов - говорят по-английски, а иногда, особенно в Дели, и по-русски. Одним из наиболее интересных народов Индии является Телугу. Этот народ в Индии составляет основное население штата
Андхра-Прадеш, живут также в прилегающих районах штатов Тамилнад и Карнатака. У него есть и свой язык. Телегу — это старописьменный язык, его старейшие памятники датируются концом VI — началом VII века н. э. Литература на телугу сформировалась позднее, чем на других дравидийских языках. Начало литературной традиции телугу (более ранние памятники джайнской литературы IX-XI вв. были уничтожены после утверждения в Андхре индуизма) положили поэты, творившие в
XI (Нанная Бхатта) и XIII веке (Тикканга, Ерапрагада); ими был переложен на телугу классический древнеиндийский эпос Махабхарата. Результат этого переложения получил название Андхра Махабхарата. Андхра — это название народа, говорящего на телугу, и страны, где он проживает; изредка этот термин используется и как другое название самого языка телугу. Оригинальные произведения появились в 14 в а нормы литературного языка сформировались в
XVI-XVI веках под влиянием санскрита и пракритов — среднеиндийских литературных языков, наследовавших санскриту. В структурном отношении телугу близок «общедравидийскому стандарту». Фонетически он схож с языком каннада (в древности их сходство было еще большим). В морфологии для телугу характерно отсутствие форм женского рода существительных (в единственном числе различаются мужской и немужской род, во множественном — «эпиценовый» для названий лиц и средний для
всех прочих сушествительных); в этом телугу сходен с северными дравидийскими языками курух и малто. Уже в древнем телугу по сравнению с другими дравидийскими языками упрощена падежная система (четыре падежей против в средем шести). В подсистеме местоимений, как и в большинстве дравидийских языков, различаются инклюзивная ('мы с вами') и эксклюзивная ('мы без вас') формы 1-го лица множ. числа. В изъявительном наклонении позитивного спряжения противопоставлены всего две видо-временных формы —
настоящее-будущее и простое прошедшее; число наклонений (изъявительное, повелительное, потенциальное и условное), напротив, несколько больше, нежели в большинстве дравидийских языков. Синтаксис типично дравидийский. Свой язык есть и у шерпов.Шерпы – это народность, живущая в Восточном Непале.Их язык относится к тибето-бирманским языкам. Господствующая религия среди них— это буддизм.
Шерпы — потомки тибетцев, в средние века переселившихся к югу от Главного Гималайского хребта. В Непале они занимаются земледелием (картофель, овёс), скотоводством (яки), в прошлом были посредниками в торговле между Непалом и Тибетом. Основные занятия их в Индии — торговля и участие в восхождении на горные вершины в качестве носильщиков и проводников. Надо сказать, что шерпы живут сельскими общинами.
О ПЛЕМЕННЫХ СООБЩЕСТВАХ. Индия — многоликая страна, полная тайн и чудес, обладающая колоссальным и неисчерпаемым культурным наследием. Новейшие, самые современные достижения науки уживаются здесь с древнейшими философскими и мистическими представлениями. Это страна разительных контрастов, в которой крупные города, атомные электростанции и другие приметы стремительного развития соседствуют с крохотными деревушками и более того - с примитивными племенными сообществами.
Действительно, Индия по сути своей — это переплетение и взаимопроникновение различных культур и религий, где основной ценностью является сам индийский народ. В наш век стремительных перемен, сложной технологии, широкого развития средств массовой коммуникации, ведущих к активизации культурных контактов и в силу того, что люди получают доступ к различным системам ценностей, — к изменению традиционного образа жизни, племена
Индии словно бы символизируют остановившееся время. В них слились воедино историческое прошлое и сегодняшнее изолированное, примитивное существование. И возможно, богатейшая культура индийских племен является одним из ценнейших сокровищ Индии. Ветры перемен несут с собой не только идеи обновления и созидания, но чреваты также разрушением и упадком культуры. Традиции прошлого, мудрость минувших веков, проверенные временем достижения мыслителей
прошлого - все это ныне находится под угрозой уничтожения Могучие волны перемен грозят захлестнуть самобытные культуры и смыть их, не оставив и следа. А если исчезнут примитивные культуры, то вместе с ними исчезнет и то зеркало, которое другие цивилизации все еще подносят к нашему лицу, чтобы "узнать и изучить собственное отражение" Часто утверждается, что заимствование культурных ценностей во всем мире идет в направлении от более
развитых цивилизаций к примитивным сообществам. Но мы почти не отдаем себе отчета в том, что культурное заимствование идет и в обратном направлении. Искусства и ремесла племен, их язык, религиозные воззрения и верования оказали огромное влияние на развитие Индии в прошлом и играют важную роль в сегодняшней культурной жизни страны. Такие ценные общечеловеческие качества, как честность, нравственная чистота, искренность, уважение к своей культуре, чувство собственного достоинства, присущи представителям различных
племен сегодняшней Индии Именно благодаря им племена оказываются способными справиться — и весьма успешно — с многими проблемами человеческого бытия. И уже хотя бы в этом смысле племенной образ жизни является чемто большим, чем просто экзотическая диковинка, поскольку то, как племена решают многие вопросы в традициях своей культуры, может быть вполне приемлемым и доя современного общества, хотя, вероятно, с необходимыми модификациями. Следует, однако, иметь в виду, что племенной образ жизни далеко не во
всех отношениях идеален. Низкий уровень развития делает племена недостаточно подготовленными к борьбе с голодом и бедностью. С другой стороны, социальная система племенных сообществ ставит сотрудничество выше конкуренции, больше ценит простоту, равенство, чувство причастности к племени и тождества человека со всем племенем. Эти качества приводят к росту чувства собственного достоинства и удовлетворенности жизнью. Поскольку блага научно-технической революции миновали племена, они вместе с тем свободны и от
гибельных ее последствий, таких, например, как разочарование и утрата надежд, что повсеместно свойственно развитым народам. Однако, словно бы в насмешку, у многих представителей племен Индии стремление к переменам становится все более и более очевидным, и создается впечатление, что не они сами, а сторонние наблюдатели заинтересованы в сохранении их культурных традиций. Многие же представители племен стремятся как можно скорее преодолеть собственную отсталость, отказавшись
от своего традиционного уклада жизни и культуры. Что же стоит за понятием "племенной образ жизни"? Многое, определенный уровень экономического развития, упор на родственные связи как принцип организации, малочисленность и так далее. Однако при этом под племенами в Индии понимаются сообщества самых разнообразных типов. В Индии около 25 миллионов представителей племен. в это число входят собиратели и охотники, такие,
как андаманцы и кадары, кочина - скотоводы, как тода, и разнообразные земледельческие сообщества, от племен группы нага, применяющих подсечно-огневой способ обработки земли, до санталов, использующих при обработке полей плуг. В прежние времена племена в целом были более изолированы как географически, так и в культурном отношении, но сейчас положение изменилось. С точки зрения географии расселения племена Индии могут быть разделены на три группы, народы северо-
восточного, центрального и южного ареалов. В первую группу входят племена лепча, дафла, микир, нага, кхаси, гаро и др. В центральном регионе проживают санталы, ораоны, хо, джу-анги, гонды, байга и бхилы. К племенам южной Индии относятся ченчу, тода, кадары, бадага и другие. В северо-восточной Индии (штаты и союзные территории Мегхалая, Аруначал-Прадеш, Сикким, Нагаленд, Манипур,
Трипура и Мизорам) проживают главным образом народы монголе идной расы. Этот ареал и населяющие его народы обладают своими ярко выраженными отличиями в географическом, культурном и антропологическом отношениях. Племена, населяющие штат Мегхалая, к примеру, принадлежат к группе мон-кхмер австроазиатской семьи. Это люди со светлой кожей, изначальное место их обитания — южный
Китай. Другая значительная группа племенных народов — тибето-гималайская группа бодо, представители которой проживают по берегам реки Брахмапутры. Эта группа включает в себя все восточные пригималай-ские племена, такие, как дафла, мири, мишми и др. У представителей этих племен смуглая до темной кожа и типичные монголоидные черты. Некоторые из этих народов имели контакты с равнинным населением и переняли многие черты образа жизни индусского общества, но в большинстве они сохранили свой особенный уклад.
В штате Манипур проживают народы куки и нага, причем последние ведут происхождение из юго-западного Китая. В антропологическом отношении они обладают ярко выраженными особенностями и имеют разрез глаз, типичный для представителей монголоидной расы. Большинство горных племен в северо-восточном ареале земледельцы, возделывающие поля по дссчно-огневым способом. Значительная часть племенного населения исповедует христианство и владеет английским языком, что является
результатом активной миссионерской деятельности в этом регионе. Относительная изолированность населения региона не стала препятствием для его развития. В том, что касается грамотности и уровня жизни, племена северо-восточной Индии опережают другие племена страны. Это экономически независимая группа населения с развитым чувством национального самосознания. Труднодоступность стала в значительной степени стимулом для их развития
по своему особому пути, вне общего течения культурной жизни Индии. После завоевания независимости правительство Индии в своей административной политике стремилось учитывать интересы племен, с тем чтобы обеспечить подъем и консолидацию этих национальных групп. Особое внимание правительство уделяет сохранению и развитию их культурных традиций. Процессы культурных контактов и перемены, происходящие в сегодняшней жизни племенных
групп населения Индии, ставят ряд актуальных и трудноразрешимых проблем. Культурная ассимиляция, когда в результате контакта культура сообщества, занимающего подчиненное положение, круто меняется под воздействием культуры более сильного сообщества, — повод для серьезного беспокойства. Река современной индийской культуры грозит затопить и заболотить племенной уклад жизни. Потеря племенной культуры — это потеря исторического прошлого, уникального настоящего и, возможно,
золотых идеалов завтрашнего дня. Постороннему наблюдателю трудно понять и оценить все разнообразные проблемы, возникающие в связи с происходящими переменами и разрушением старого уклада жизни. Это проблемы научно-технического характера, социальные, а также психологические — могут ли племена приспособиться к изменяющемуся укладу жизни. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению этих проблем: либо пытаться полностью сохранить статус-кво, неизменность племенного уклада, либо широко
открыть шлюзы с целью достижения столь вожделенного культурного единообразия как средства национальной консолидации. Первый подход лишь откладывает конечное неизбежное столкновение различных укладов жизни и ослабляет способность и желание племенных народов воспринять — а рано или поздно им это придется сделать — принципы и ценности других культур. Второй подход, однако, также имеет свои недостатки, поскольку в результате может оказаться целиком, полностью и навсегда утраченным многоцветье ковра общеиндийской
культуры, в том числе прекраснейшие из составляющих его узоров. В связи с этим и встает проблема выбора что лучше — сделать слишком много или слишком мало. В результате ускоренного развития науки и техники и широкого распространения средств массовой коммуникации все труднее и труднее становится сохранить изолированное положение культур и их разнообразие. Индустриальная культура стремится к унификации, и — поскольку перемены так или иначе неизбежны — управляемый
процесс изменения, выводящий племена на путь социального и экономического развития, с тем чтобы они также могли получить доступ к достижениям передовой технологии и научного знания, представляется наиболее разумным. Перемены, однако, сколь бы желанными они ни были, не должны приводить к слишком резкому разрыву с прошлым, тем более отрывать племенное население полностью от его культурной почвы, лишать его корней. Изменение характера народа и его образа жизни — это сложная операция, затрагивающая самые различные
аспекты. Социальная ориентация, экономический уклад, религиозное мировоззрение - все это должно одновременно и самым кардинальным образом приспособиться к происходящим изменениям. Если какая-либо из опор культуры окажется уничтоженной без достаточной компенсации, то это отрицательно скажется на культурной и социальной надстройке. Так, если в результате контакта культур будет доказана несостоятельность и нерациональность того или иного аспекта племенной культуры, например системы табу,
поклонения духам предков, тогда члены племен могут утратить уверенность в эффективности и ценности своих верований и обычаев. И если не будет найдена достаточно адекватная замена, неизбежны потери в культурной и социальной сферах. Поскольку культура представляет собой единое и нерасторжимое целое, нанесение ущерба одному из ее аспектов приводит к потерям и в других взаимосвязанных сферах, и все это сказывается отрицательным образом — и часто весьма существенно — на жизнеспособности культуры.
Таким образом, контакт с внешним миром привел к колоссальным переменам и сдвигам в культурной жизни этих племенных групп. Молодое поколение утрачивает знания, навыки и интерес к своим традиционным искусствам и ремеслам. В результате ткачество, гончарное ремесло, искусство плетения корзин выходят из употребления. Например, племена группы нага, прекрасные ткачи, создававшие изумительные, неповторимые, только для них характерные шали, пользующиеся большим спросом в
Дели и других крупных городах, сами переходят к использованию синтетических тканей фабричного производства и забывают свое традиционное искусство. Разрушение среды обитания, привычной для племенных групп, хищнические рубки леса приводят к исчезновению особых видов тростника и бамбука, которые использовались для изготовления курительных трубок, корзин и т. п вследствие чего это искусство попросту вымирает. В то же время многие племенные сообщества, такие, как племена северо-восточных пограничных районов,
например нага, мизо, апа-тани, приняли вызов, брошенный им изменяющимися условиями жизни в мире. Эти племена начали участвовать в торговле и бизнесе, растет их политическая активность и уровень политического сознания. Многие выходцы из среды племен играют ныне активную роль в местных правительствах, например в штатах Мегхалая и Нагаленд. Они осознают себя выразителями интересов племени и — несмотря на то, что многие из них являются христианами, — понимают необходимость возрождения племенных традиций как средства
сохранения единства своего народа. Развитие коммерческой деятельности ведет к расслоению ранее однородных сообществ. Поскольку роль сельского хозяйства как основы экономики сообщества оказалась подорванной, в среде племен появляется прослойка торговцев и служащих, начинается формирование классов. Племенная культура и мировоззрение — не просто экзотическая диковинка, представляющая лишь музейный интерес. Это живая, целостная культура. Племена воплощают идею высшей гармонии человека и природы, жизненная
сила этих народов выдержала проверку на прочность временем. Этим сообществам часто приходилось жить в окружении врагов, они неоднократно подвергались гонениям. Их положение на границе огромной страны оставляло их беззащитными и уязвимыми для вражеских нападений. И если им удалось выжить и сохранить уникальность своей культуры, то только благодаря таким вечным и нетленным качествам, как оптимизм, жизнелюбие, чувство товарищества и взаимовыручки, уверенность в
себе, гордость за свое наследие и единство племени. Все это давало силы выжить, в противном случае народ давно бы не выдержал. В самом деле, мы многому можем научиться у племен. Например, кхаси и гаро в горных районах — это матрилинейное сообщество, где право наследия осуществляется по материнской линии. Положение женщины в обществе здесь не такое, как на равнине.
Даже в некоторых патриархальных горных племенах, таких, как нага, чакма и лепча, женщины пользуются равными правами с мужчинами. Женщинам там не приходится быть чересчур покорными или застенчивыми, они независимы и уверены в себе, берут на свои плечи значительную долю ответственности за организацию материальной и социальной стороны жизни своей семьи. Муж не может дурно обращаться со своей женой, поскольку она вольна в любой момент уйти от него. Возрождение интереса к племенам вселяет надежду, что они смогут
сохранить свою культуру и в то же время вольются в единую реку индийской культуры, с тем чтобы в результате взаимного обогащения и синтеза культур каждый народ смог впитать все лучшее и при этом не потерять своего лица и своих корней. Ведь очевидно, что каждая культура обладает собственными неповторимыми чертами, которые могут стать всеобщим достоянием. Единство в многообразии — вот суть индийской культуры, та сила, благодаря которой никогда не угаснет вечное пламя духа
Индии.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |