Подоходный
налог и социальные отчисления
В “развитых
странах” налоги на доходы граждан — одна из основных статей формирования
бюджетов (как государственного, так и местных). По подсчетам Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в США доля подоходного налога
в доходах бюджета в конце 80-х годов составляла более 45%, а в 90-х — 35%. В
Великобритании и большинстве стран континентальной Западной Европы эта доля
колеблется в пределах 25-30%. Своеобразный рекорд принадлежит странам Северной
Европы, где из отчислений подоходного налога формируется до 50% доходов
государственного бюджета. К тому же доходы граждан этих стран облагаются
муниципальными и церковными налогами, а также сборами в социальные фонды. Но
самое любопытное, что сложившаяся ситуация не устраивает “развитые страны”.
Реформа налоговой системы в 90-е годы стала повальным увлечением практически
всех государств.
По результатам
исследования, проведенного Центральным экономико-математическим институтом
российской Академии наук (ЦЭМИ РАН), основными тенденциями изменения налоговых
ставок в Западной Европе являются снижение ставок налогов на доходы корпораций,
повышение ставок НДС и ставок социальных платежей, небольшое увеличение
необлагаемого индивидуального дохода и существенное снижение ставок
индивидуального подоходного налога. А вот в России в 1992-1995 годах
наблюдались в основном противоположные тенденции: рост ставок налога на
прибыль, снижение ставки НДС, повышение совокупной ставки начислений на
заработную плату. В 1996-1997 годах большинство ставок существенно не
изменились, но были отменены спецналог и налог на сверхнормативный фонд оплаты
труда. Лишь в 2000 году начался процесс принятия нового Налогового кодекса. В его
рамках и была проведена реформа налога на доходы граждан.
Разброс
значений ставок подоходного налога в мире весьма значителен. Минимальная ставка
находится в пределах от 3,1% в Швейцарии до 42% в Дании (в среднем — 20,4%), а
максимальная — от 35,7% до 63% соответственно (в среднем — 51,1%).
В США
максимальная ставка ниже и составляет 31%. По данным ЦЭМИ РАН, в 1995 году по
сравнению с 1991-м минимальная ставка повысилась в пяти странах, снизилась — в
десяти, не изменилась — в двух; максимальная ставка повысилась в пяти странах,
снизилась — в семи и не изменилась — в пяти. В 1997 году по сравнению с 1995-м
минимальная ставка повысилась в двух странах, снизилась — в пяти; максимальная
— снизилась в трех странах, повысилась —в четырех, а в большинстве стран ставки
остались неизменными.
В среднем
прослеживается тенденция к небольшому снижению ставок индивидуального налога на
доход (минимальной — на 2,2 пункта, максимальной — на 2,9 пункта). Наиболее
существенное снижение ставок наблюдается в Норвегии, Дании, Финляндии и
Ирландии, где они были выше, чем в других странах Европы. Из-за введения
надбавок к подоходному налогу довольно значительно повысились налоговые ставки
в Бельгии и Германии. Следует отметить, что в большинстве стран ежегодно или
раз в два года корректируются налоговые интервалы в связи с инфляцией. В
странах, где применялись шкалы с большим количеством интервалов — 10-20, к 1997
году произошло их сокращение до 5-10. Больше 10 налоговых интервалов
установлено в Греции (15) и Люксембурге (17). Среднее количество интервалов по
странам Западной Европы равно семи.
Совокупные
ставки социальных платежей, представляющие собой сумму всех видов начислений на
заработную плату, в 1995 году по сравнению с 1991-м повысились для
работодателей в восьми странах, для работников — в 12, остались неизменными — в
двух и четырех странах и снизились — в семи и одной соответственно. В 1997 году
по сравнению с 1995 годом ставки социальных платежей отдельно для работодателей
и для работников повысились в семи странах, а снизились — в четырех. Средняя
ставка по 17 странам Европы (без Исландии) в 1997 году составила для
нанимателей 22,4% (рост — на 0,5 пункта по сравнению с 1991 годом), а для
работников — 11,9% (рост — на 2,4 пункта). Невзвешенная средняя совокупная
ставка выросла на 3,6 пункта и составила 34,3%. Это значит, что превалирует
тенденция к росту ставок социальных платежей.
Следует
отметить, что в тех 11 странах, где социальные налоги взимаются по отдельным
ставкам на разные нужды, рост совокупной ставки происходил за счет увеличения
отчислений на страхование безработицы при снижении отчислений на медицинское
страхование.
В связи с
ограниченностью предоставляемых социальными фондами благ во многих странах
(США, Сингапур, Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Нидерланды,
Люксембург и Швейцария) существуют максимальные пределы заработка, с которого
взимаются социальные взносы, что снижает степень налогообложения высоких
заработков. Пределы варьируются от $23 тыс. до $88 тыс. в год (приблизительно
от одной до трех средних заработных плат). В связи с инфляцией и ростом
заработков эти пределы, как правило, ежегодно повышаются на 5-10%, а за период
1991-1997 годов они в среднем увеличились в 1,6 раза.
Таким образом,
развитые страны продолжают политику “социального государства”, оставляя
неизменными или увеличивая отчисления в специальные фонды, однако одновременно
делают попытку стимулировать увеличение доходов, снижая ставки собственно
подоходного налога.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tax-nalog.km.ru/