Сущность и
периодизация НТП, концепция его прогнозирования.
Научно-технический
прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний
и достижений в хозяйственной жизни. В результате НТП происходит развитие и
совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов
труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Непосредственным
результатом НТП являются инновации или нововведения. Это изменения техники и
технологии, в которых реализуются научные знания.
В своем
развитии НТП прошел несколько этапов.
Первый этап –
первая промышленная революция конца XVIII – начала XIX века. Переход к
машинному производству на научной основе.
Второй этап –
вторая промышленная революция конца XIX – начала XX века. Развитие
производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы
производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации
производства, создание новых отраслей.
Третий этап –
третья промышленная революция середины XX века, переросшая в научно-техническую
революцию (НТР). НТР – это коренное качественное преобразование
производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства,
непосредственную производительную силу.
В последние
десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа
промышленной революции.
Его основные
черты:
преобразование
технологии производства на основе электроники;
регулирование в
возрастающих масштабах биологических процессов и систем;
комплексная
автоматизация производства;
новые виды
энергетики;
технология
изготовления новых материалов и др.
На всех этапах
развития НТП осуществлялся в следующих формах: эволюционой, революционной и
комбинированной.
Обобщающее
выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения
между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат
НТП – это повышение экономической эффективности, которая формируется и
материализуется в производстве.
Прогнозирование
и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы
следующих прогнозных документов:
общегосударственного
прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;
частных
научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10
лет;
государственных
целевых научно-технических программ на 10-15 лет.
Объединяет
указанные документы государственная научно-техническая политика.
В
общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:
технико-экономическая
оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
выводы об
использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
определение
приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических
задач;
варианты путей
и средств решения этих задач;
оценка
социально-экономических последствий НТП.
Представленные
в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной
стратегии научно-технического развития страны.
При разработке
частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут
выступать различные напрвления НТП, а также основные стадии инновационного
цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические
прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут
разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны,
республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие).
Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по
важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники,
имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы
направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и
разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл
нововведений.
Выделяют
федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические
программы.
Государственная
научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и
научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы
деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и
реализации достижений науки и техники.
Ее основными
целями являются:
развитие,
рациональное размещение и эффективное использование научно-технического
потенциала;
обеспечение
прогрессивных структурных изменений в области материального производства,
повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
увеличение
вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших
социальных задач;
укрепление
обороноспособности страны;
улучшение
экологической обстановки и др.
В условиях
рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования
научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством
финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается
на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Фундаментальные
научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального
бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные
научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет
средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности
и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других
хозяйствующих субъектов.
Работы
регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет
средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
В РФ действуют
также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки
научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая
деятельность может осуществляться также за счет грантов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.
narod.ru/