Интернет
превратился в страну, свободную от налогов
Воплощением
идеи информационного общества на современном этапе является Интернет. Масштабы
информационных потоков, проходящих по этой глобальной коммуникационной сети,
начинают волновать фискальное воображение политиков и технократов. Так, группа
экспертов Европейского союза предложила ввести так называемый «побитовый налог»
- поставить счетчики и взимать деньги за трафик - объем перекачанной
информации, точнее перекачанных битов, независимо от того, какие сведения они
представляют и представляют ли вообще. По сделанной в свое время оценке
бельгийского министерства телекоммуникаций при ставке 1 доллар за 100 мегабит, налоговые
поступления этой страны могли составить порядка 10 млрд. долларов в год (4
процента валового национального продукта). Однако идея сразу была подвергнута
беспощадной критике. Аргументы «против» были основаны на особенностях
существующих информационных потоков, их огромную долю составляет рекламный и
прочий мусор. Против налогообложения полезной информации высказываний было
немного, но вот отделить ее от просто потока механически подсчитываемых данных
пока оказалось невозможно.
С неожиданной
стороны возникла фискальная проблема Интернета в Германии. Дело в том, что в
этой стране все владельцы телевизоров платят национальным общественным
телеканалам специальные сборы. Как только эти телекомпании начали вещание через
Интернет, появилась идея ввести сбор с владельцев компьютеров, подключенных к
Интернету. В первую очередь от этого могли пострадать не домохозяйства (которые
и так уже платили этот сбор), а университеты и прочие организации, имеющие
большой компьютерный парк.
В феврале этого
года Национальная ассоциация губернаторов (США) выдвинула свои предложения по
реформированию налоговой сферы. Американская налоговая система весьма
консервативна и запутанна, в ней существует около 30 000 субъектов, имеющих
право устанавливать налоги (штаты, графства, города). Основную проблему
вызывают налоги с продаж и акцизы, дающие до половины доходов местных и
штатских бюджетов. В разных местностях они различны, что приводит к постоянному
перетоку капитала. Электронная торговля позволяет потребителям выбирать компании
из штатов с лучшим налоговым режимом, а местная традиционная торговля
оказывается ущемленной. Губернаторы предлагали дать властям штатов право на
введение единого налога на продажи через Интернет, а также на заказы,
обслуживаемые по почте. В ответ на эту инициативу (не поддержанную, кстати,
руководителями штатов, получающих прибыли от развития интернетовской торговли)
президент Клинтон поддержал законопроект о введении моратория на новые
ин-тернетовские налоги. В принципе компромиссным вариантом считается введение
единого налога на продажи через Интернет, одинакового на всей территории
страны. В ходе дискуссий оо интернетовских налогах в США очень наглядно виден
разрыв между различными слоями общества. Если национальная элита зачарована
открывающимися перспективами информационного общества (вице-президент Гор лично
курирует Интернет), на местном уровне пытаются использовать это явление для
решения сиюминутных, но вечных проблем (муниципальные расходы на дороги, школы
и т.д.).
Удивительно, но
ни один из многочисленных налоговых кодексов, рассматриваемых сейчас российским
парламентом, не касается затронутой проблемы. По всей видимости, это
свидетельствует об уровне, на котором находится развитие электронной коммерции
в России. Однако, как показывает предыдущий опыт, наша страна быстро нагоняет
развитые державы, и большинство явлений повторяется у нас с некоторым временным
лагом (2-3 года). Таким образом, проблема введения интернетовских налогов
встанет через не слишком большой промежуток времени, тем более что в России
существуют прекрасные предпосылки для развития электронной коммерции - огромные
пространства, не слишком густая сеть классических торговых заведений и т.д.
Похоже, государство совершенно не готово к подобному повороту событий, а
обычное в таких случаях неудачное копирование небогатого и противоречивого
зарубежного опыта успеха не принесет.
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ
распространение Интернета приводит к серьезным структурным изменениям
экономики. Первыми это почувствовали некоторые зарубежные государства, чьи источники
налоговых поступлений оказались под угрозой. В результате в этих странах
разразился целый ряд ожесточенных дискуссий по поводу введения специфических
«интернетовских» налогов.
А облагать есть
что. По данным американского правительства, объемы продаж электронной торговли
вырастут с 8тмлрд. долларов США в 1997 году до 300 млрд. долларов в 2002 году.
Европейский союз несколько отстает: здесь, по данным компании «Ай-Ди-Си»,
ожидается рост с 1 млрд. в 1997 году до 30 млрд. долларов в 2001 году, при этом
произойдет взрывной рост числа пользователей Интернета -с 16,6 млн. до 56 млн.
чел.
Специфической
особенностью постиндустриального общества является то, что основную роль в
формировании макроэкономических показателей начинают играть сферы производства,
передачи и потребления информации. По своей революционности вхождение в
постиндустриальное общество можно сравнить с переходом от средних веков, когда
основная часть национального продукта производилась в сельском хозяйстве, к
капиталистическому строю, при котором ведущую роль в экономике стали играть
обрабатывающая промышленность и транспорт. Одновременно с этим каждый раз
принципиально менялась и налоговая система - от преобладания земельной ренты к
налогу на добавленную стоимость, оптимально рассчитаному на налогообложение
промышленного производства материальных ценностей. Справедливости ради отметим,
что нынешняя система НДС, принятая в Европейском союзе, является недавним
изобретением.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/