Исследование
систем управления промышленным предприятием
Введение
На протяжении
десятилетий в отечественной экономике господствовал технократический подход к
хозяйствованию на уровне промышленных предприятий, когда во главу угла
ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные
распоряжения. Кадровая политика как таковая во многом была прерогативой
государственных органов и ортодоксальных идеологических механизмов. Многие ее
составляющие оказывались вне непосредственного влияния руководителей
предприятий. Монополизм в сфере труда в целом приводит к сужению трудовой
мотивации и к отчужденности работников, к падению заинтересованности в труде и низкой
производительности. Сейчас положение меняется диаметрально. Можно утверждать,
что кадры - это не фактор и не ресурс перехода России к рынку, кадры - то
пространство, где это должно произойти. Практика подтверждает, что человеческие
возможности являются определяющими в достижении поставленных целей.
Руководители
процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий
заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые
благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой
эффективности работы добиться невозможно.
Вложения в
человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором
конкурентоспособности и выживания промышленные предприятия. Управление людьми
имеет важное значение для всех организаций - больших и малых, коммерческих и
некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет
организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей
и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на
предприятии.* Финансовые средства, капитал для осуществления новых инвестиций
при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов. Найти же
компетентных сотрудников намного сложнее.
Предприятие
заинтересовано в повышении конкурентоспособности, что требует отбора как
высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников.
Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его
профессиональных знаний, умения, навыков, способностей и мотивов к труду, тем
быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный
фактор производства. Опыт зарубежных фирм показывает, что успех сопутствует тем
компаниям, которые ориентируются на перспективу инновационного управления трудом.
Ведущие корпорации предлагают работникам взамен стабильности занятости,
вознаграждения и жестких организационных структур создание условий для
расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования,
расширение полномочий работников в принятии хозяйственных решений. Это означает
поворот менеджмента к формированию новых моральных ценностей, разделяемых всем
персоналом промышленные предприятия. Сегодня значительные средства направляются
на гибкое и адаптивное использование человеческих ресурсов, повышение
творческой и организаторской активности персонала, развитие способностей и
профессионализм работников, формирование гуманизированной организационной
культуры. В развитых капиталистических странах само выражение "кадры"
сначала было заменено на "персонал", а в 70-х годах нашего столетия в
употребление прочно вошел термин "человеческие ресурсы", который
отражает экономическую целесообразность капиталовложений в человека, развитие
его умения, навыков, способностей.
Все
вышесказанное и обусловило актуальность нашего курсового исследования. В нем
будут изложены проблемы сменяемости, движения и текучести кадров,
социально-правовые аспекты работы с кадрами в новых экономических условиях.
2.
Исследование уровня компьютеризации управления промышленным предприятием
Управленческая
деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов
функционирования и развития промышленных фирм. Эта деятельность постоянно
совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и
реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли
потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.
Большую роль играют, также, изменения в организационных формах и характере
деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в
международных хозяйственных связях.
Изменения
условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления
к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его
организации, но и на перераспределении функций управления по уровням
ответственности, формам их взаимодействия и т.д.. Речь, прежде всего, идет о
такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной
структуре), которая порождена организационной необходимостью и закономерностью
хозяйствования, связанными с удовлетворением, в первую очередь, индивидуальных
потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных
результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных
отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической
революции. Все это требует от фирм адаптации к новым условиям, преодоления
возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
Новейшие
достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации
информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным
микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим
местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других
категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных,
автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров (ПК), которые
по стоимости приближаются к терминалам, а по возможностям -- к ЭВМ третьего
поколения. На этой основе в 80-х годах наметилась тенденция развития
информационно-вычислительной техники -- создание локальных вычислительных сетей
(ЛВС) различного назначения. Однако, в ближайшее время, в силу сложившихся
экономических условий, самыми распространенными станут ЛВС коммерческого
назначения.
В условиях
рыночной экономики информация выступает как один из основных товаров. Успех
коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными,
банковскими, биржевыми информационными системами, информатизации оптовой и
розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью,
созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и
аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного
обмена данными и др. Как правило, работа этих систем базируется на локальных
вычислительных сетях различной архитектуры ли их объединениях, получивших
название корпоративных сетей.
В это время
проявилась и другая сторона применения персональной вычислительной техники.
Являясь существенным подспорьем в автоматизации ряда рутинных работ, широко
распространенные персональные ЭВМ в ряде случаев не обеспечивали создание
достаточно мощных автоматизированных информационных систем (АИС) на базе ЛВС.
Для таких АИС потребовалось использование в ЛВС компьютеров, рассчитанных на
эффективную работу в сети. В локальные сети стали объединять ПК, мини-ЭВМ,
большие ЭВМ, рабочие станции и специальные ЭВМ, концентрирующие сетевые
ресурсы, - серверы.
Наличие в
офисе, конторе, учреждении (предприятии, цехе и т.д.) ЛВС создает для
пользователей принципиально новые возможности интегрального характера,
благодаря прикладным системам ПК и другому оборудованию сети. Организуется
автоматизированный документооборот (электронная почта), создаются различные
массивы управленческой, коммерческой и другой информации общего назначения и
персонально используются вычислительные ресурсы всей сети, а не только
отдельного ПК. Появляются возможности использования различных средств или инструментов
решения определенных профессиональных задач (например, средств машинной
графики, подготовки отчетов, ведомостей, докладов, публикаций и других
документов). Кроме организации внутренних служб, ЛВС позволяют организовать
внешние по отношению к обслуживаемому учреждению службы, такие, как телексная
(телетайпная) связь, почтовая корреспонденция, электронные доски объявлений,
газеты и пр., а также выход в глобальные (региональные) сети ЭВМ и
использование их услуг.
Широкая и
постоянно увеличивающаяся номенклатура ЛВС, сетевые программные продукты и
технологии, возлагают на потенциального пользователя сложную задачу выбора
нужной системы из массы существующих. В данном проекте предлагается один из
вариантов решения задачи конкретной программной и аппаратной реализации системы
управления работой коммерческой компании в условиях современного офиса.
Рассматриваются оптимальные варианты оснащения офиса коммерческой компании
комплектом оборудования, достаточным для решения поставленной задачи.
Целью данного
курсового проекта является разработка системы управления работой промышленного
предприятия. Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы
управленческого звена промышленного предприятия, нельзя не отметить, что
эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании
электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные
устройства.
В этом ряду
особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование, связанное с
их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации
управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин, что,
хотя и не соответствует их названию, но в последнее время становится основным
видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку
конкретных маркетинговых и производственных проектов, уменьшить
непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления
ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации,
что дает коммерческой компании прямой экономический эффект.
Разумеется, для
раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование
компьютеров, необходимо применять в работе на них комплекс программных и
аппаратных средств. максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в
настоящее время велика потребность коммерческих компаний в компьютерных
программах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также в
информации о способах оптимального использования имеющегося у компании
компьютерного оборудования.
Данный проект
предлагает следующие два этапов разработки :
- разработка
программы управления работой коммерческой компании, ориентированной на
применение в работе малых и средних предприятий. Данная программа должна быть
использована в качестве основного программного продукта в составе АРМ “
Директор” и АРМ “ Бухгалтер” (с внесением в состав последнего незначительных
изменений);
- разработка
конкретной аппаратной среды функционирования автоматизированных рабочих мест
для обоснования принятия решения о закупке необходимого оборудования.
При
проектировании принимались во внимание следующие требования :*
- система
должна нормально функционировать на стандартных персональных компьютерах клона
IBM с процессором Intel386SX (минимальные требования ) ,подсоединенных к
офисной локальной вычислительной сети в режиме невыделенных серверов;
- система не
должна иметь привязки к аппаратной части для возможности переноса ее на новую
платформу из-за неизбежного морального старения компьютерной техники;
- оборудование
размещается в пределах одного офиса компании;
- архитектура
системы должна быть выбрана таким образом, чтобы минимизировать вероятность
нарушения штатного режима работы системы (выход системы из строя, разрушение
информационной базы данных, потери или искажение информации ) при случайных или
сознательных некорректных действиях пользователей;
- система
должна обеспечивать защиту информационной базы данных от несанкционированного
доступа;
- основная
программная оболочка системы должна устанавливаться на рабочие места директора
и бухгалтера с любого компьютера, подсоединенного к локальной офисной
вычислительной сети;
- установка
программной оболочки должна производиться в режиме диалога Пользователь-ЭВМ
специальной программой инсталяции;
- основная
программная оболочка должна иметь интуитивно ясный дружественный интерфейс и не
должна требовать от пользователей специальной подготовки, не связанной с их
профессиональными обязанностями;
- основная
программная оболочка должна иметь возможность изменять по
желанию
заказчика генерируемые формы отчетов и порядок заполнения исходных форм;
- система
должна иметь возможность наращивания как программной, так и аппаратной части.
Информационное
обеспечение управления предприятием
Коренной
особенностью современной экономической мысли явилась направленность ее на
обеспечение рационального ведения хозяйства в условиях дефицитности ресурсов,
необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами,
преодоления малой эффективности регулирования производства административными
методами, ускорения перехода к интенсивному характеру развития производства на
основе развития научно-технического прогресса и т.д. Система управления
хозяйством, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям
социально-экономического процесса, должна быть гибкой и эффективной.
В современных
условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской
экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других
хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и
методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не
мехенический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий
поиск новых решений. Тем самым, вместо декларации о необходимости широко
использовать товарно-денежные, рыночные отношения, активно проводится работа по
изысканию активных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания
в единой, целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные
шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских
предприятиях.
Можно с
достаточной обоснованностью утверждать, что с переходом на новые условия
хозяйствования в России будут нарастать позитивные процессы, позволяющие вопрос
об эффективном управлении предприятиями ставить как практическую задачу.
Усилится и роль менеджмента во внешнеэкономической деятельности.
Понятно, что
управление предприятиями будет иметь много специфических особенностей в
зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во
внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности современной
электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции - предметов
народного потребления или средств производства.
В современных
условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в
сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных
управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности
предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между
всеми взаимными подразделениями промышленные предприятия осуществляются на базе
современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах
связи.
В деятельности
коммерческих структур, представляющих собой комплексы большого числа
повседневно связанных и взаимодействующих предприятий, передача информации
является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования
данной структуры. При этом особое значение приобретает обеспечение
оперативности и достоверности информации. Для многих фирм внутрипромышленному
предприятию данная система информации решает задачи организации
технологического процесса и носит производственный характер. Это касается
прежде всего процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией,
поступающей со специализированных предприятий по внутрипромышленному
предприятию данным каналам. Здесь информация играет важную роль в
предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из
факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его
эффективности.
Важное значение
имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых
показателей, требующих принятия оперативных решений.
Соответственную
роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые
научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей
промышленные предприятия, а также, фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый
общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и
своевременное использование которого обеспечивает промышленному предприятию
высокий уровень конкурентоспособности.
Информация
служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений
для выработки и принятия соответствующих решений.
Содержание
каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев
и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются
определенные требования:
- по объекту и
качеству - краткость и четкость формулировок, своевременность поступления;
- по
целенаправленности - удовлетворение конкретных потребностей;
- по точности и
достоверности - правильный отбор первичных сведений, оптимальность
систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Для современных
условий характерно применение высокоэффективной системы информации, основанной
на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки
цифровой и текстовой информации на базе компьютеров с процессорами Intel 486 ,
объединенных в единую внутрипромышленному предприятию данную локальную
вычислительную сеть
Управленческая
информационная система представляет собой совокупность информационных
процессов, для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия
решений.
Информационная
система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних
каналов передачи.
Управленческие
информационные системы последовательно реализуют принципы единства
информационного процесса, информации и организации путем применения технических
средств сбора, накопления, обработки и передачи информации в сочетании с
использованием аналитических методов математической статистики и моделей
прогнозно-аналитических расчетов.
В
производственно-хозяйственном подразделении предприятия обеспечивается
обобщение информации “снизу вверх”, а также, конкретизация информации “сверху
вниз”.
Информационный
процесс, направленный на получение научно-технической, плановой, контрольной,
учетной и аналитической информации, в информационных системах унифицирован и
базируется на электронно-вычислительной технике.
Повышение
эффективности использования информационных систем достигается путем сквозного
построения и совместимости информационных систем, что позволяет устранить
дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить
определенные интеграционные связи, ограничить количество показателей, уменьшить
объем информационных потоков, повысить степень использования информации.
Информационное обеспечение предполагает: распространение информации, т.е.
предоставление пользователям информации, необходимой для решения
научно-производственных задач; создание наиболее благоприятных условий для
распространения информации, т.е. проведение административно-организационных,
научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее
эффективное распространение.
Информация, и,
особенно, ее автоматизированная обработка, является важным фактором повышения
эффективности производства.
Важную роль в
исполнении информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и
передачи; систематизированное хранение информации и выдача ее в требуемой
форме; производство новой числовой, графической и иной информации.
В 80-е годы
произошел переход от отдельных управленческих информационных систем к созданию
единой внутрипромышленному предприятиюнной системы сбора, обработки, хранения и
представления информации. Произошла переориентация всей деятельности в сфере
обработки информации на обеспечение ее конечной цели: удовлетворение
потребности в информации руководителей на всех уровнях внутрипромышленному
предприятиюнного управления. В связи с этим главное внимание уделяется точному
формулированию вопросов, возникающих в сфере оперативного управления, и
получению информациии в кратчайшие сроки для принятия необходимых решений. В
зависимости от характера и содержания требуемой информации определяются
соответствующие технические средства и методы обработки информации.
В современных
условиях в крупных организациях созданы и эффективно действуют информационные
системы, обслуживающие процесс подготовки и принятия управленческих решений и
решающие следующие задачи: обработка данных, обработка информации, реализация
интеллектуальной деятельности.
Для определения
эффективности внутрипромышленному предприятиюнной системы управления на многих
предприятиях в учете и отчетности стал использоваться показатель - отношение
получаемой прибыли к затратам на технические средства и обеспечение
функционирования внутрипромышленному предприятиюнной системы информации.
3.
Исследование практического опыта работы управленческого персонала
Немало
специалистов ориентируются больше на практику других фирм, нежели на
самостоятельный анализ ситуации на рынке. Это способно принести огромный ущерб
из-за характерных для России быстрых изменений макроэкономической среды. В
организации работы компаний также имеется много пробелов, например, нет
налаженного взаимодействия между подразделениями. Связи между отделами
осуществляются, как правило, через руководство промышленные предприятия.
Работники, не имеющие постоянной интеллектуальной и информационной помощи
коллег из других подразделений, сознают себя только представителем коллектива
отдельного звена, а не частицей корпорации в целом. Из-за этого в их работе
отражаются узкие интересы коллектива подразделения, а отнюдь не стратегические
интересы компании. Из-за сложившегося положения руководителям приходится всю
основную работу, особенно в стратегическом плане, брать на себя,
сосредотачиваться на организации, координации и контроле, вместо того, чтобы
больше уделять внимания анализу, прогнозированию, планированию, стимулированию
труда.
Современный
менеджмент создает предпосылки для решения всех важнейших проблем. Среди его
возможностей: улучшение профессиональной подготовки сотрудников^ налаживание
взаимодействия между подразделениями промышленные предприятия, усиление роли
коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение
стратегических компонентов в работе менеджеров промышленные предприятия.
Возможны
различные управленческие варианты в решении подобных задач. Например, повышение
требовательности к персоналу, усиление контроля или отказ от использования
слабо подготовленных, безответственных кадров, поскольку последние боятся
сделать ошибку в работе, привлечь недовольство руководства и потерять место. В
этой ситуации утрачивается инициативный фактор в трудовой деятельности,
формируются барьеры между начальством и подчиненными.
Другой вариант
основан на укреплении демократических начал в управлении, привлечение всех
работников к анализу и принятию решений. Однако этот привлекательный путь
приносит плоды, если в коллективе развито сотрудничество и согласие, различие
во взглядах и поведении людей воспринимается как нечто естественное.
На практике
часто встречается сочетание разных подходов, т.е политики "кнута и
пряника" с расширением демократизации. Опыт убеждает, что единого,
универсального рецепта, к сожалению, нет. Многое зависит от уровня менеджмента,
степени зрелости и культуры коллектива, способности последнего воспринимать
инновации. Комплекс эффективных мер в каждом конкретном случае будет
различаться в зависимости от специфических черт коллектива.
Особое, порой
решающее значение в обеспечении успешной деятельности в долгосрочной
перспективе имеет формирование высокой культуры компании, ее образа (имиджа).
Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и надежды в конкретном
хозяйственном организме и способствует привлечению необходимых работников,
поощряет определенные нормы их поведения. Имидж промышленные предприятия, как
внутри, так и вне организации, формируется самими сотрудниками, партнерами и
общественным мнением в целом. Он побуждает клиентов к использованию услуг
именно этого предприятия, а не какого-либо другого.
Огромный
экономический эффект масштабного использования социально-психологических
аспектов управления побуждает к применению в рамках стратегического менеджмента
различных новаций в руководстве персоналом, которое призвано объединять,
координировать, взаимоувязывать и интегрировать все функции управления в одно
целое. К сожалению большинство российских менеджеров еще не в полной мере
осознало и в скромных размерах задействовало в своей работе возможности
использования человеческого фактора, совершенствования в соответствии с
требованиями сегодняшнего дня управления коллективом. Напомним важнейший
принцип руководства персоналом: обеспечение ответственности каждого работника
за результаты его труда; каждый сотрудник обязан знать кому он подчинен и от
кого может получать приказания,
Менеджер
промышленные предприятия призван точно определить каждому подчиненному конечные
цели его труда. При этом важно подробно охарактеризовать механизм и этапы их
достижения. В этом случае меньше приходится давать поручений, связанных с
частными задачами, работником больше проявляется самостоятельности. Менеджер
обязан обеспечить разработку и применение четких инструкций, указаний,
использование которых позволяет действовать без дополнительных разъяснений и
весьма инициативно.
Социально-экономические
и социально-психологические методы управления персоналом ныне явно должны
преобладать над административными. Руководство направляется на осуществление
сотрудничества персонала и администрации в целях достижения поставленных перед
фирмой целей. Все чаще применяется принцип коллегиальности в управлении, когда
менеджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами
сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи.
Главным в
менеджменте становится побуждение работников к развитию их способностей для
более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер не должен приказывать своим
подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие перед компанией, ранжируя
их по значимости, направлять усилия, помогать раскрытию способностей людей,
концентрировать их на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Последнее в
настоящее время приобретает особую значимость. В условиях компании важным
участком деятельности менеджера, определяющим возможности достижения
стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных,
самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Речь идет не
просто о группе профессионалов. Команда - это тщательно сформированный, хорошо
управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на
любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Строго
говоря, весь коллектив должен быть командой, самостоятельно решающей текущие
проблемы. В этом случае менеджер имеет больше времени для решения
стратегических задач.
Создание
команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должны
быть учтены следующие требования:
• каждый
участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед
коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся
команда;
• команда функционирует
как единый организм, причем ответственность за результаты также носит
коллективный, а не индивидуальный характер;
• любой
участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы
обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми
навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать в пределах
закрепленного за ним участка работы и на месте любого другого члена команды. Он
должен быть способен в любое время "подставить плечо" нуждающемуся в
этом члену коллектива, постоянно взаимодействовать с другими его
представителями. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней
партнерам свою волю - каждый сохраняет собственную самостоятельность;
• все члены
команды имеют равные права в ее работе, планируют свою личную трудовую
деятельность и деятельность всего коллектива, участвуют в формировании плана
работы каждого члена команды;
• как в любом
коллективе обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно
гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как
правило, постоянно изменяется;
• подбор
участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по
психологической совместимости;
• управление
командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции
координации и представления ее интересов во внешней сфере.
Практика
показывает, что оптимально, когда действует целый ряд таких команд. Именно в
подобном качестве призваны функционировать фирма в целом, ее правление,
коллектив каждого управления или отдела.
Создание
эффективно действующей команды обычно начинается с образования временных групп
работников для выполнения конкретных заданий, имеющих поисковый характер,
формирования новых служб. Такой коллектив включает в себя специалистов из разных
подразделений. Участие в этом коллективе расценивается как основная нагрузка на
каждого специалиста. При этом важнейшие функции по месту главной его
деятельности с работника снимаются. Вместе с тем он не теряет связь со своим
подразделением. Все члены рабочей группы принимают самое живейшее участие в
создании новой службы, помогают подбирать работников, консультируют,
разрабатывают концепцию деятельности и т.д., то есть действуют как отдельное
подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер,
вырабатывается стратегия деятельности.
Очень
существенно, что вновь созданный коллектив с самого начала располагает немалым
опытом, его участники хорошо представляют специфику, конкретные условия работы.
Любая инновация является задачей комплексной, затрагивающей все аспекты
деятельности промышленные предприятия. Ее удается решить быстрее и качественнее
за счет взаимодействия коллектива нового образования с остальными управлениями
и отделами. Созданная команда способна оперативно и эффективно реагировать на
любые изменения и возникающие проблемы.
Менеджер,
сформировавший именно такую команду, может быть спокойным, уверенным в будущем
компании.
Предложим
практический совет. Более всего способствует созданию команды постепенная и в
разумных пределах передача ответственности вниз. Предоставление права
подчиненным самостоятельно принимать решения, заниматься самыми актуальными и
интересными проблемами, предлагать новшества значительно облегчает задачу
менеджера, а сотрудникам дает чувство сопричастности к управлению фирмой.
Текущие вопросы должны решать сами сотрудники после того, как менеджер показал,
как это делается. Наделяя работников ответственностью, нельзя не предоставлять
им соответствующие права.
В последнее
время в России особое значение приобрели следующие социально-психологические
аспекты менеджмента:
• основным
стимулом в работе выступает стабильность и перспективность служебного
положения;
• увольнение по
инициативе администрации осуществляется довольно редко, поскольку сопряжено с
необходимостью соблюдения множества различных правил и законодательных препон;
• воспитание у
работников чувства приверженности своей промышленному предприятию
осуществляется посредством издания специальных информационных бюллетеней,
журналов, освещающих деятельность и события в жизни компании; устраиваются
демонстрации престижных видео- и кинофильмов; праздники, коллективные дни
отдыха. На подобные цели многие промышленные предприятия расходуют значительные
денежные средства.
Вместе с тем
нельзя считать, что основное в совершенствовании руководства персоналом уже
делается. Многого можно добиться за счет:
• улучшения
организации рабочих мест;
• обеспечения
более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений;
• проведения
систематической переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников
промышленные предприятия;
• создания
условий для стабильности занятости;
• разработки и
успешной реализации самых различных социально-экономических программ.
Особенно важен
уже упомянутый резерв в практике управления - делегирование полномочий, который
еще слабо задействован в большинстве случаев. Он означает передачу
ответственности за решение конкретных задач и необходимых для этого полномочий
другому лицу, стоящему ниже на служебной лестнице. Эта практика позволяет
снизить напряжение в труде работников, расширить возможности для успеха команды
в целом, ускорить профессиональный рост сотрудников, усилить творческое начало
в работе, существенно сократить время, необходимое для своевременной реакции на
возмущающие факторы в работе.
Для обеспечения
хороших результатов при делегировании полномочий требуется конкретность
задания. Известны случаи, когда подчиненный не смог вовремя выполнить
полученное задание, потому что его руководитель не обеспечил вовремя передачу
необходимой информации. Поэтому нужно обязательно убедиться, что подчиненный
правильно понял задание и точно представляет, чего от него хотят. Каждый
сотрудник обязан детально представлять себе существо текущих и перспективных
задач, стоящих перед фирмой. Менеджеру целесообразно планировать каждому
сотруднику достижение конкретных результатов в установленные периоды времени.
4.
Обеспеченность кадрами
Существует два
принципиальных подхода к повышению уровня конкурентоспособности промышленног опредприятия.
Первый - ликвидация имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих
повышению конкурентоспособности персонала. В кадровой работе этот подход, как
правило, находит свою практическую реализацию в реорганизации, связанной с
устранением структурных подразделений и работников, которые "не
вписываются" в стратегию выведения предприятия из кризисной ситуации.
Второй - поиск уникальных черт предприятия, создающих притягательный для
потребителей образ предприятия.
Принцип
оптимизации кадрового потенциала предприятия. Реорганизация, сопряженная с
сокращением персонала, - обычная практика на кризисном предприятии. Однако она
может быть как эффективной, так и неэффективной.
Неэффективная
практика обычно включает мероприятия, результаты которых имеют отрицательное
значение:
Реализация
программ добровольного увольнения персонала, в том числе ухода на пенсию
пожилых работников;
Механическое
сокращение или временное освобождение от работы определенной доли работников во
всех структурных подразделениях;
Свертывание
программ по обучению персонала и повышению квалификации;
Чрезмерно
резкое и обширное сокращение персонала;
Расстановка по
рабочим местам вместо уволенных работников оставшихся в надежде на то, что они
приобретут необходимые навыки практической деятельности;
Риск потери
квалифицированных кадров, без которых предприятие не сможет нормально
функционировать;
Неравномерное
распределение рабочей силы на участках;
Глубокие
стрессы у работников, оказавшихся в условиях реорганизации на новых рабочих
местах;
Нарушение
технологических процессов;
Необходимость
возвращения уволенных на прежние рабочие места или найм других работников - и
как следствие конфликты и подрывы авторитета руководителя;
Кратковременный
успех - пока уцелевшие работники имеют высокую внутреннюю мотивацию к
производительному труду;
Введение
жесткой регламентации трудовых процессов и строгая отчетность перед вышестоящим
руководством вместо широкого вовлечения работников в разработку и реализацию
конкретных мер по выводу предприятия из кризиса;
Поэтапное
отправление в неоплачиваемый отпуск работников;
Создание
системы материального стимулирования работников, не учитывающей перспективы их
профессионального роста (карьеры) на предприятии;
Отчуждение
коллектива от антикризисного управляющего и снижение мотивации к труду;
Ухудшение
морально-психологической атмосферы в трудовом кодлективе и снижение
производительности труда;
Порождает
рвачество и нелояльное отношение к организации среди значительной части
персонала.
При
реорганизации промышленного предприятия эффективна следующая практика:
сокращение
уровней в организационной структуре управления, а не рабочих мест, укрепление
кадрового резерва для высшего звена руководства предприятия;
при проведении
сокращений следует учитывать взаимозависимость структурных элементов
организационной структуры и осуществлять дальнейшие меры по стабилизации новой
организационной структуры и психологической поддержке персонала;
нельзя
увлекаться масштабными сокращениями персонала, следует стремиться установить
кадровую структуру, в наибольшей степени отвечающую сложившейся ситуации и
плану финансового оздоровления, пользующемуся поддержкой коллектива;
периодически
осуществлять переоценку кадровой структуры предприятия; выявлять, поддерживать
и обучать работников предприятия, проявляющих лидерские качества и склонность к
управленческой деятельности; поддерживать образовательные программы,
реализуемые на предприятии; предварительно готовить перспективных кандидатов на
ключевые руководящие должности, делая в первую очередь упор на умелое
выполнение функций руководства в условиях кризиса;
осуществлять
децентрализацию структуры управления, делегируя необходимые полномочия ключевым
фигурам в аппарате управления и обеспечивая максимальную гибкость при
разработке управленческих решений как на стратегическом, так и на оперативном
уровне;
предпочитать
командную работу индивидуальным усилиям, формируя рабочие группы (команды) как
между отделами, так и в различных подразделениях предприятия;
идентифицировать
и сохранять ядро кадрового потенциала предприятия; продолжать набор персонала,
поддерживать его профессиональный рост, особенно в жизненно важных и
приоритетных для предприятия областях его деятельности.
Предложим
принцип формирования уникального кадрового потенциала промышленного
предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности промышленного предприятия в
решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала,
ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в
него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство промышленные
предприятия в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет
рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей,
составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.
• Принцип
ориентации на профессиональное ядро кадрового потенциала предприятия. Ядро
кадрового потенциала образуют совокупные способности работников предприятия,
которые необходимы для того, чтобы выбирать, выполнять и координировать
действия, обеспечивающие промышленному предприятию стратегические преимущества
на рынках товаров, услуг и знаний. Эти преимущества основываются на том, что
конкуренты оказываются неспособными производить аналогичные по качеству
продукты и услуги или запаздывают с их модернизацией. Благодаря этому фирма
получает монопольное положение на том или ином сегменте рынка. Речь идет не о
тех, характерных для организации способностях, которые обеспечивают устойчивый
рост прибыли: способность к нововведениям, создание и поддержка внутренних и
внешних связей, формирование привлекательного имиджа промышленные предприятия,
контроль стратегически важных ресурсов. Эти способности очевидны и уязвимы с
течением времени для конкурентов.
Способности,
составляющие ядро кадрового потенциала предприятия, обладают следующими
свойствами:
• существенны
для выживания промышленные предприятия в краткосрочной и долгосрочной
перспективе;
• недоступны
для конкурентов и могут быть сымитированы с большим трудом;
• представляют
собой сочетание умений и знаний персонала, а не их воплощение в продукции или
функциях организации;
• являются
уникальным источником повышения рентабельности предприятия за счет комбинации
научно-технического, производственного, организационного, управленческого и
кадрового потенциалов;
• могут
поддерживаться и восприниматься фирмой в течение определенного периода;
• присущи
организационной системе предприятия, а не отдельным выдающимся работникам;
• имеют важное
значение для разработки основной, а, в конечном счета, и всей выпускаемой на
предприятии продукции;
• существенны
для реализации стратегических планов промышленные предприятия;
• служат
долговременной основой для разработки и принятия гибких, стратегически важных
решений (сокращение персонала, диверсификация продукции, рационализация
организационной структуры, создание совместных предприятий и т.п.),
обеспечивающих эволюцию организационной системы промышленные предприятия и ее
адаптацию к меняющимся условиям внешней Среды;
обеспечивают
промышленному предприятию доминирующее положение на некоторых сегментах рынка,
поскольку позволяют учитывать долговременные рыночные тенденции и текущие
запросы потребителей.
• Методы,
применяемые для преодоления сопротивления изменениям со стороны персонала.
Принудительный
метод проведения организационных изменений. Предусматривает использование силы
для преодоления сопротивления. Это процесс дорогостоящий и нежелательный в
социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического
реагирования. Использовать его можно в условиях острого дефицита времени. Но
когда природа сопротивления ясна, откровенного проявления силы не требуется.
Наибольшие
трудности в использовании этого метода заключаются в следующем:
• отсутствии до
начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление. В
результате чрезвычайно высок риск неудачи;
• неспособности
предвидеть источники и силу сопротивления. Возникает замешательство,
увеличиваются расходы, происходят отсрочки. В этом случае изменение изначально
обречено на провал;
• неспособности
устранить первопричину сопротивления;
•
преждевременных структурных переменах. В результате - замедление темпов
изменений;
• игнорировании
указаний по внедрению изменений. В результате - саботаж изменений;
• непонимании
необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий
потенциал. В результате изменения приносят в жертву текущим производственным
проблемам, снижается качество стратегических решений.
5.
Заключение
В данной
курсовой работе мы пришли к следующим выводам. На протяжении десятилетий перед
отечественными предприятиями, в подавляющем числе государственными, не стояла
задача выработки самостоятельной стратегии использования и развития
человеческих ресурсов, поскольку кадровая политика и регламентирующие документы
формировались на общесоюзном уровне, а руководители предприятий не имели
достаточных полномочий для подчинения кадровой работы интересам производства.
Сегодня при наличии различных форм собственности и развитии рыночных отношений,
возникновении конкуренции и росте неопределенности без продуманной стратегии и
учета альтернативных вариантов развития не обойтись.
Многое зависит
от правильного понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере
труда. Предприятие обязано занимать активную позицию в изучении спроса и
предложения квалифицированной рабочей силы, вести поиск новых кадров и
одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным
требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки.
При проведении политики оплаты труда во внимание принимается деятельность
конкурентов, учитываются уровни оплаты труда в других компаниях. В конкурентной
борьбе за ценные кадры все большее значение приобретают профессионализм,
интеллектуальный и творческий потенциал, предпринимательские способности
работников.
Сформировавшиеся
в нашей экономике на протяжении десятилетий кадровые службы предприятий
обслуживали систему административно-командного руководства экономикой,
осуществляя при этом преимущественно учетные функции, не отвечая за эффективное
использование труда и развитие кадров. Отделы кадров занимали обособленное
положение в организациях. В них ощущалась явная нехватка профессиональных
работников, а занятые кадры не имели высокого престижа и соответствующего
стимулирования труда. Кадровые службы не в состоянии были решать такие задачи,
как комплексное воспроизводство персонала, повышение качества человеческих
ресурсов, обеспечение регулярного притока профессионалов и поддержание
новаторской атмосферы в организации. Чтобы оказаться на уровне новых требований
в кадровой политике и в целом требований оптимального использования труда,
службы управления персоналом нуждаются в расширении полномочий, укомплектовании
их квалифицированными сотрудниками-экономистами и юристами по труду,
социологами и психологами, а также в оснащении современными информационными
средствами.
В
командно-административной системе, при жестком планировании и централизованном
финансировании отделы кадров были придатком руководящих структур и ограничивали
свою работу лишь исполнительскими функциями. Занимаясь в основном
организационно-оформительской работой, они в большинстве своем не имели права
собственного голоса в решении стратегических и текущих задач, и, как правило,
даже не знали о ближайших замыслах своего руководства.
Сегодня
ситуация резко меняется. Работать приходится в новой атмосфере, для которой
характерна жесткая конкуренцияяво всех ее проявлениях, в том ччсле в борьбе за
качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой промышленные
предприятия все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет
персоналу множество новых, неведомых ранее требований, среди которых быстрая
реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к ччстым
изменениям структуры производства и функциональных обязанностей,
психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на "светлое"
будущее и т.п. Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого
работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, а учеба персонала
в условиях рыночной экономики существенно отличается от подготовки кадров в
бывших отраслевых институтах повышения квалификации, которые, как правило,
финансировались министерствами и ведомствами. Значительно усложняется система
мотивации и стимулирования работников, прежде всего в связи с приемом на работу
по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в
том числе испытательного срока), жесткой увязкой материального поощрения с
получаемой прибылью и другими факторами. Все эти проблемы приходится решать на
фоне политической нестабильности и масштабной безработицы, которые оказывают
все возрастающее давление на трудовые коллективы.
Список
литературы
1. Айзенк Г.
Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ.- Н. Новгород:
Ай Кью, 1993.
2. Гительмахер
Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными: Учеб. пособие.- Иванове, 1994. -
139 с.- В надзаг.: Иван. гос. ун-т.
3. Жрачев М. В.
Суперкадры: Управление персоналом в междунар. корпорации.- М.: Дело Лтд., 1993.
4. Фуленко В.
В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей.-
Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.
5. Дизель П.
М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации.- М.: Фонд «За экон.
грамотность», 1993.
6. Новиков В.
С., Садловский В. И. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств
специалистов и руководителей: Материалы для проведения работ по подбору и
оценке кадров-М.:ИНЭ, 1992.
7. Одегов Ю.
Г., Маусов Н. К., Кулапов М. Н. Эффективность системы управления персоналом: Соц.-экон.
аспект: Учеб. пособие.- М.: Рос. экон. акад., 1993.
8. Плиев И. П.
Трудовые коллективы на современном этапе: Правовые аспекты.- Владикавказ:
Алания, 1994.
9. Поляков В.
Г. Формула успеха в бизнесе: Практ. руководство для рос. менеджера.- Новосибирск:
ЭКОР, 1993.
10. Советы
управляющему /Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева.- Свердловск: Сред.-Урал. кн.
изд-во, 1991.
11.
Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1995.
12. Шабанов П.
С. Золотая книга руководителя: Законы. Советы. Правила.- М.: Вече: Персей: ACT,
1994.
13. Лаунсенд Р.
Секреты управления, или как удержать компанию от подавления инициативы людей и
снижения прибыли.- М.: [ПКК «Интерконтакт»], 1991.
14. Травин В.
В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента.- М.: Дело, 1995.
15. Ермилов
Роман Юрьевич. Исследование систем управления промышленным предприятием.