Билеты по политэкономии с ответами
Ссудный капитал и ссудный процент.
Ссудный капитал – это новый вид капитала. Существуют три формы
капитала: промышленный, ссудный, торговый.
Ссудный капитал – это денежный капитал, представленный в ссуду
его собственником во временное пользование на условиях возвратности и
полезности в виде процентов.
Движение ссудного капитала называется кредитом. Кредитные отношения
пронизывают весь механизм пр-ва и накопления т.е. сферу материального пр-ва, сферу обращения,
финансов, международные отношения. До 1-ой Мировой войны лидером развития
кредитных отношений была Англия. Это ускоряло её развитие. После 2-ой Мировой
войны быстрее всего кредитные отношения стали развиваться в Японии. Это
ускоряло трансформацию японской эк-ки. Ныне из 50-и мировых банков 20
принадлежат Японии.
Нынешняя рыночная эк-ка является кредитной. Историческим
предшественником ссудного капитала был капитал ростовщический, который возник
до н.э. Этот капитал славился неуёмным процентом. В др. Греции 2 в. до н.э.
месячный процент составлял 40%, а годовой процент составлял 570%.
Маркс называл ростовщический капитал паразитическим т.к.
заёмные средства не шли в пр-во. Ростовщичества в развитых странах мало
осталось. Оно переместилось в развивающиеся страны. Ростовщичество – дело суровое. В период первоначального
накопления капитала 16 в. предприниматель нуждался в деньгах и вынужден был
просить их у ростовщиков. Но они назначали очень высокий процент, поэтому
предприниматели создавали товарищества и стали объединять деньги, получать
ссуды и т.д. В 1604г. в Англии возник первый банк, который давал ссуду под 8%
годовых. В 1651г. процент стал уже 5%.
Ссудный капитал возникает и
функционирует на базе кругооборота промышленного и торгового капитала. Он
обслуживает их кругооборот. Основными заёмщиками ссуд выступают функционирующие
капиталисты.
По своим источникам ссудный капитал представляет собой часть
промышленного капитала. Этими источниками являются временно свободные деньги, а
именно: амортизационное отчисление, накапливаемая часть прибыли, деньги после
продажи товара, до закупки сырья, часть фонда зарплаты, которая временно свободна, деньги “рантье”, прибыли
корпораций и монополий, средства организации хранящиеся в банке, сбережение
разных слоёв населения, средства пенсионных фондов, страховых компаний,
временно свободные деньги гос. Бюджета.
Праздные деньги не приносят дохода. В обществе существует противоречия:
с одной стороны есть свободные деньги, а с другой у предприятий и фирм
существует постоянная потребность к дополнительным деньгам. Кредит разрешает
это противоречие. Владельцы денег отдают их другим (через банк) в основном
физическим капиталистам. Эти деньги возвращаются к собственникам уже как
возросшие деньги, т.е. с процентом. Ссудный капитал – это
капитал-собственность. Он отдаётся в ссуду лишь на время. Существуют рынки
ссудных капиталов, где предъявляются спрос на свободные деньги, а с другой
стороны, существует предложение этих денег. В качестве ссуды деньги
представляют особую потребительную ст-ть. Эта ст-ть состоит в способности денег
приносить доход, прибыль в виде процента.
Д=Д▲ формула ссудного капитала
Д – первоначальные деньги
Д▲ - деньги с приростом
Но из формулы не видно за счёт чего деньги возрастают, и
создаётся впечатление, что сами деньги способны приносить прибыль. Поэтому
ссудный капитал называют самым таинственным капиталом.
Теории процента.
Процент – это объективная эк-ая категория. В процессе развития
пол. эк-ии возникали разные подходы трактовок социально эк-го сущности
процента.
Смит и Рикардо. Они определяли % как часть прибыли
произведённой ссудным капиталом. По их мнению норма % зависит от нормы прибыли,
и движения последних параллельно.
Ж.-Б. Сэй. Он
считал, что % служит показателем “чистой производительности капитала”.
Сениор – английский эк-ст трактовал % как
вознаграждение от текущего потребления имеющихся благ с целью будущего их
прироста.
Маркс доказывал, что % и предпринимательский доход
являются двумя сторонами прибавочной ст-ти.
И.Ш. Петтер. Он утверждал, что источником % являются сверхдоход полученный за счёт новаторства, внедрение новой комбинации
факторов пр-ва, повышение производительности труда. Он говорил: “Что касается
владельца денег, то % достаётся ему без внешних усилий с его стороны. В
получении % побуждает его сужать
деньги, а не накапливать их в виде сокровищ. Спрос на деньги предъявляют те
предприниматели, которые надеются сегодняшние 100 условных единиц превратить в
200 завтрашние. Заёмщики получают больше, чем отдают”
Ряд видных эк-ов
трактуют % с психологической точки зрения, обосновывая её особенностями
капиталистической эк-ки.
П.Самуелсен. Он определял капиталистическую эк-ку прибылей и убытков, в которых предложению
приходится действовать в условиях неопределённости конкуренции неустойчивых
рынков. Успех или неуспех дела зависит от способности предвидеть или
предугадать конъюнктуру, будущий ход эк-их процессов, поэтому деятельность предпринимателя
сопровождается субъективными моментами и переживаниями. Психологическая
трактовка % имеется также у И. Фишера и Кейнса.
Фишер. Он принёс в трактовку % фактор риска и
неопределённости перспектив. Риск, связанный
с вложениями на длительный срок, определяют Фишеру размер процентного
платежа. Будущие доходы в связи с их неопределённостью представляют меньшую
ценность.
Кейнс. Он рассматривал % как плату за расставание с
ликвидностью (т.е. денежной наличностью). По его мнению, собственник денег
стремится удержать их у себя, не склонен безвозменно расставаться с ними, а % -
есть компенсация за временное расставание с денежной формой ст-ью, как премия
за риск.
Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки.
Альтернативные издержки.
Издержки пр-ва – это важнейшая эк. категория, по кот. судят об
эффективности работы предприятия. Их ввели классики (Смит и Рикардо). Они
понимали под издержками пр-ва затраты труда и капитала, кот. пошли на пр-во
продукта. Маркс: издержки пр-ва – это совокупность постоянного и
переменного капитала.
Маршал выделил еще ряд издержек: постоянные,
переменные, предельные, валовые, средние, альтернативные, в короткий и длинный
период.
Категории издержек имеют практическое значение. Их тщательно
считают бухгалтеры и эк-ты.
Бухгалтерские издержки- расходы, затраченные на купленный
товар у поставщиков.
Эк-ое понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов
и возможности их альтернативного использования. Например, из дерева можно
делать мебель, бумагу, дрова. Структура издержек:
Постоянные издержки- постоянные выплаты, кот. фирма несет, не
зависимо от объема пр-ва: Амортизация зданий, страхование, платежи за кредит,
коммунальные услуги (вода, свет, тепло), охрана, оплата минимального
управленческого аппарата.
Переменные- затраты на сырье, на материалы, на топливо, на
зарплату.. Их размер зависит от объема пр-ва.
Валовые- сумма постоянных и переменных издержек.
Средние –издержки на единицу продукции. Они равны валовые
издержки деленные на объем выпуска продукции.
Предельные- дополнительные расходы ресурсов, в случае
изменения объема выпуска продукции в расчете на единицу продукции.
Считается, что если фирма покрывает свои издержки, то она
находится в состоянии рыночного равновесия, Но бизнес- дело беспокойное, нужно
получить больше прибыли, изменяя технологии, улучшая управление и тд. Поэтому
возникают предельные издержки.
Себестоимость. В хозяйственной практике для определения
величины издержек пр-ва используют термин себ-ть, Себ-ть продукции представляет
собой стоимостную оценку, использованных в пр-ве ресурсов (сырья, материалов,
топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов), а также др. затрат на
пр-во. Себ-ть является ценообразующим фактором. На ее уровень влияют: уровень
техники, организации, управления, качество продукции. Структура себ-ти:
сырье, материалы, энергия
расходы на эксплуатацию машин и оборудования(наладка,
контроль, обслуживание)
затраты на оплату труда( зарплата)
отчисление на социальные нужды по законодательным
нормативам(39% от фонда –зарплата, в пенсионный фонд-28%,
гос.страхование-5,4%,
мед,страховка-3,6%, фонд занятости-2%.)
амортизация основных фондов на полное восстановление
прочие затраты (налоги, платежи за загрязнение окруж. среды,
платежи по кредитам, за связь, за аренду, за вычислительный центр, расходы за
рекламу)- цеховые расходы.
В себ-ти промышл. продукции ¾ составляют затраты на сырье, материалы, топливо, энергию.
Пути снижения себ-ти: внедрение НТП, вложение в человеческий
капитал.
Рентабельность . Для определения «здоровья» эк-ки
страны, отрасли, предприятия используют понятие макро- и микроэк-ая
рентабельность. Макроэк-ая рентабельность (эффективность) = созданный
национальный доход / МТФ, где М- затраты овеществленного труда (сырье, энергия,
оборудование); Т- затраты живого труда; Ф- вложение в основной и оборотный
капитал.
Эти затраты видны при
сравнении пр-ва, например, 1 млн $ национального дохода в разных странах. В
основании макро рентабельности лежит НТП, повышение производительности труда,
развитие прогрессивных отраслей.
Микро рентабельность означает увеличение прибыли на каждый
рубль, вложенный в основной и оборотный капитал.
Рентабельность пр-ва отдельных фирм = годовая валовая прибыль/
(основной + оборотный капитал).
Для контроля за затратами на единицу продукции на предприятиях
составляют расчетно-аналитическую калькуляцию.
Образование средней прибыли и цены производства (модель
Маркса).
В повседневной практике капиталисты не говорят о прибавочной
ст-ти. Ее раскрыл Маркс в результате специального анализа. Предприниматели
говорят о прибыли, о норме прибыли, о ренте, о проценте на капитал, о
дивидендах на акции, о биржевых котировках. Прибыль- излишек выручки над
авансированным капиталом.
К(авансированный)= С+V+Р, где С- затраты на орудия труда, сырье, энергию; V- затраты на найм рабочих
(переменный капитал); Р- прибыль.
К(аванс.)= C+V
Норма прибыли- отношение прибыли к издержкам пр-ва.
Р`=Р/(С+V)*100%=Р/К*100%,
где Р`- норма прибыли; Р- прибыль.
Прибыль- конкретная цель, к кот. стремится каждый капиталист;
а издержки пр-ва – это затраты на достижение этой цели. Норма прибыли
показывает степень возрастания авансированного капитала, признак эффективности
пр-ва, умение капиталиста и его менеджера рационально использовать ресурсы. На
норму прибыли также влияет скорость оборота капитала. Теперь рассмотрим как в
ходе конкуренции формируется средняя прибыль, цена пр-ва и рыночная цена.
Конкуренция- способ развития- это главный стихийный рычаг
рыночного регулирования капиталистического хоз-ва.
Существуют 2 главные формы конкуренции:
внутриотраслевая. борьба между предприятиями отрасли за более
выгодные условия пр-ва и сбыта, за получение дополнительной прибыли. Ее
результатом является технический прогресс в отрасли, повышение
производительности труда, снижение индивидуальных издержек над общественными.
межотраслевая. Борьба между капиталистами разных отраслей за
получение более высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из
отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. Переливы капитала в
отрасли с высокой нормой прибыли приведет к расширению пр-ва и увеличению
предложения. В итоге цены падают, а прибыль уменьшается. В отраслях, откуда
ушел капитал, объем пр-ва сокращается, спрос растет, цена повышается, норма
прибыли растет.
Межотраслевая конкуренция выравнивает отраслевые нормы прибыли
в среднюю норму прибыли (она выражает отношение между капиталистами разных
отраслей по распределению совокупной прибыли, произведенной во всех отраслях в
данном году.) В результате образуется средняя прибыль на равновеликий капитал.
Например: 20% на 100 ед. аванс. кап. независимо от отрасли. В результате
образуется цена пр-ва. Она равна совокупным издержкам пр-ва + средняя прибыль.
Средняя норма прибыли определяется как отношение всей массы прибыли ко всему
авансированному в промышленность капиталу.
Р`= 60/(240+60)*100%=
60/300*100%= 20% - средняя норма
прибыли определяется во всех отраслях .При ней цена пр-ва = 120 ед.
Таков сложный рыночный механизм образования цены пр-ва. Но она
не гарантирует всем предпринимателям получение средней прибыли. Все зависит от
спроса, потребительских свойств, технического уровня, которые требуют высоких
дополнительных издержек производства. И все это влияет на уровень цен пр-ва.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru