Реферат по предмету "Экономика"


Эстетические потребительские свойства непродовольственных товаров: классификация, характеристика единичных свойств

Эстетические потребительские свойства
непродовольственных товаров: классификация,  
характеристика единичных свойств

Эстетические свойства товаров. Эстетическими называют свойства
товара, обусловливающие его способность удовлетворять духовную потребность
людей, вызывать у них чувства удовлетворения, радости, эмоционального подъема.
Духовные потребности людей многообразны. Характеризуя эстетическую ценность
товаров, учитывают способность товаров удовлетворять эстетические потребности,
связанные с чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных
предметов потребления.

Категория «красота» связана со зрительным восприятием предмета
потребления и используется для выражения общественной ценности в чувственно
воспринимаемых признаках формы . Для обозначения превосходной степени красоты
(очень красивого изделия) используется термин «прекрасное». Особенность
эстетической оценки товаров состоит в том, что понятие красоты относят не
только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета,
рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребность
людей. Иными словами, красота товара как потенциального предмета потребления
тесно связана с его целесообразностью. Так как форма товара является
необходимой частью его содержания, а следовательно, его полезности, то
потребителю нравится (или, наоборот, не нравится) и сам товар, и его форма.

Обычно совершенные, целесообразные товары, наиболее полно
удовлетворяющие потребности людей, наделены красивой формой. Но возможны
противоречия между формой и содержанием, когда внешне привлекательный
(обладающий «красивостью») товар проявляет низкие показатели функциональности и
надежности.

Товар может считаться подлинно красивым лишь тогда, когда его
содержание и форма выступают в органическом единстве.

Эстетические свойства товаров и их показатели воспринимаются
потребителем не только визуально (зрением), но в ряде случаев и с помощью
органов осязания и обоняния.

Категория «приятное» неоднозначна понятию «красота». При
потреблении красивых и удобных изделий человек испытывает чувство приятного.
Однако отдельные потребительские свойства, связанные с понятием приятного, лишь
условно можно отнести к эстетическим. Например, свойство туше у тканей. Туше —
чувственное восприятие ткани в результате ее осязания. Оно может быть приятное
или неприятное в зависимости от мягкости, плотности, ворсистости, упругости,
сухости, жесткости и других показателей ткани. Свойство туше не может быть
определено как красивое и некрасивое, т е не является с общепринятой точки
зрения эстетическим свойством. В то же время туше -чувственная характеристика и
поэтому может быть показателем эстетической ценности.

Номенклатура эстетических свойств материалов и готовых изделий
неоднозначна. Эстетическую ценность большинства материалов (бумага, пленка,
кожа и др.) можно оценить по единичным свойствам — форме, цвету, фактуре и
рисунку. Эстетические свойства готовых изделий являются комплексными и включают
четыре подгруппы свойств информационную выразительность, рациональность формы,
целостность композиции и совершенство производственного исполнения. Ниже
представлена типовая номенклатура единичных эстетических свойств по каждой
подгруппе.

Информационная выразительность — способность товара отражать
посредством средств художественного конструирования  отличие изделия от аналогов и его соответствие сложившимся в
обществе эстетическим представлениям и требованиям. Единичными свойствами,
определяющими информационную выразительность, являются оригинальность,
соответствие стилю и моде, знаковость.

Оригинальность—отражение новизны товара, его отличия от других
товаров одного и того же функционального назначения.

Стилевое соответствие показывает, насколько товар по внешнему
виду отвечает требованиям современного стиля. Под стилем понимают устойчивую (в
течение длительного времени) систему художественных принципов, приемов и
средств выражения содержания вещей. Различают стили эпохи, национальные,
отрасли, фирмы (объединения), конкретного функционального комплекса предметов
потребления.

Облик одежды, мебели и других изделий предметной среды, так же
как здания и сооружения, в каждом стиле эпохи отражает уровень общественного и
культурного развития. Стиль прошедших эпох — это своего рода отпечаток
неповторимого образа жизни. Поэтому попытки возродить в современных условиях
облик предметов старины, т е. давно ушедших стилей (оформление «ретро»), обычно
приводят к формализму, стилизации.

Современный стиль характерен относительной простотой и
завершенностью форм (преимущественно прямоугольного сечения для стационарных
изделий и обтекаемой поверхности для движущихся предметов), ясностью и
логичностью структуры, отсутствием вычурности и сложных украшений. Национальный
стиль отражает традиционные особенности форм и отделок, характерных для наций и
народностей (например, традиционная вышивка одежды на Украине, своеобразная
форма и отделка головных уборов в Средней Азии и т. д ).

Стиль отрасли и фирмы отражает характерные особенности
художественного конструирования, в результате которого создается оригинальное,
единственное в своем роде оформление продукции, продающее фирме (предприятию)
или отрасли особое «лицо.

Мода в отличие от стиля представляет собой временную общность
приемов и средств выражения содержания вещей. Другими словами, мода — это
господствующие в данное время вкусы людей (общества). Влиянию моды более всего
подвержены предметы потребления, особенно одежда, обувь, предметы туалета.
Изменение моды — естественное стремление людей обновлять предметную среду,
улучшать изделия, срок службы которых относительно мал.

Рациональность формы — групповое свойство, показатели которого
характеризуют, насколько форма товара соответствует назначению, конструкции,
материалу, удобна ли она, подсказывает ли форма характер обращения с товаром.
Красивая форма не должна быть приложением к конструкции изделия, она должна
соответствовать ей. Неудобное в употреблении, технически устаревшее,
функционально не совершенное изделие не будет красивым, если ему будет придана
даже формально совершенная форма.

Целостность композиции — характеризует степень согласованности
всех частей и целого в товаре, объединенных единым замыслом и оформлением. Само
слово «композиция» означает взаимосвязь важнейших элементов произведения
(продукции), раскрывающая ее содержание. Товар может иметь оптимальную массу,
размеры, конструкцию, цвет, рисунок, но эти составляющие еще не представляют
целостной композиции, если они не объединены и не оформлены в единое целое с
учетом их функциональной, конструкторской и эстетической целостности. Оценивая
целостность композиции, учитывают степень организованности
объемно-пространственной структуры изделия, т. е. имеет ли место
соподчиненность частей и целого, второстепенных главному (например, хлястик и
клапан кармана у пиджака должны соответствовать общему замыслу модели).
Целостность композиции предусматривает также гармонию формы — соразмерность и
взаимосвязь частей, их пропорциональность (соотношение частей между собой и
целым) и масштабность — соотношение величин частей товара и размера самого
товара по отношению к человеку и другим изделиям предметной среды. Все предметы
потребления должны иметь размеры, соответствующие размерам человеческого тела
или другим предметам среды функционирования. Для каждого товара должна быть
найдена верная масштабность, так как нарушение масштаба приводит к потере
целостности композиции и ансамбля предметной среды, затрудняет пользование
такими изделиями (например, стул с высотой сиденья больше привычных).

Целостность композиции означает также упорядоченность
графических и изобразительных элементов изделия, цветовую гармонию, сочетание
фактуры и рисунка (орнамента) с общим замыслом композиции. Следует иметь в виду,
что с помощью цвета, фактуры и рисунка можно достичь не только общей
композиционной целостности, но и возможности зрительных иллюзий, используемых
дизайнерами для корректива формы (кажущегося увеличения или удаления предмета,
изменения пропорций и т. д.). Так, вертикальная форма представляется длиннее
горизонтальной, члененная форма кажется больше нечлененной, голубой и другие
холодные цвета удаляют и уменьшают изделия, теплые, и темные, наоборот,
приближают и, следовательно, увеличивают их, усиливают впечатление тяжести и
прочности предмета.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становище Чорногорії на початок XX століття
Реферат Ось Москва-Тегеран
Реферат Туристические маршруты и рекреационные ресурсы Тульской области
Реферат Электроснабжение молокоприемного пункта
Реферат Jlh. Норейко, мгу современное лингводидактическое тестирование в свете коммуникативной теории
Реферат Вирус иммунодефицита человека и туберкулез
Реферат Lelekanews Інформаційна війна проти українського народу: чи є шанс перемогти?
Реферат Методы организации дискуссий на интернет-форумах
Реферат Жанровое своеобразие пьесы АП Чехова Вишневый сад
Реферат Економічні системи
Реферат Политические партии (2)
Реферат Учет и анализ производственных затрат и готовой продукции
Реферат Объекты гражданских правоотношений 4
Реферат Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Реферат Детерминанты эффективности ценовой дискриминации