У истоков промысла (История промысла) Гжель… Издревле под этим кратким названием подразумевается местность, расположенная на юго-востоке Московской области, включающая несколько десятков деревень и сел, жители которых были виртуозами керамического ремесла: жгли-обжигали глиняную посуду. Так основная деятельность местного населения и дала название региону. Гжель - традиционный народный художественный промысел, сохранивший самобытные традиции, преемственность
поколений, создавший свои современные художественно-стилевые особенности, свою художественную школу. Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 4 в. до н. э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте
Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева Двора богатый высококачественным сырьем – глинами и профессиональными мастерами Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, декора. До 14 века Гжель производила гончарную посуду, в 17 веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду. В 18 веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику.
В начале 19 века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. И как высшее достижения керамического искусства – с1806 года – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовался, образное содержание, композиционные приемы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона.
Появившийся в начале 19 века фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже 19-20 веков пришло к полному забвению. Своим новым рождением в 1940-х годах Гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным мастерицам (в то время -
Артель «Вперед, керамика», а сегодня ЗАО «Объединение Гжель»)- Т. С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и др. При разработке нового, современного стиля в фарфоре за идею был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью, существовавший в начале 19 века на изделиях из полуфаянса, но в 1940-е годы унаследованная от предшественников техника претерпела коренные изменения: используется иной современный материал- фарфор, а так же новые керамические краски- высокотемпературный
подглазурный кобальт. В 1978 году ведущим художникам Объединения «Гжель» Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой, З. В. Окуловой и Л. П. Азаровой « За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом» присуждена Государственная премия им. И. Е. Репина К вопросу о производстве в
Гжели белоглиняной керамики в XVI-XVII вв. В ходе проведенных археологических обследований в 1985 году в селе Гжель Раменского района Московской области в стенках траншеи газопровода были обнаружены значительные и не нарушенные перекопами напластования культурного слоя. Его особенностью являлось наличие мощной – от 30 до 40 см – прослойки, плотно насыщенной фрагментами белоглиняной керамики, характерной для местонахождения гончарного производства.
Собранные в отвале траншеи фрагменты по первому определению были схожи с аналогичной московской. Белоглиняная керамика, по данным археологических раскопок и наблюдений, имела широкое бытование в Москве в ХVI-XVII вв. Но, учитывая, что залежей беложгущихся глин в черте города и его окрестностях нет, ранее высказывалось предположение о её гжельском происхождении.В Гжели, кроме разведок, исследований до этого не проводилось.
Кувшины. Основная масса керамики – фрагменты кувшинов. По сопоставлению числа фрагментов горловин и ручек в слое 3 находилось 18-20 отдельных форм кувшинов. Из них полных профилей было реконструировано 2, неполных – 3. Кувшины изготовлены на ручном гончарном круге методом ленточного налепа полос шириной 5-6 см, скреплявшихся друг с другом пальцевым защипом, с последующей доработкой поверхности сосуда его заглаживанием снаружи
и внутри. По реконструированным профилям и отдельным фрагментам выделяются два типа кувшинов, имеющих характерные форму, пропорции и декор. Декорированы кувшины, как правило, двумя ровными параллельными линиями. Белоглиняные кувшины, подобные по пропорциям, размерам и декору, но с широкими ручками, появляются в Москве в первой половине-середине XVI в. Наличие в слое различных типов форм кувшинов и корчаг допускает предположение о длительном существовании здесь ориентированного на рынок гончарного производства.
Судя по количественному преобладанию кувшинов (18-20), они занимали в производстве основное место. Время функционирования этого гончарного производства из-за отсутствия датирующих находок определяется по бытованию аналогичных форм в Москве и лежит в интервале с конца XVI по начало XVIII в. Из фаянса изготавливались различные тарелки, блюда, салатницы, соусницы, рюмочные и бутылочные передачи (специальные емкости для подачи на стол), суповые чаши, чайники, чашки, блюдца,
из которых комплектовались столовые и чайные сервизы, а также ряд отдельных изделий: пиалы и кисе, кружки, миски, фигурки, игровые фишки, чубуки курительных трубок, туалетные кувшины и тазы, ночные горшки (двух размеров: для детей и взрослых). Некоторые из этих изделий выпускались как без декора (чисто белые), так и с декором (с росписью, печатью, рельефом). Отдельную группу фаянсовых изделий составляет посуда из желтоватой массы (молочники, чайники, пиалы), покрытой светло-желтой глазурью с росписью по ней фиолетовым
люстром. Из красной глины производились майоликовые чайники и чубуки курительных трубок. Тарелки выпускались как чисто белые, так и с декором. Для декорирования использовался рельеф, подглазурная роспись кобальтом и нанесение готовых рисунков техникой переводной печати. Миски однотипны по своей форме и профилировке, имеют неширокий плоский борт с округлым валиком по внешнему краю и плоское дно без кольцевого поддона.
Миски были как чисто белые, покрытые глазурью, так и декорированные по борту и на внутренней плоскости дна кистевой росписью кобальтом или печатным орнаментом. Использовалось два вида орнамента: растительный (один вариант) - цветок на стебле с усиками или травное переплетение и геометрический (два варианта). Первый вариант геометрической орнаментации - шашечный (два или более рядов чередующихся по борту, сходящих на боковую плоскость, синих и белых квадратов
Второй вариант - сочетание одинарной и тройной концентрических окружностей: одинарной - на внешнем крае борта, тройной - ниже линии перегиба борта, на его склоне. На внутреннюю плоскость дна, по-видимому, мисок с растительным орнаментом наносились одинарные или двойные концентрические окружности. Внутри них располагались стилизованные трилистники с точками или парными лепестками, расходящиеся от центра Часть мисок отличалась от общей массы изделий более тонкой
росписью в сочетании с мелким “бусовым” рельефом. Вывод: Гжельский керамический район, где в XVIII - начале XX в. действовало около 180 фарфоро-фаянсовых заводов и несколько десятков гончарных мастерских, сыграл немаловажную роль в экономическом развитии России.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |