Реферат по предмету "Экономика"


Политическая экономия и экономикс

Политическая экономия и экономикс

В конце XIX века марксизм стал популярен на Западе. Но тут же началась его критика. И в начале XX века в ВУЗах Западной Европы
стали читать вместо политэкономии экономикс – науку о рациональном поведении человека в рыночной экономике. Экономикс – это исследования о поведении людей в
процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Экономикс делает упор на редкость ресурсов и 
безграничность потребностей людей.

Главная задача политэкономической науки – эффективно использовать и управлять экономическими ресурсами, чтобы достигнуть
максимального удовлетворения материальных потребностей. Поэтому любое общество должно решать 5 фундаментальных проблем: 1.Что следует производить? 2.  Сколько? 3. Из каких ресурсов? 4. Как
следует производить? 5 Способна ли данная система видоизменяться, приспосабливаться к меняющимся спросу и поставкам ресурсов?

Экономикс в отличии от марксизма считается наукой вне класса.

Самуэльсон считал, что задача экономикса – это проанализировать и объяснить многообразие
экономических явлений в экономической системе и выработать практические рекомендации для экономической политики.

Политэкономия шире, чем экономикс дает представление об условиях и формах экономической
деятельности людей и ищет причины возникновения и развития экономических явлений и процессов.

Всесторонняя взаимосвязь этих процессов – взаимосвязь и их отмирание. Экономика делится на
микроэкономику и макроэкономику.

Методы исследования экономических явлений

Методы познания – это инструменты, приемы, способы с помощю которых изучаются внешние
явления.

Индуктивный метод. Под индукцией мы подразумеваем выведение, принципов из фактов. Здесь мы
начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет
от фактов к теории, от частного к общему.

Дедуктивный метод. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают свою теорию,
обратившись к фактам. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод. Таким образом, экономисты могут опереться на случайные наблюдения, умозрительное
заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить,
руководствуясь “кабинетной логикой”, что потребителям целесообразно покупать продукт тогда, когда цена на него низка. Правильность этой теории затем должна
быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам.

Диалектический метод. Метод изучающий экономику в развитии. Требует возникновения, развития, изменения явления.

Системный подход – он требует изучения всех факторов относящихся к данному явлению, как положительных, так и отрицательных.

Исторический метод – позволяет рассматривать хозяйственные системы в присущей им последовательности
исторического развития. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.
Исторический метод в наибольшей мере применяла классическая политическая экономия, особенно марксистская теория.

Позитивный метод – показывает состояние экономики такой, какая она есть в действительности.

Экономические модели – это создание или построение упрошенной модели хода какого-либо сложного экономического процесса с целью
лучшего понимания. С привлечением статистических и математических методов.

Экономические явления в чистом виде не встречаются, поэтому зачастую при изучении
экономических явлений используют сразу несколько методов познания экономических явлений.

Социально-экономические типы производства

Формационный тип – связан с марксистским пониманием. Решающую роль играет материальное
производство и производственные отношения. Маркс ввел модель общественно-экономической формации:

1) реальный базис – совокупность эк. отношений и отношений собственности. 2) надстройка – система политических, правовых, экономических, национальных,
семейных и т.д. отношений и соответствии им идей и учреждений. 3) способ пр-ва – совокупность базиса и надстройки.

Маркс, опираясь на теорию, выделил 5 типов общества и считал, что идет естественная
смена этих типов. На каждой ступени действует закон соответствия произв. отношений, уровню развития произв. сил. Государство может своими мерами
ускорять или тормозить развитие отраслей. Когда прозв. силы обгоняют произв. отношения возникает конфликт. Смена формаций происходит революционным путем.

Маркс. теория – это общественная эк. формация при анализе типов производства. В основе
ее лежит классовый подход, Запад не может с этим согласиться и стал разрабатывать собственную теорию. Запад использовал эвалюционный
(цивилизационный) подход.

Уолтер Ростоу выдвинул теорию стадий эк. роста. Он отметил 5 стадий:

1) традиционное об-во (все докапиталист. стадии). 2) переходное об-во (17-18 век)
происходит накопление капитала, развитие предпринимательства, открытие стран и континентов. 3) стадия подъема (кон.18-нач.19 век) происходит промышленная
революция. 4) стадия быстрого созревания в Зап. Европе в это время возникают АО, гигантские предприятия, мировой рынок, начинается НТР. 5) Стадия высокого
массового потребления.

Джон Гэлбрейт выдвинул свою систему развития, но приоритет отдал отдельным факторам.

Стадии: 1) аграрная экономика. Главный фактор – земля. 2) капитал, эпоха капитализма.
3)техноструктура. Главную роль в развитии играют управленческие кадры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психолого педагогические основы формирования логического мышления младших школьников
Реферат Запалення ендотеліальна дисфункція інсулінорезистентність та лікування при хронічній серцевій недостатності
Реферат Азе коммутаторов Cisco семейства Catalyst 6000, и приводится описание программного средства удаленного управления доступом, как части решения указанной проблемы
Реферат Особенности деятельности арбитражных судов в РФ
Реферат Формирование культуры общения на уроках информатики
Реферат Имитационное моделирование показателей мобильного бюджетирования предприятий ремонтного сектора вагонного хозяйства
Реферат Earth and Moon
Реферат Проектирование внешнего и внутреннего электроснабжения предприятия
Реферат Основные методы прогнозирования зерновых культур
Реферат Iran
Реферат Влияние микроэлементов на урожайность и качество волокна льна-долгунца
Реферат Я хочу быть понят моей страной... По лирике В. Маяковского
Реферат Город Солнца Томмазо Кампанеллы
Реферат Проявления хронических заболеваний мочевыделительной системы и сердечнососудистой патологии в полости рта детей
Реферат Адам цивилизациясының дамуымен туған, глобальдi мәселелердiң бiрi «өзiңдi танып -бiл» қазiргi кезде актуальдi болып отыр