. (Курсовая, Административное право(особенн. часть)).
Административно - правовая
охрана общественного порядка
осуществляется прежде всего органами государственного управления. Это основное
назначение деятельности органов, состоящее в установлении общественных
правил поведения в сфере общественного порядка; в создании условий для
реализации прав и свобод граждан , охране этих прав; в осуществлении
административного надзора; в применении к нарушителям мер
административного воздействия. Общественный порядок -- это определённые
взаимоотношения людей. их поведение в обществе, действия, поступки.
Кроме того, общественный порядок можно определить как отношения,
которые складываются в общественных местах Это соблюдение гражданами
таких общепринятых правил, как поддержание обстановки спокойствия,
правил поведения на улицах, в парках и других общественных местах.
Большая роль в обеспечении
общественного порядка у ОВД. Они в тесном контакте и взаимодействии с
другими государственными органами ведут работу по предупреждению и
пресечению нарушений общественного порядка, используя широкую гамму средств
правового и морального воздействия, арсенал мер убеждения и
принуждения. Общественный порядок - это система общественных отношений,
закрепляемая различными нормами, определяющими права и обязанности их
участников. Состояние общественного порядка характеризуется прежде всего
добровольным, сознательным соблюдением подавляющим большинством людей
установленных государством правовых норм и действующих правил
общежития, не закреплённых в праве. Однако эксцессы со стороны
отдельных лиц, выражающиеся в посягательствах на установленный
общественный порядок, обуславливают необходимость его защиты от
посягательств силами и средствами специальных государственных органов –
суда, прокуратуры, ОВД. Общественный порядок должен обеспечивать жизнь
и неприкосновенность граждан; охранять честь, достоинство и иные права
граждан; охранять государственную и общественную собственность;
обеспечивать спокойствие в общественных местах; поддерживать необходимые
условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий,
организаций и их сотрудников.
Охрана общественного порядка
--- это проведение государственными органами в тесной связи с
общественностью разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности
граждан, защите их прав и законных интересов, по созданию нормальных
условий для работы государственный и общественных предприятий,
учреждений, организаций. Эти меры включают в себя: во - первых, создание
законодательных и иных нормативных актов, регулирующих вопросы охраны
порядка, правила поведения людей в общественных местах; и во - вторых,
деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции т.д.
Охрана общественного порядка осуществляется 3-мя методами: уголовно -
правовой, гражданско - правовой, административно - правовой.
Наибольшая часть
компетентности в области охраны общественного порядка принадлежит
Органам Внутренних Дел (ОВД). ОВД -- весьма своеобразное звено
исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе достаточно
разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, государственную
противопожарную службу, паспортно - визовую службу, службу исполнения
уголовных наказаний, а также, если брать систему МВД России в целом,
то и внутренние войска МВД России.
Задачи ОВД: 1)- обеспечение
общественного порядка;
2)- предупреждение и пресечение
преступлений;
3)- расследование преступления и
розыск преступников;
4)-предупреждение пожаров и
борьба с ними.
Сущность их деятельности
состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и
подзаконных актов, регулирующих общественный порядок. В соответствии с
возложенными на ОВД задачами , их деятельность регулируется следующими
законодательными актами: а)- Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 г.;
б)- ФЗ «О пожарной безопасности»
от 21.12 94 г.;
в)- ФЗ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от
21.07.93 г.;
г)- ФЗ «О внутренних войсках
министерства Внутренних дел РФ» от 06.02.97 г.
Мы рассмотрим в нашей
работе - одно звено в системе ОВД ---- милицию. В соответствии с
законом «О милиции» , милиция – это система государственных органов
исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и
свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от
преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом
применения мер принуждения. (ст.1). Отличительной чертой милиции является
возможность применения к правонарушителям мер непосредственного
государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно
только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не
идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной
самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные
агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с
правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и
по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.
Вышеназванный закон
возлагает на милицию следующие задачи: 1)- обеспечение личной
безопасности граждан;
2)- предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений;
3)- раскрытие преступлений;
4)- охрана общественного порядка
и обеспечение общественной безопасности;
5)- оказание помощи в пределах,
установленных ФЗ «О милиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям,
учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении
их законных прав и интересов.
Например, обеспечение
личной безопасности граждан, может быть достигнуто: ---- наличием в
системе милиции различных функциональных подразделений (ППС, служба
участковых инспекторов), которые действуя в пределах собственной
компетенции, в конечном счёте, обеспечивают достижение этой общей цели;
------ профилактической
направленностью деятельности милиции;
------ принимаемыми в особых
случаях мерами по обеспечению безопасности определённых лиц, например,
участников уголовного процесса, в безопасности которых есть основания
сомневаться. === Весь этот комплекс мероприятий, гласных и негласных,
призван гарантировать личную, имущественную и иную безопасность граждан.
В деятельности милиции
необходимо выделить три основных направления, каждое из которых
имеет особую правовую характеристику:
1. Административная деятельность на
основе административного законодательства. В ходе отправления
административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в
административно - правовые отношения в гражданами, учреждениями, организациями.
Виды админ. деятельности милиции:
а)- деятельность участковых инспекторов милиции;
б)- служба милицейских нарядов по
охране порядка в общественных местах;
в)- обеспечение безопасности
движения транспорта и пешеходов в населённых пунктах и на
автомобильных трассах.
2. Милиция как орган дознания –
следственные функции: а)- возбуждение уголовного дела;
б)- следственные действия по установлению и
закреплению следов преступления – осмотры, обыски, выемки , задержание и
допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
3. Оперативно - розыскная деятельность:
а)- предупреждение и пресечение
преступлений;
б)- розыск преступников.
В связи с возложенными
на милицию задачами, свою деятельность последняя строит в соответствии
с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и
гласности. Принцип законности в деятельности милиции означает,
что она не только является одним из гарантов точного и
единообразного исполнения законов, отнесённых к её ведению, но и сама
в своей деятельности обязана строго исполнять нормативные предписания.
Недолжное выполнение своих служебных обязанностей , допущенные при
этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник милиции,
совершивший должностное правонарушение, может быть привлечён к
дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Принцип гуманизма
означает уважительное отношение к людям , в том числе и к
правонарушителям. Во всех случаях запрещается применение методов
воздействия, унижающих человеческое достоинство. Принцип уважения прав
человека: В законодательстве РФ находит своё отражение международно
- признанное положение об охране фундаментальных прав человека (всеобщая
декларация прав человека , ст.29 и Конституция РФ , гл.2)). Их нарушение
преследуется по закону. Милиция действует на основе гласности:
это означает извещение правонарушителя об имеющихся к нему юридических
претензиях, предоставление к нему в связи с этим возможности
защищаться как лично, так и с помощью профессионального адвоката
против выдвинутого обвинения (подозрения), возможность обжалования
действий и решений должностных лиц милиции, которые он считает
незаконными и необоснованными, в том числе и в судебном порядке.
Кроме того, действия милиции могут в пределах, не разглашающих
служебную тайну, освещаться средствами массовой информации . В ряде
случаев закон допускает исключения из принципа гласности, в частности, в
интересах расследования (ст.139 УПК). Материалы оперативно - розыскной
деятельности, как правило всегда закрыты ( с ними в рамках специальной
процедуры могут знакомиться некоторые ответственные работники
прокуратуры).
Милиция решает стоящие
перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными
органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и
гражданами.(ст.3). При этом в рамках оперативно - розыскной деятельности
допускается использование агентурных источников ( ФЗ «Об оперативно -
розыскной деятельности»). Кроме того, к выполнению задач милиции могут
привлекаться сотрудники системы МВД, не являющиеся сотрудниками милиции
с момента и в порядке, который определяется министром внутренних дел
РФ. И в этом случае на них распространяются обязанности и права,
гарантии правовой и социальной защищённости, а также ответственность,
предусмотренные для сотрудников милиции. Следует отметить, что взаимодействие
--- не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней.
Особую социальную
значимость деятельность милиции приобретает вследствие того, что она
сопряжена со вторжением в сферу прав с свобод граждан. Подобное
вторжение необходимо постольку, поскольку в отсутствие третьей силы (милиции),
способной осуществлять принудительную защиту права, в обществе может
начаться «война всех против всех». Всякое ограничение граждан в их
правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке
прямо предусмотренных законом. Закон здесь понимается как нормативный
акт высшей юридической силы. В этой связи в настоящее время взят курс
на решительное свёртывание подзаконного нормотворчества в сфере
деятельности милиции. Вместе с тем нельзя считать, что если закон не
уполномочивает милицию на совершение каких - либо действий в отношении
граждан, то она обречена на бездействие. Важно подчеркнуть, что милиция
вправе обращаться к гражданам с просьбой о добровольном принятии на
себя некоторых обязательств или самоограничении в своих правах и
свободах: оказать помощь сотруднику милиции в пресечении хулиганских действий
и доставлении задержанного лица в милицию, разрешить «засаду» в своей
квартире, предоставить в распоряжение милиции какие - либо предметы и
т. п.. Но такое вмешательство допустимо лишь в том случае, если оно
помимо наличия согласия или просьбы гражданина на противоречит
общепризнанным нормам морали.
Закон требует от
сотрудника милиции разъяснять гражданину во всех случаях ограничения
его прав и свобод основание такого ограничения, а также возникающие
в связи с этим права и обязанности гражданина.
Милиция обязана защищать
человека независимо от его гражданства, места жительства, социального,
имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности,
пола и возраста, образования, языка, политических и иных убеждений. Ей
запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека (п.2
ст. 5, ФЗ «О милиции). Кроме того, милиция должна предоставлять
возможность реализовать установленное законом право на юридическую
помощь; сообщать по их просьбе о задержании их родственникам (а в
случае задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке); при
необходимости принимать меры к оказанию им доврачебной помощи, а также
к устранению опасности чьей - либо жизни, здоровью или имуществу,
возникшей в результате задержания указанных лиц.
Основными факторами,
определяющими организационное построение милиции , являются:
1)-возложенные на неё задачи и
выполняемые функции; 2)- национально - государственное и административно -
территориальное устройство;
3)- организация милиции в
известной степени зависит и от оперативной обстановки на обслуживаемой
территории;
4)- зависит от специфических
условий среды функционирования милиции.
Милиция в РФ
организационно входит в систему МВД России и руководство ею в стране
осуществляет министр внутренних дел, хотя появление милиции
общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает её
двойное подчинение --- по вертикали МВД РФ, по горизонтали --
соответствующим органам местной власти и управления. В субъектах
федерации , районах городов милицией руководят министры внутренних дел
, начальники соответствующих ГУ, управлений и отделов ВД . Однако ---
и это существенная особенность организации милиции --- департамента
милиции ни в МВД России, ни в подчинённых ему главных управлениях,
управлениях и отделах внутренних дел нет. Милиция в органах ВД
представлена не одной какой - то единой, а организационно обособленными
различными службами. Например, в центральной аппарате МВД к ним
относятся: ГУ угрозыска, ГУ по экономическим преступлениям, ГУ по
организованной преступности, ГУ обеспечения общественного порядка, ГУ
ГАИ, ГУ вневедомственной охраны, управления по незаконному обороту
наркотиков, управления оперативно - технических мероприятий, оперативно -
поисковое управление и др.
Законом «О милиции»
милиция в РФ подразделена на криминальную милицию и милицию
общественной безопасности (местную милицию).
Криминальная милиция. (КМ)
В состав криминальной милиции входят
оперативно - розыскные, научно - технические и иные подразделения,
необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи
милиции общественной безопасности.
Например, согласно ФЗ « Об
оперативно - розыскной деятельности», ст. 13, к органам, которые имеют
право осуществлять оперативно - розыскную деятельность на территории РФ,
относятся: 1)- органы ВД РФ;
2)- органы ФСБ;
3)- федеральные органы налоговой
полиции;
4)- федер. органы госуд. охраны: ГУ
охраны РФ и служба безопасности Президента РФ;
5)- органы пограничной службы РФ;
6)- таможенные органы РФ;
7)- службы внешней разведки РФ;
8)- органы ФАПСИ проводят
оперативно - розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности
указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих
мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах (1 -7,
см. выше).
Численность криминальной
милиции устанавливается Правительством РФ. Создание, реорганизация и
ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляется в порядке,
который определяет также Правительство РФ. Начальники крим. милиции (
далее КМ) субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от неё
министром ВД РФ и являются по должности заместителями соответствующих
министров республик или начальников ОВД. Начальники КМ районов, городов
и районов в городах назначаются на должность и освобождаются от неё
министрами ВД республик, начальниками ГУ субъектов и являются по
должности заместителями начальников соответствующих ОВД.
Согласно ст. 8 ФЗ «О
милиции», основными задачами КМ являются : предупреждение, пресечение и
раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство
предварительного следствия , а также организация и осуществление розыска
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся
от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в
случаях, предусмотренных законодательством.
Милиция общественной
безопасности (местная милиция; далее ММ).
В соответствии с
Положением о милиции общественной безопасности от 12.02.93 г., в городах,
районах ММ создаётся и функционирует в качестве самостоятельного
структурного звена в составе соответствующих управлений (отделов) ВД.
В состав ММ входят:
дежурные части; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного
содержания задержанных и заключённых под стражу лиц; специальные
приёмники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
подразделения патрульно - постовой службы (ППС), в том числе отряды
особого назначения (ОМОН); ГАИ; подразделения охраны объектов по
договорам; позразд. -ния охраны и конвоирования задержанных и
арестованных; подразд. лицензионно - разрешительной работы и контроля за
частной детективной деятельностью; подразделения по исполнению
административного законодательства; подразд. по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних; подразд. по раскрытию преступлений, по
делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;
специализированные подразделения дознания и иные подразделения,
необходимые для решения задач, возложенных на ММ.
В отличие от КМ, местная
милиция (кроме ММ на транспорте) подчиняется не только вышестоящему
органу ВД, но также соответствующим исполнительным органам власти
субъектов федерации и органам МСУ в пределах их компетенции. Подобный
порядок обусловлен прежде всего тем, что деятельность ММ происходит на
виду местного населения и призвана обеспечивать удовлетворение интересов
местных сообществ.
В соответствии со ст.9 , ФЗ
«О милиции», создание, реорганизация и ликвидация подразделений ММ, в
том числе подразделений этой милиции на транспорте, осуществляется
министром ВД РФ в пределах ассигнований, выделенных для этих целей
Правительством РФ. Указом Президента от 12.02.93 г. за № 209, запрещено
использование для иных целей ассигнований передаваемых из
республиканского бюджета РФ на содержание участковых инспекторов
милиции, ППС, госавтоинспекторов по регистрационно - экзаменационной
работе ГАИ. Численность ММ, содержащейся за счёт средств федерального
бюджета, устанавливается Правительством РФ. Согласно Приложения №2 к Указу
Президента РФ от 12 .02 93.г к подразделениям ММ, которые содержатся за
счёт средств республиканского бюджета и бюджетов субъектов, относятся:
ОМОН, ГАИ, Дежурная часть, Изоляторы для временного содержания (ИВС),
конвойная служба милиции, служба дознания, ППС, участковые инспектора, ДПС,
инспектора по делам несовершеннолетних, подразделения по исполнению
административного законодательства, спецприёмники для лиц, подвергнутых
административному аресту. А создание, реорганизация и ликвидация
подразделений и служб ММ, содержащихся за счёт бюджетов субъектов
федерации, устанавливается соответствующими исполнительными органами
власти субъектов федерации по согласованию с МВД России. Численность
такой ММ устанавливается также соответствующими ИОВ субъектов и не
должна быть ниже нормативов, утверждённых министром МВД РФ.
Основными задачами
местной милиции являются: обеспечение личной безопасности граждан;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство
предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений
в форме дознания; оказание в пределах её компетенции помощи
гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и общественным
объединениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут
быть возложены только законом.
Милиция общественной
безопасности выполняет свои задачи во взаимодействии с криминальной
милицией, другими службами ОВД и внутренними войсками МВД, а также
иными правоохранительными органами, с ОИВ , предприятиями и т.д.
Классифицировать виды
милиции можно в зависимости и от других факторов: 1)- исходя из
объектов милицейского обслуживания, выделяются общая (территориальная)
милиция (в переделах АТО), транспортная (исключительно на объектах
ж/д, водного и воздушного транспорта), специальная (на территории
ЗАТО и особо важных и режимных объектов) и ведомственная ( на
объектах соответствующих предприятий, учреждений и организаций) милиция.;
2)- по источникам финансирования
следует различать милицию, финансируемую из: а)- федерального бюджета
(ОМОН, КМ и т.д.); б)- бюджетов субъектов федерации (ППС, ДПС ГАИ,
участковые); в)- бюджетов органов МСУ (ППС, участковые); г)- из
средств, получаемых за охрану объектов по договорам (подразделения
вневедомственной охраны при органах ВД).
В основу конструирования
набора прав и обязанностей милиции положены принципы необходимости и
достаточности. Первый – «вооружает» милицию соответствующими стоящими перед
ней задачами набором правомочий. Второй -- вводит её в чётко
определённые рамки при осуществлении профессиональной деятельности. Тем
самым обеспечивается активность милиции в рамках закона, а не по
соображениям необходимости и целесообразности. Применительно к закону «О
милиции» это означает возможность действовать строго в пределах
существующих предписаний и дозволений, а не общих рассуждений.
Согласно ст. 10 , милиция в
соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:
1)- предотвращать и пресекать
прест.-я и административные правонарушения;
2)- оказывать помощь гражданам во
всех случаях угрозы их жизни и здоровью;
3)- принимать и регистрировать
информацию и сообщения о преступлениях и п/нарушениях и принимать
меры;
4)- выявлять и раскрывать
преступления;
5)- возбуждать уголовные дела и
раскрывать преступления;
6)- разыскивать лиц, совершивших
прест-я и скрывающихся от органов дознания и т.д.;
7)- обеспечивать правопорядок на
улицах и т.д.;
8)- регулировать контролировать
дорожное движение и т.п.;
9)- выдавать в соответствии с
законодательством разрешения на хранение и приобретение, ношение и
перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов к нему и т.п.; ......
Всего в этой статье
перечислено 24 обязанности милиции. В качестве примера хочется указать,
что важные обязанности возлагаются на органы милиции в условиях
чрезвычайных событий (аварий, катастроф, пожаров и п.т). В этом случае
помимо обычных функций по поддержанию общественного порядка, они
обязаны принимать меры к спасению людей, оказанию им первой
медицинской помощи, принятию мер личного, общественного и государственного
имущества, предотвращению мародёрства, обеспечению требований режима
чрезвычайного или военного положения.
Кроме этого в
ст.11 перечислены права милиции , на которых можно остановиться
кратко. Это--- требовать от граждан и должностных лиц прекращения
прест-ния и админ. п/нар-ния; проверка документов удостоверяющих
личность; вызывать граждан по материалам находящимся в производстве
милиции; получатть от граждан необходимые сведения и справки; составлять
протоколы об админ. п/нар-ях; производить угол. - процессуальные действия;
задерживать и содержать под стражей подозреваемых лиц; и т. п. (всего
32 пункта прав). В качестве примера можно рассмотреть право , указанное
под. № 5 (работник милиции имеет право составлять протокол об адм.
п/нар, осуществлять административное задержание и т.п.): об обнаружении
административного правонарушения составляется протокол (содержание
протокола оговорено в ст. 235 КоАП) который подписывается лицом, его
составившим и правонарушителем. Об отказе правонарушителя от подписи
протокола в нём делается соответствующая отметка. Протокол служит
основанием для дальнейшего рассмотрения дела по существу. В случае необходимости
лицо, совершившее админ. п/нар-ние , может быть задержано для выяснения
личности и уточнения обстоятельств задержания на срок до 3 часов
(ст.242. КоАП), а находящееся в состоянии опьянения --- до вытрезвителя.
Согласно ст. 12, кроме
перечисленных прав в ст.11, милиция имеет право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие, но только в случаях
и порядке предусмотренных ФЗ «О милиции». Непосредственно перед
применением физич. силы, спец средств или огнестрельного оружия сотрудник
милиции обязан предупредить о возможности их использования. (как правило
– сначала голосом, при необходимости -- возможен выстрел в воздух.)
Только после этого можно использовать оружие на поражение по общему
правилу. При применении указанных средств воздействия на правонарушителя
следует стремиться к тому, чтобы любой причиняемый при этом вред был
минимальным для здоровья задерживаемого лица, действия которого
пресекаются ( по ст. 37 УК).
Следует подчеркнуть
неразрывную связь предоставленных милиции прав по охране общественного
порядка и возложенных на неё в связи с этим обязанностей.
План.
1. Введение.
2. Задачи и принципы милиции.
3. Организационная структура милиции.
4. Полномочия работников милиции.
Список литературы:
1)- Конституция РФ;
2)- Маршунов М.Н Комментарий к ФЗ
«О милиции» от 18.04 91 .г , Издательский торговый дом «Герда» (Москва -
Санкт - Петербург).
3)- Учебник «Административное право
России» (особенная часть), под ред. Бахраха Д.Н., Издательство БЕК ,1997г.
4)- ФЗ «Об оперативно - розыскной
деятельности» от 12.08 1995 г., м, Буквица, 1997 г.
5)- КоАП, издательская группа
ИНФРА, Москва, 1997 г.
6)- Положение о милиции
общественной безопасности в РФ ( Собрание актов Президента и
Правительства).
7)- Журнал Государство и право, №
1, 1996 г., В. С. Новиков « Правовые основы
вынужденного применения огнестрельного оружия сотрудником милиции».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | понятия и способы |
Реферат | Право власності юридичних осіб |
Реферат | Постоянно действующие третейские суды (Диплом) |
Реферат | Понятие и сод. Кон. Строя. |
Реферат | Правовое положение коммерческих банков |
Реферат | понятие и формы реализации норм права |
Реферат | Принципы гражданского процесса |
Реферат | Принципы гражданско-процессуального права |
Реферат | Прекращение жилищных правоотношений в суденом порядке |
Реферат | Прокурор в гражданском праве |
Реферат | Сделки |
Реферат | Сделки в гражданском праве |
Реферат | Шпоры по Граждансокму праву |
Реферат | Шпоргалки Гражданское право |
Реферат | Хозяйственное право РФ |