Реферат по предмету "География"


Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге

Школа 571Санкт-Петербург Работу выполнилаученица 9Б классаАрыкина Ал на2003 г.Вюго-западном направлении от Невского проспекта по Садовой улице д. 26 располагается дворец Воронцова образец богатой городской усадьбы середины XVIII в.Дворецбыл построен по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли в 1749 1757 гг. Первымвладельцем усадьбы был канцлер и дипломат граф

Михаил Илларионович Воронцов 1712 1767 , дальний родственник императрицы и участник дворцового переворота25 ноября 1741 года. В 40-е года он приобрел на берегу Фонтанки несколькоземельных участков, простиравшихся до Садовой улицы, и решил создать пышнуюусадьбу с дворцом.Главныйтр хэтажный корпус расположен в глубине двора, чтобы городской шум не докучалсиятельным обитателям.

Он имеет четырехугольный в плане двор. Два симметричныхдвухэтажных флигеля вынесены вперед и поставлены по красной линии улицы. Онибыли связаны с главным зданием полуциркульными переходами, которые позжеразобрали. Растрелли ориентировал главный фасад дворца не на Фонтанку какдворцы Аничков, Шереметевых , а на проложенную к тому времени садовую улицу.Пландворца характерен для подобных сооружений 40-х и 50-х годов

XVIII века. К главному корпусу дворца состороны заднего фасада примыкает второй П-образный корпус, образующийвнутренний замкнутый двор с тремя въездами. Через малый двор был сделан выход впарк.Главныйфасад дворца решен традиционно для Растрелли это композиция с тремявыступами-ризалитами, но в отличие от ризалитов других дворцов они менееобъемны. Зато проработке каждого Растрелли уделяет особое внимание.

Вцентре дворца огромная въездная арка, позднее заложенная и превращенная вкрыльцо. По сторонам ее расположены группы колонн. Над колоннами балкон, подчеркивающийцентр фасада. Окна первого этажа украшают фигурные наличники. На замковыхкамнях львиные маски, пример превосходной лепки, всегда широко используемойРастрелли на фасадах зданий. Простенки между окнами рустованы. Рустомподчеркнута и массивность первого цокольного этажа.

Второйэтаж парадный. Здесь окна большего размера, завершающиеся полуциркульнымиарками, наличники более украшений. Между окнами сдвоенные колонны, а надпроездной аркой сдвоенные пилястры. Центральный ризалит завершаетсяфронтоном, украшенным скульптурной композицией с гербом владельца, повторенныйна обоих фасадах.Прихорошей освещенности главного фасада на нем резко сгущаются тени, которыеподчеркивают объемность декоративных деталей колонн, лепки, карнизов, скульптуры.

На светлом фоне резко выделяется черный рисунок решеток. Плоскость стены зданияпочти совсем не ощущается.Центркаждого из соковых ризалитов, подчеркнутый сдвоенными колоннами, завершаетсялучковым фронтоном, углы ризалитов украшены сдвоенными пилястрами. Наличникиокон строже по рисунку, лепки меньше.Врешении фасада Воронцовского дворца применен особый архитектурный прием,позволяющий четко выделить центр.

В композиции центрального ризалитаподчеркнуты и вертикальные и горизонтальные линии, тогда как в боковыхризалитах только вертикали.Необычнымсделал Растрелли и вход во дворец в центральной арке слева и справа двапортика с колоннами дорического ордера. В одном из них и была расположенапарадная лестница, два марша которой вели во второй этаж стены лестницыукрашали росписи.Современникиписали о том, что интерьеры дворца отличались пышностью, в них были широкоиспользованы лепка,

резьба, плафоны работы Тьеполо. К сожалению, пышное ибогатое внутреннее убранство дворца не сохранилось.Вцентральной части дворца был расположенбольшой двусветный зал. Пятьдесят залов составляли анфиладу вдоль главногофасада и две малые анфилады в боковых корпусах. Огромный зал занималабиблиотека М. И. Воронцова, тогда одна из лучших в Петербурге.Надодноэтажным корпусом, выходящим в парк, была сделана открытая терраса с видомна

Фонтанку.Позадиглавного корпуса был разбит регулярный сад с бассейнами, фонтанами и другими затеями . В саду дворца любил гулять полководец А. В. Суворов друг графа Воронцова. Оттудахорошо были видны фейерверки, сопровождавшие гулянья в Аничковом саду.Парадныйдвор отделен от улицы прекрасной ажурной оградой, выполненной по рисункуРастрелли. Это один из ранних примеров русского художественного чугунноголитья.

В орнаменте решетки гармонично сочетаются геометрические и растительныемотивы. Особенно хорош узор главных въездных ворот. Он виртуозен, отличаетсятонкостью, изысканностью. Легкий ажур ограды прерывается мощными столбами. Строительство дворца едване разорило графа, поставило его на грань банкротства. Его частые сетования наэто сыграли свою роль. Царица Елизавета подкинула ему 40 тысяч. В Санкт-Петербургских ведомостях было напечатано уведомление

читателе о том,что 23 ноября с.с. 1758 года освящена была церковь в новопостроенном домеграфа Михаила Ларионовича Воронцова. Ее императорское величество изволилокушать у его сиятельства, а для новоселья вручила ему указ на 40000 рублей . Ноэта субсидия не выручила Воронцова. Теперь он жаловался, что приходится тратитьбольшие средства на частые балы и машкерады . И в 1763 году Воронцов продал вказну свой дворец, получив за него от

Екатерины II 217600 рублей.До1770 г. здание пустовало. Затем в нем временно поселили брата прусского короляФридриха II принцаГенриха. Он вел переговоры с Екатериной II о разделе Польши. После этого во дворце недолго жили другиевысокопоставленные лица.Подошел к концу XVIII век. Павел I сменил на престоле своюмать

Екатерину II. 29 ноября 1798 г. Павел I принял титул Великогомагистра мальтийских рыцарей. Он подарил Воронцовский дворец российской ветвиМальтийского ордена.Над решетчатыми воротамидворца укрепили орденский герб на красном фоне белый мальтийский крест счетырьмя раздваивающимися оконечьями, обозначающими христианские добродетели благоразумие, умеренность, мужество, справедливость и другие.Бывший дворец былоприказано называть замок мальтийских рыцарей .

В 1798 1800 гг. повелению Павла I натерритории дворцовой усадьбы были сооружены два храма православная церковь икатолическая капелла ордена мальтийских рыцарей архитектор Дж.Кваренги .Капелла одна из лучших работ Кваренги. Создавая это небольшое здание рядом срастреллиевским дворцом, Кваренги слегка нарушил свою обычную классическуюстрогостью.

Он сделал попытку смягчить линию фасада, ввод округлые профили настыке черкивания, только этими, казалось бы, незначительными, деталями онстремился связать художественный облик капеллы с архитектурой растреллиевскогосооружения.До сих пор хорошосохранилась внутренняя отделка капеллы колоннада коринфского ордера, роспись,лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Тщательнаяреставрация капеллы была произведена в 1927 году архитектором

Н. П. Никитиным.Зал Мальтийской капеллы, атакже церковный зал во дворце приобретают особую ценность как интерьерыКваренги, потому что почти все другие впоследствии подверглись значительнымпеределкам или погибли.Интерьеры православнойцеркви более скромны, но и она, украшенная синим и желтым мрамором, тонкойлепниной на стенах, также прекрасна. Оба здания принадлежат к числу лучшихобразцов русского классицизма.В правление Александра I прекратила своесуществование российская ветвь мальтийского ордена.

Дворец был отобран в казну,и его передали Пажескому корпусу, созданному еще Екатериной II для воспитания и обучения пажей. Ониизучали математику, военные науки, философию, право, историю, геральдику,генеалогию, русский и иностранные языки, государственный церемониал, а такжеверховую езду, фехтование, танцы. Дворец Воронцова не былприспособлен для учебного заведения. Великолепная двойная лестница, украшеннаяизваяниями и зеркалами, вела на второй этаж, где пышные залы

с расписнымиплафонами были предназначены для балов и торжественных приемов. Поэтому в 1827г, дворец перестроили архитектор А. Е. Штауберт . В эти годы и была утраченаотделка интерьеров.В пажеском корпусе училисьЕ. А. Баратынский, некоторые будущие декабристы П. И. Пестель и др Оба сынаА. С. Пушкина Александр и

Григорий окончили корпус в 1850-х гг.Летом 1918 года зданиеВоронцовского дворца оказалось в центре важных событий. Во время восстаниялевых эсеров в Москве 7 июля левоэсеровская организация Петрограда подготовилаи здесь аналогичную акцию. К лету 1918 годапетроградская организация левых эсеров уже не пользовалась существеннымвлиянием в рабочих массах. Если в декабре 1917 года партия насчитывала до 40тысяч человек, то к июлю 1918 года лишь 4500 человек.

Их опорной базой былоздание Воронцовского дворца, где размещался штаб боевых левоэсеровских организаций,и находилась дружина ЦК ПЛСР. Она насчитывала 600 человек, имела здесь складгранат, пироксилиновых шашек, пулеметов, бомбометов и несколько орудий. 7 июляв окнах здания были поставлены пулеметы, во двор выкатили пушки. Но зданиеоказалось к тому времени в кольце красных войск. Красноармейцы предложилилевоэсеровской дружине капитулировать.

Ответом явился интенсивныйружейно-артиллерийский огонь. Тогда начался обстрел здания. Бой длился 40минут. Погибли и были ранены многие красноармейцы, а также случайные прохожие.Затем левоэсеровская дружина вывесила белый флаг. К 21 часу 30 минутам операциябыла завершена. Здание было занято школой красных курсантов, которая позднеебыла преобразована в пехотное училище.

После Октябрьской революцииздесь размещалось военное учебное заведение, а во время Великой Отечественнойвойны госпиталь. В 1958 г. здание полностью было переданоСуворовскому военному училищу.Список используемой литературы Санкт-Петербург, пособие по истории города , Е. В. Дмитриева Каменное убранство центра Ленинграда , А. Г. Булау, Н. Б. Адакумова Ленинград , В. А. Витязева,

Б. М. Кириков Ф Б. Растрелли , Г. Козьмян Садовая улица , Б. Г. Синюхаев Ленинград , С. М. Серпокрыл Мой город Санкт-Петербург , Ю. И. Кирцидели, Н. Р. Левина



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.