Организация управления внешнеэкономической
деятельностью на уровне предприятия
Введение.
Одним из важнейших конкурентных преимуществ
современных компаний является менеджмент. Рационально организованное управление
бизнесом, быстрота инновационных процессов позволяет многим компаниям динамично
развиваться и занимать лидирующие позиции. В современном мире это одно из
основных условий успешного развития бизнеса.
Современный этап развития мировой экономики и бизнеса
характеризуется процессами глобализации. На мировом рынке господствуют
международные компании. Всё это требует новых подходов к управлению бизнесом.
Теперь полем деятельности компании являются не отдельно взятые страна или
регион, а практически весь мир. Совершенно очевидно, что изменяются и принципы
управления. Менеджмент становится международным.
Международный менеджмент изучает особенности
организации управления в компаниях, ведущих бизнес в международном масштабе,
т.е. имеющих производственные, сбытовые и представительные структуры в
зарубежных странах. Особенностью организации менеджмента в таких компаниях
является сочетание глобального подхода к бизнесу с необходимостью его адаптации
к условиям принимающих стран.
Современная теория и практика менеджмента приобретают
особое значение для российских предпринимателей. Во-первых, переход российской
экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на
уровне основного хозяйственного звена – организации, производственного
отделения. Практическое использование такого опыта в отечественных компаниях
является одной из первоочерёдных задач совершенствования управления. Во-вторых,
выход российских фирм на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и
знания практики менеджмента.
В связи со всем этим изучение дисциплины
«Международный менеджмент», т.е. исследование опыта управления в крупных
многонациональных компаниях и возможность его использования российскими
предпринимателями, на сегодняшний день является весьма актуальным.
В своей работе я преследую цель – показать и
рассказать как осуществляется управление международной деятельностью фирм, как
происходят различные процессы этой деятельности, все подходы к работе.
Постараюсь раскрыть эту тему как можно яснее и подробнее.
Глава
1. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне
предприятия.
1.1.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основные положения
Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это
сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и
научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом
предприятия на внешний рынок.
Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять
объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства,
перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи,
строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации,
коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.
Для осуществления внешнеэкономических связей
необходимо следующее:
1 государственная регистрация предприятия по месту
нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и
договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
2 стать на учет в налоговом управлении по месту
регистрации;
3 получить в установленном порядке печать, штамп;
4 зарегистрироваться в государственном реестре;
5 открыть рублевый и валютный счета в любом
акционерном коммерческом банке.
Определение экономической целесообразности намечаемой
коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:
- экспортно-импортная операция основывается на
принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования,
т.е. основных принципов полного хозрасчета;
- объем предполагаемой сделки устанавливается исходя
из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных,
интеллектуальных;
- коммерческой сделки должны предшествовать тщательный
маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и
рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
- организация коммерческой сделки должна вестись с
соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов,
постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных
соглашений);
- обязательным условием любой сделки должно быть
полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня
мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения
внешнеэкономических операций;
- лица, непосредственно осуществляющие коммерческие
сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно
английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.
Вновь созданному предприятию не следует начинать свою
деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо
накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке, а также со станами
СНГ.
1.2.
Аппарат государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономические связи практически во всех странах
мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются
составной частью экономики, и государства регулирует этот процесс.
В США внешняя торговля и внутренняя торговля
рассматриваются взаимосвязанные Министерством торговли. В Великобритании
основным министерством, координирующим внешнеэкономическую деятельность,
является Министерство торговли и промышленности. Регулирование
внешнеэкономической деятельности в Японии осуществляет Министерство внешней
торговли и промышленности.
Главное направление работы всех этих министерств -
обеспечить сбалансированное развитие промышленности и внешней торговли.
В России главным координирующим органом внешней
торговли является Министерство внешнеэкономических связей.
1.3.
Организационные формы предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность
Предприятия, организации, фирмы, участвующие во
внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные
операции, можно подразделить на следующие группы:
Предприятия-товаропроизводители, которые производят
продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности,
сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса,
строительства и т.д.
В зависимости от масштаба, объема экспортируемой
продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение,
иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.
На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим
объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения.
Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного
объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным
подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать
внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями
от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана;
организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники.
К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие
торгово-посреднические структуры;
организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают
внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки,
страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы,
транспортные организации (авто-, авиа -, железнодорожные, морские и речные),
организации средств связи, консультативные компании и другие.
К этой группе организаций, фирм относятся:
инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы;
фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на
внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются
статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным,
торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление
строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;
консалтинговые фирмы предоставляют услуги по
исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и
т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий,
экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований
на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий,
разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых
исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной
деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также
характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет
экспортно-импортные операции;
инаудит - организация по оказанию помощи и
консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита -
предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой
деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.
1.4.
Этапы осуществления экспортно-импортных операций
Проведение экспортно-импортных операций осуществляется
в несколько этапов:
1. Маркетинговые исследования рынка.
2. Изучение системы государственного регулирования
ВЭД.
3. Технико-экономическое обоснование.
4. Заключение внешнеторгового контракта.
5. Исполнение контрактных обязательств.
1. Маркетинговые исследования рынка. Анализ
конъюнктуры рынка представляет собой комплекс мер, направленных на полное
исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и
определяющих экономическое положение между производителем и потребителем
продукции. Определяющими факторами являются: цена товара, качество, условия
поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные
специалисты фирмы.
Особое внимание уделяется следующим вопросам:
1 изучение и возможности рынков сбыта;
2 обеспечение рекламы товара;
3 прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и
динамики цен;
4 сбор и обработка данных об аналогичной продукции.
5 по результатам этих работ принимается решение о
выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.
Поиск иностранного партнера для предприятий, не
обладающих достаточной информацией о возможных партнерах, может быть
осуществлен получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве,
Торгово-промышленной палате, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий и
др. объединениях, облисполкоме, Мингорисполкоме (отдел внешнеэкономических
связей).
Поиск партнера может быть осуществлен по коммерческим
справочникам: "Международный указатель фирм-импортеров Европы",
"Международный указатель фирм-импортеров США и Канады",
"Международный указатель фирм-импортеров Восточной Азии" и др. В них
указаны адреса, факсы, телефоны иностранных фирм.
Если нужна помощь в установлении контактов с
иностранной фирмой, то можно обратиться в торговое представительство в стране
предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в России
(адрес можно узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).
Получив положительный ответ (акцепт), следует
произвести обработку конкурентных листов, изучение иностранных фирм и
систематизацию сведений:
1) форма собственности фирмы, т.е. полнота ее
ответственности;
2) способность фирмы произвести поставку
(платежеспособность);
3) деловая репутация фирмы, наличие опыта поставки,
финансовое состояние, т.е. ее надежность;
4) общие сведения о фирме (масштабы, полный адрес,
наличие фирмы в каталогах страны, объем производства, характер деятельности,
система скидок и т.д.);
5) качество продукции;
После отбора оставляют 2-3 фирмы, им направляют
официальный запрос (на языке страны или английском; можно позвонить - это
ускорит получение ответа).
2. Изучение системы государственного регулирования
ВЭД.
Организация экспортно-импортных операций включает
тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих
внешнеэкономическую деятельность.
Ознакомиться с ними можно в библиотеках,
министерствах, ведомствах, госкомитетах, Облисполкомах, Мингорисполкоме,
концернах, Союзе предпринимателей и арендаторов, а также в Торгово-промышленной
палате.
Нормативные акты условно можно подразделить на:
- международные соглашения по торгово-коммерческой
деятельности;
- соглашения стран СНГ;
- указы Президента;
- постановления правительства;
- ведомственные нормативные акты (Национального банка,
Государственного таможенного комитета, Министерства финансов и других).
3. Технико-экономическое обоснование.
Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет
рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.
4. Заключение внешнеторгового контракта. Структура и
содержание контракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых
операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и
услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля
лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное
обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).
Однако, несмотря на различия, общими разделами
контракта, как правило, являются: "Юридические лица", "Предмет
контракта", "Срок поставки", "Цена и общая сумма
контракта", "Количество", "Базисные условия поставок",
"Качество товара", "Сдача и приема",
"Страхование", "Претензии", "Форс-мажор",
"Санкции", "Решение споров", "Другие условия
контракта".
В ряде случаев отдельные разделы контракта
совмещаются. Это зависит от степени детализации договорных отношений партнеров.
Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют
проведение переговоров с иностранным партнером.
Этот этап, как правило, осуществляют руководители
предприятия, фирмы. Он включает следующее:
- подготовка плана мероприятий по приему иностранных
специалистов;
- подготовка протокола;
- подписание контракта.
5. Исполнение контрактных обязательств. Валютное
регулирование во внешнеэкономической деятельности предполагает знание
нормативных актов по проведению валютных операций: "О совершенствовании
денежно-кредитной системы", "О мерах по упорядочению валютного
регулирования", "Покупка-продажа СКВ на Межбанковском валютном
рынке", "Применение экономических санкций за нарушения" и других
нормативных актов, а также информационно-методических материалов по организации
международных расчетов - "Унифицированные правила на инкассо",
"Унифицированные правила для аккредитивов".
При выполнении таможенных процедур следует принять
решение - кто их будет осуществлять - собственными силами или таможенным
агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку
документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные
услуги.
Организация таможенной службы включает знание
Таможенного кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров
через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка
осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах,
о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д.
Необходимо знать правила транспортно-экспедиционной
деятельности (Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения
товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной,
Инструкция о порядке сопровождения грузов).
По завершению внешнеторговой сделки по данным
бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента
рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по
внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС,
сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с
внешнеторговой сделкой.
1.5.
Классификация международных коммерческих операций
Международные коммерческие операции можно
классифицировать на 3 группы:
I. операции купли-продажи товаров;
II. операции купли-продажи услуг;
III. операции купли-продажи научно-технической
продукции.
Операции купли-продажи товаров являются традиционными
для международной торговли и для практики внешнеторговых организаций в нашей
стране.
Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что
продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные
сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и
уплатить за него согласованную цену.
Основными видами операций купли-продажи являются:
1. Экспортные - это продажа и вывоз за границу товаров
для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
2. Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для
последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
3. Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных
товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.
4. Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее
вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.
Встречная торговля объединяет внешнеторговые операции,
предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и
импортеров по закупке друг у друга товаров.
Операции купли-продажи услуг являются в большинстве
случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.
Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи
услуг:
1 основные;
2 обеспечивающие.
К основным операциям купли-продажи услуг относятся:
а) инжиниринг;
б) аренда;
в) международный туризм;
г) предоставление информации, консультационные услуги
по управлению.
Операции, обеспечивающие международный товарооборот,
включают:
а) транспортные;
б) транспортно-экспедиторские;
в) хранение грузов;
г) страхование грузов;
д) проведение международных расчетов;
е) таможенное оформление;
ж) рекламирование;
з) другие (исследование рынка, ремонт и техническое
обслуживание оборудования, обработка информации, юридические услуги).
Операции купли-продажи научно-технической продукции
выделяют в самостоятельную группу в связи с тем, что они могут иметь не только
научную, но и коммерческую ценность.
В этой группе операций различают:
1 операции по купле-продаже патентуемой
научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных
образцов и др.);
2 операции по купле-продаже не патентуемой
научно-технической продукции;
3 обмен результатами научно-исследовательских работ;
4 операции по торговле результатами товарной
деятельности в сфере духовной жизни.
1.6.
Выбор контрагентов
Одним из основных условий для успешного осуществления
внешнеторговых операций является выбор подходящего партнера (контрагента).
Контрагентами в международной торговле называются
стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или
оказанию различного рода услуг.
Контрагентом экспортера является импортер, подрядчика
- заказчик, арендодатели - арендатор, дебитора - кредитор и т.д.
В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых
операций участники прибегают к детальному изучению как потенциального круга
возможных контрагентов, так и конкретных фирм и организаций, с которыми
заключаются соглашения. Изучение деятельности контрагента является общепринятым
элементом проведения внешнеторговой операции, которому уделяют внимание все
участники внешнеэкономической деятельности. В условиях неустойчивой мировой
конъюнктуры и резких, неожиданных изменений ее к выбору иностранной фирмы -
партнера, в особенности при сотрудничестве на длительный срок, подходят очень
осторожно.
Выбор контрагента в большой степени зависит от
характера внешнеторговой сделки и от предмета сделки.
Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями,
учитывают характер торгово-политических отношений с этой страной. Предпочтение
отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные
договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране
дискриминации.
При выборе фирмы важно изучить различные аспекты
деятельности потенциальных партнеров, а именно:
1. технологический - изучение технического уровня
продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
2. научно-технический - сведения об организации
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затратах на них;
3. организационный - изучение организации управления
фирмы;
4. экономический - оценка финансового положения и
возможностей фирмы;
5. правовой - изучение норм и правил, действующих в
стране потенциального партнера, и имеющих прямое или косвенное отношение к
сотрудничеству.
Глава
2. Формы организации внешнеэкономической службы на уровне предприятия.
Для эффективного управления внешнеэкономической
деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы
структура управления. Организационная структура управления внешнеэкомической
деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами,
которые она призвана решать.
Наибольший опыт управления внешнеэкономической
деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).
Ведущей структурной единицей ВТО является фирма,
работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с
группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работа –
несколько его заместителей.
Функциональные отделы и службы, содействующие работе
специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.
1 Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:
а) планово-экономический отдел – планирование
внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной
деятельности ВТО;
б) валютно-финансовый отдел – валютное планирование и
контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение
интересов ВТО при внешнеторговых сделках;
в) транспортный отдел – планирование и обеспечение
перевозок экспертных и импортных грузов;
г) бухгалтерия ВТО – учёт и отчётность, расчёты с
банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной
платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации
по её улучшению.
2 группа отделов, занимающихся непосредственно
маркетингом:
а) отдел конъюнктуры и цен – исследование спроса,
предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных
материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами,
методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен
фирмами при подготовке и заключении контрактов.
б) отдел рекламы и выставок – обеспечение рекламной
деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных
выставках и ярмарках;
в) инженерно-технический отдел – изучение действующих
на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них
непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества
продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и
рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;
г) отдел совместных предприятий – координация,
планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с
участием иностранного капитала на территории России и т.д.
д) отдел технического обслуживания и запчастей –
организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания
экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.
3 Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение
управленческих решений:
а) отдел развития – совершенствование организационной
структуры объединения;
б) отдел АСУ (ВЦ) – автоматизация расчётов, внедрение
экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм,
создание баз данных и ведение их;
в) отдел кадров – вопросы подбора и расстановки
кадров, ведение личных дел работников;
г) отдел загранкомандировок – оформление командировок
за границу;
д) канцелярия – регистрация и контроль
организационно-распорядительной документации и переписки;
е) административно-хозяйственный отдел – снабжение
необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием,
ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;
ж) юридический отдел – помощь в составлении условий
контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и
рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.
з) протокольный отдел – выполнение поручений
руководства ВТО и фирм по встречам, приёму и проводам представителей
иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.
Иногда юридический и протокольный отделы, а также
бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору
ВТО, выполняя те же функции.
Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД
характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы,
когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.
На промышленных предприятиях, активно участвующих во
внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном
в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде
внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в
виде внешнеторговой фирмы.
На предприятиях за последние 10 лет накоплен
значительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности.
Глава
3 Работа предприятия по выходу на внешний рынок.
3.1
Маркетинговые исследования.
При выходе на внешний рынок предприятие попадает в
условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно
работать, лишь применяя современные методы управления, в том числе и маркетинг.
Под маркетингом понимается система внутрифирменного управления, направленная на
изучение и учёт рыночного спроса, потребностей и требований конкретных
потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и
производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов
продукции, чтобы обеспечить получение планируемого размера прибыли. Конкуренция
маркетинга состоит в том, что вся деятельность предприятия, включая программы
научно-технических исследований, производства, капиталовложений, финансы,
использование рабочей силы, а также программы сбыта, технического обслуживания
и т.д., основывается на современном состоянии потребительского спроса и
прогнозировании его изменений в перспективе. Принципиальных, коренных различий
между маркетингом для внутреннего (деятельность внутри страны) и внешнего
рынков нет. И в том, и в другом случае используются разнообразные методы,
средства, приёмы и принципы маркетинговой деятельности. Однако учитывать
особенности зарубежных рынков при управлении предприятием необходимо.
Внешние рынки предъявляют более высокие требования к
предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. это
объясняется острой конкуренции между фирмами – производителями товара и
преобладанием «рынка покупателя», т.е. заметным превышением предложения над
спросом.
Изучение внешних рынков, их возможностей более
трудоёмко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации
из различных источников.
Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без
творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов:
правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых
посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта,
деловой деятельности, рекламы и др.
Для эффективной работы необходимо учитывать требования
внешней среды маркетинга: особенность действующего законодательства,
международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила
валютно-финансовых расчётов, политику и др.
Характер, формы и методы маркетинговой деятельности
будут зависеть от вида товара.
Исследование рынка служит основой маркетинга и
предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации
товара. Программа комплексного исследования зависит от особенностей товара,
характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товара,
характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и
других факторов.
3.1.1.
Изучение спроса
Первостепенное значение имеют выявление потребностей в
товаре, уровня покупательной способности, требования покупателей к товару,
факторы покупательского поведения, а также перспективы изменения потребностей в
товаре, выраженных не только темпами роста, но и жизненным циклом товара.
При выявлении потребности в товаре важен показатель
ёмкости рынка. Ёмкость насыщенного рынка оценивается на основе данных
промышленной и внешнеторговой статистики. Если рынок не насыщен, то при
определении ёмкости рынка важное значение имеет определение потенциального
круга покупателей.
При анализе спроса следует исходить из того, что
покупатель сам определяет соответствие предлагаемого ему товара своим реальным
потребностям. Поэтому необходимо тщательно изучать требования потребителя к
товарам, имеющимся на рынке.
Среди общих таких требований можно выделить: высокое
качество изготовления и безотказность в эксплуатации, новизну и высокий
технический уровень изделий, уровень послепродажного обслуживания, количество и
характер предоставляемых покупателям дополнительных услуг, благоприятное
соотношение между ценой приобретения и ценой эксплуатации и др. кроме того,
важно знать и специфические требования покупателей в отношении ассортимента,
внешнего вида, упаковки, маркировки, использования товарного знака. На
требования покупателей к конкретному товару могут оказать существенное влияние
географические и климатические условия, действующие технические стандарты,
привычки и вкусы потребителей.
Анализ перспектив развития рынка конкретного товара
или соответствующей отрасли экономики включает оценку краткосрочных перспектив
и долгосрочных тенденций, которые служат впоследствии основой для разработки
программ маркетинга.
3.1.2
Изучение предложения.
В анализе предложения товара важна количественная
оценка товаров на местном рынке, импорта и экспорта товара, изменения его
запасов. Предложение товара количественно оценивается как сумма местного
производства и импорта товара за вычетом его экспорта и с учётом изменения его
запасов на складах.
Структура предложения, т.е. степень обновления
ассортимента, появления новых товаров, обычно подвержена постоянным изменениям.
Поэтому при анализе предложения конкретного товара важное значение имеет
изучение состояния и тенденций развития соответствующего мирового товарного
рынка. Это обусловлено тем, что в современных условиях происходят чрезвычайно
быстрое обновление и расширение номенклатуры и ассортимента товаров,
поступающих на мировые рынки как за счёт принципиально новых, раннее не
выпускавшихся товаров, так и за счёт ускоренного обновления и совершенствования
выпускаемых моделей на основе последних достижений науки и техники. Поэтому
научно-технические прогнозы развития и совершенствования производства
отдельного товара или отрасли в целом – один из важнейших аспектов исследования
предложения товара.
Основными показателями, влияющими на изменение
предложения товара, являются: объём капиталовложений в строительство,
реконструкцию и модернизацию производства, объём выпуска продукции, величина
отгрузок товара потребителям, запасы товаров на складах у производителя,
посредников и т.д. и возможность их доставки на рынок, размеры и структура
затрат на научно-исследовательские работы, темпы обновления продукции и др.
Кроме того, на объём предложения оказывают влияние
общеэкономические условия работы и торговли, что также необходимо учитывать при
прогнозировании предложения товаров на конкурентных рынках.
Изучение и оценка деятельности на рынке
фирм-конкурентов важны для определения предложения товара на конкретном рынке и
выработки маркетинговой стратегии предприятия. При изучении фирм-конкурентов
обобщается и анализируется следующая информация:
объём и доля продаж фирмы-конкурента на изучаемом
рынке.
характеристика выпускаемой фирмой продукции,
ассортиментная политика, цена, факторы конкурентоспособности и т.д.
виды и характер предлагаемых фирмами-конкурентами
услуг, которые сопровождают покупку товара.
практика товародвижения и сбытовая политика: виды
транспорта, склады и их размещение, условия хранения и доставки на рынок.
применяемые формы и методы рекламной деятельности и
стимулирования продаж, расходы на эти цели и др.
инновационная деятельность, производственная и
техническая политика, уровень издержек производства и пути их снижения;
финансовое положение каждой конкурирующей фирмы и её
способность защищать и удерживать свои позиции на рынке, платёжеспособность и
способность к расширению мощностей и организации нового производства; другие
показатели, характеризующие конкурентоспособность фирм.
3.1.3
Изучение условий работы на конкретном рынке товара
Оно необходимо, чтобы принимать эффективные
управленческие решения. Наряду с изучением деятельности фирм-продавцов и
фирм-покупателей особенно важен анализ коммерческой практики, сложившейся на
рынке, условий товародвижения и каналов распределения товара, правовых
вопросов, торгово-политических условий и др.
Изучение коммерческой практики предполагает выяснение
специфических вопросов договорной практики, сложившейся на данном рынке,
типовых контрактов, разработанных объединениями предпринимателей (ассоциациями,
союзами и др.), биржевых контрактов, разработанных биржевыми комитетами
крупнейших бирж, практики и условий проведения торгов, аукционов в случае такой
формы торговли товаром. Важное значение имеет торговые обычаи и обыкновения,
сложившиеся в практике международной торговли отдельными товарами или в
торговой практике региона, страны или её портов; применяемые условия поставки
товаров; методы и способы установления цены; способы установления цены; способы
платежа, формы и методы расчёта валюты платежа.
Изучение условий движения товара предполагает выбор
вида транспорта, который зависит прежде всего от вида товара и основан на
анализе и сравнении тарифов и ставок морского, речного, воздушного,
железнодорожного, автомобильного транспорта, стоимости перевалочных работ и
хранения грузов, ставок портовых сборов, степени механизации
погрузочно-разгрузочных работ в отдельных пунктах, портах. Важное значение
имеют правила и особые условия перевозки, правила сдачи и приёмки груза и другие
вопросы. Эта информация даёт возможность экспортёру правильно установить цену с
доставкой товара в нужный для покупателя пункт. Кроме того, она позволяет
принять правильное решение о направлении и видах транспорта, которые нужно
использовать при поставке товара, и выяснить требования к объёму, весу и
упаковке товара.
При формировании каналов распределения товара
предприятию предстоит ответить на вопрос: «Как наилучшим образом проникнуть на
конкретный рынок?»
В современных условиях можно выделить три основных
способа проникновения на зарубежные рынки.
1 Создание собственной сбытовой сети. При этом способе
необходимо знать хорошо рынок, иметь там постоянных представителей. Такой
способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объёмы реализации продукции
достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на
создание собственной сети сбыта. Преимущества состоит в том здесь, что
предприятие-экспортёр имеет детальную информацию о рынке и может оперативно
контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке.
2 Использование независимых торговых, сбытовых
посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые
рынки, когда собственная система сбыта ещё не создана, а, может быть, создание
её неэффективно или требует больших затрат. Особое значение имеет использование
независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в
обеспечении потребителя сопутствующими услугами.
Часто крупные компании с целью проникновения на
зарубежные рыки используют сбытовые сети, основанные на договорах с
независимыми посредниками, лишь на первых этапах освоения рынка. На следующих
этапах они стремятся превратить независимую систему сбыта через зависимых,
управляемых посредников, формируя вертикальные маркетинговые системы[1]
.
3 Третий способ проникновения на зарубежный рынок, в
отличие от других способов, считающих, что товар создаётся на предприятиях
фирмы-экспортёра и в готовом виде поставляются на рынок, означает производство
продукции, создание товара полностью или частично в стране, на рынок которой
стремится предприятие. Такой способ целесообразен, если данный рынок для фирмы
для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте
может дать ощутимые экономические выгоды., в том числе экономию на транспортных
издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию
производственных затрат. Производя товар в стране потребления, предприятие в
значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой
способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от
международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны,
непременное условие – социально-экономическая стабильность.
Для правильного выбора стратегии работы фирме следует
проанализировать несколько вопросов. Во-первых, какова же реальная цена для
потребителя и в чём состоит её основное отличие от стоимости и ценности.
Полная цена товара, с точки зрения покупателя, делится
на две части. Первая – это денежный эквивалент товара определённого качества,
или ту самую сумму, которую покупатель уплачивает продавцу за товар. Вторая
часть цены – сопутствующие покупке затраты, которые несёт покупатель (затраты
по эксплуатации), за вычетом внешних эффектов (экономии), которые покупатель
получает.
Стоимость товара – совокупность всех затрат, которые
несёт изготовитель, связанных с производством, реализацией и обслуживанием
товара.
Ценность товара – положительная или отрицательная
значимость товара, определяемая его свойствами и ролью в сфере деятельности
покупателя.
При разработке и реализации стратегии продажи товаров
предприятие должно учитывать не только стоимость товара, но и его ценность для
покупателя и полные затраты, связанные с потреблением.
Во-вторых, фирме необходимо провести исследование
конкурентной среды, в которой придётся работать, изучить имеющуюся информацию.
На основе анализа полученной информации фирма может
провести предварительное сегментирование рынка, определить целевые группы
потребителей, а также место товара данной фирмы на рынке.
Сегментирование рынка – разбивка рынка на чёткие
группы покупателей по определённым критериям, влияющим на отношение к данному
товару и его потребление данными покупателями, для которых требуются отдельные
комплексы маркетинга.
Фирма может принять решение о выборе одного или
нескольких рыночных сегментов или о проведении массового, недифференцированного
маркетинга сразу для всех сегментов.
После того как руководство предприятия приняло решение
о целевых группах покупателей, необходимо точно определить место товара на
рынке.
Позиционирование товара на рынке – обеспечение товару
отличительного конкурентного положения на рынке с помощью различных элементов
маркетинга.
Позиционирование товара связано со стратегией
реализации товара. Чтобы точно обозначить положение товара на рынке, необходимо
проводить соответствующую рекламу, использовать подходящие каналы реализации
товара, устанавливать соответствующую продажную цену.
3.2
Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей.
Существует несколько основных стратегий выхода на
рынок. Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового
спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть
использованы и при работе на рынке товаров производственного назначения.
1 Стратегия контрольной точки.
Стратегия заключается в достижении целевой прибыли при
заданных объёмах сбыта или заданной цене товара. Объём, позволяющий достичь целевой
прибыли при установленной цене называется контрольной точкой. Метод основан на
анализе безубыточности производства. Предприятие строит зависимости затрат
(переменных, постоянных и суммарных) от объёма производства, а также кривую
дохода от реализации товара при заданных ценах. Точка пересечения кривой
суммарных затрат предприятия и дохода от реализации и будет являться точкой
безубыточности. Сложность этой стратегии заключается в расчётах, когда надо
определить объём продаж.
Эта стратегия используется фирмами Дженерал Моторс,
Эппл, Байер.
2 Стратегия «снятия сливок». Она заключается в
последовательном привлечении разных сегментов рынка.
Первоначально фирма устанавливает максимально высокую
цену на товар. Товар позиционируется как уникальный, проводится рекламная
кампания, и сегмент покупателей с высоким уровнем дохода, готовых платить
повышенную цену за эксклюзивность покупки, первым приобретает данный товар.
Когда начальная волна спроса спадает, фирма снижает цены, немного изменяет
рекламу, привлекая таким образом следующий сегмент потребителей, и т.д. Суть
стратегии – максимизировать краткосрочную прибыль в условиях низкой
конкуренции, когда другие фирмы не могут предложить аналогичный товар.
Для успешной реализации необходимо:
- товар должен быть уникальным
- издержки мелкосерийного производства на
первоначальном этапе должны быть не очень высоки;
- низкий уровень конкуренции;
- наличие финансовых резервов для рекламы на начальном
этапе и роста производства в дальнейшем.
Эта стратегия считается наиболее оправданной в том
случае, если жизненный цикл товара относительно короткий. Обычно эта стратегия
применяется в отношении товаров длительного пользования и
высокотехнологических. Классическим примером использования стратегии являются
фирмы ИБМ, «Эппл» в нач. 1980-х гг, корпорации «Тексас Инструментс».
3 Стратегия внедрения товара на рынок. Она ещё
называется стратегией прорыва или ценообразованием вытеснения. Заключается она
в установлении фирмой предельно низкой цены на товар, иногда ниже
себестоимости, при выходе на рынок с целью завоевать значительную его долю и
снизить себестоимость товара за счёт реализации эффекта масштаба производства.
Стратегия считается достаточно рискованной, т.к. рассчитана на длительный
период и возможно более высокую конкуренцию.
Для успешной реализации необходимы следующие условия:
- высокая ёмкость рынка, эластичный спрос,
потенциальная возможность экономии на масштабах производства;
- длительный жизненный цикл товара, сегмент дорогих
аналогичных товаров насыщен;
- основные фонды для наращивания производства,
финансовые ресурсы;
- низкие цены при высоком уровне конкуренции делают
рынок непривлекательным для других фирм.
Примерами применения такой стратегии могут служить
действия японских производителей микрокалькуляторов и автомобилей при внедрении
на американский рынок, в том числе фирм «Сони», «Тойота».
Отрицательным последствием использования этой
стратегии является ценовая война. Для увеличения доли рынка фирма снижает цены
на свою продукцию; доли рынка конкурентов падают и они тоже идут на снижение
цен, в результате устанавливается рыночное равновесие с иным, более низким
уровнем цен.
4 Стратегия, основанная на воспринимаемой ценности
товара. Она опирается на знание и понимание конечного использования товара и
восприятия его потребителем. Главная идея стратегии заключается в том, что
покупатель сравнивает затраты на товар не с экономической, а с субъективной
ценностью данного товара, и цена при этом должна обеспечивать наилучшее
соотношение достоинств товара и затрат данного потребителя на него. Стратегия
ориентируется на спрос как на главный фактор ценообразования и на неценовые
методы конкуренции.
Фирме необходимо выявить ценностные представления
потребителей в отношении данного товара, его свойств и полезности. Проблема состоит
в том, что определить субъективное восприятие товара потребителем очень сложно.
Эта стратегия подходит прежде всего для предметов
роскоши, парфюмерии, косметики. Она была использована корпорацией «Форд Моторс»
при выпуске автомобилей «Мустанг».
5 Стратегия реализации группы товаров. Можно выделить
2 типа стратегии реализации группы товаров: продажа взаимозаменяемых и
взаимодополняющих товаров.
Наиболее распространённая стратегия продаж
взаимозаменяемых товаров состоит в определении товарных групп и ценовых линий.
Производится несколько модификаций товара (например, низкого, среднего,
высокого качества). Устанавливается диапазон цен для каждой группы. Это ценовые
линии, которые позволяют предприятию, выпуская с некоторыми изменениями один и
тот же товар, охватить максимальное количество рыночных сегментов.
Также необходимо учитывать эффект каннибализма –
ситуацию, когда один товар производства данной фирмы конкурирует с товаром этой
же фирмы.
Факторы, влияющие на выбор стратегии.
1 макроэкономические показатели и характеристики
страны, такие, как денежно-кредитная политика государства, налогообложение и
таможенное регулирование, уровень инфляции и т.п.
2 при выходе на внешний рынок важно также учитывать
деятельность различных международных организаций, действия межгосударственных
соглашений.
3 важно учитывать характеристики конкретного рынка,
его структуру и тип конкуренции, особенности продаваемого товара.
4 необходимо определять эластичность спроса.
Эластичность – это скорость изменения спроса на данный товар в зависимости от
изменения цены на этот товар, на аналогичный или любой иной товар, а также в
зависимости от изменения дохода покупателя.
Особое место при выборе стратегии занимает учёт затрат
на производство и реализацию продукции фирмы на рынке. При проведении любой
стратегии на любом рынке фирма в конечном итоге должна получить прибыль,
поэтому построение стратегии невозможно без рассмотрения величины и структуры
затрат на производство.
Основа учёта затрат – калькуляция себестоимости
продукции – является и его основной проблемой. Ключевой вопрос анализа затрат –
построение системы их учёта. Система должна прежде всего предоставлять точную
информацию по всем видам затрат, позволяющую провести калькуляцию себестоимости
товара и её анализ.
Выделяют 4 основных метода учёта и калькуляции затрат.
1 Простое отражения затрат. Производственные затраты
отражаются по принципу бухгалтерского учёта – затраты учитываются по статьям
бухгалтерского учёта или местам их возникновения. Метод очень прост в
реализации, но с точки зрения управленческого учёта не предоставляет
необходимой информации, на его основе сложно проводить какой бы то ни было
анализ.
2 Метод стандарт-кост (standard cost). Учёт и
калькуляция затрат производится по уточнённым, детализированным статьям
калькуляции. По каждой статье устанавливается определённый норматив, далее учёт
производится по отклонениям реальных затрат от нормативных. При использования
метода сразу можно проанализировать затраты, разработать меры по снижению
себестоимости и оперативно проконтролировать их эффективность. На базе этого
метода возникла система управления по отклонениям.
Проблемой калькуляционного учёта по отклонениям
является система норм. Очень сложно определить экономически и технологически
оправданные нормы. При определении норм нельзя опираться на прошлый опыт. Так
как его нельзя рассматривать как научно обоснованный (реальные затраты труда,
например, могут быть завышены в силу неэффективной организации производства),
кроме того, фактические затраты существующих производственных процессов нельзя
использовать при смене технологии. Если же использовать расчётные нормы, то их
определение – процесс трудоёмкий и дорогой. Предлагается также использовать не
нормы, а лимиты затрат по калькуляционным статьям.
3 Метод сокращённых затрат, или маржинал-кост – учёт
только переменных затрат. Здесь исходят из предположения, что невозможно точно
определить объём косвенных расходов, которые должны быть отнесены на тот или
иной вид продукции. Кроме того, при смене номенклатуры выпускаемой продукции на
существующих основных фондах постоянные издержки не меняются, следовательно,
поиск оптимальной структуры выпуска необходимо проводить на основании только
прямых расходов. При условии, что в краткосрочном плане цена товара постоянна,
такой метод оправдан.
Метод маржинал-кост служит основой метода расчёта цены
по предельным издержкам. В целом метод предельных издержек можно определить как
метод определения цены без учёта косвенных расходов. Применяется
преимущественно при реализации продукции на нескольких рынках при наличии
свободных производственных мощностей. Так, например, если предприятие активно
реализует продукцию на внутреннем рынке и прибыльно, но существует возможность
расширения производства без дополнительных капитальных затрат, то предприятие
может попытаться экспортировать продукцию.
4 Стандарт-маржинал-кост. Представляет собой
объединение двух предыдущих методов – управление сокращёнными затратами с
учётом нормативов.
В многономенклатурном производстве для определения
структуры выпуска продукции используется ещё метод калькуляционного
выравнивания.
Рассмотрим пример.
! Фирма производит и продаёт три вида продукции: А, В
и С. Постоянные издержки фирмы равняются 70 000 ден. ед. При этом прямые
издержки на товар А составляют 8 ден. ед., на товар В – 6 ден. ед. и на товар С
– 5 ден. ед. Цена на товары соответственно равна 9, 10, 11 ден. ед. Если
рассматривать товары А, В и С безотносительно объёмов реализации, то при
возникновении вопроса о снятии с производства одного вида продукции
целесообразно начинать с товара А. однако если при этом объём реализации товара
А составляет 20 тыс. штук, товара В – 3 тыс. штук, а товара С – 5 тыс. штук, то
решение о сокращении товара А, приносящего максимальный валовой доход, уже не
так очевидно. Наоборот, исключение из производственной программы товара А
приведёт к резкому росту доли постоянных издержек в себестоимости товаров В и
С, что в свою очередь вызовет сокращение прибыльности производства, иногда до
убыточного уровня. Для принятия верного решения необходимо рассмотреть
параметры рынка всех трёх товаров, спрос и возможности его расширения.
Разработкой и последовательной реализацией мероприятий
в соответствии с выбранной стратегией работа не ограничивается. Необходимо
постоянно отслеживать состояние рынка, целевых сегментов, образа товара. Нужно
учитывать влияние теории «жизненного цикла товара», согласно которой товар
последовательно проходит четыре стадии жизни. На первой стадии – внедрение –
рынок данного товара характеризуется небольшим объёмом продаж, основная масса
покупателей не знает о товаре, товар приобретаю преимущественно
покупатели-новаторы, прибыль, получаемая от реализации, близка к нулю или
отрицательна. Далее, если первые продажи проходят успешно, число покупателей
данного товара увеличиваются, объём продаж растёт быстрыми темпами, реализация
товара становится прибыльной – это этап роста. На следующем этапе – зрелости –
объём продаж стабилизируется, есть повторные закупки, большинство покупателей
хорошо информированы о товаре, усиливается конкуренция, на рынке продаются
аналогичные товары. Наконец, этап спада – товар устаревает, появляются более
совершенные товары того же функционального назначения, объём реализации падает
прибыль.
Каждый товар или группа товаров может иметь свой особенный
жизненный цикл. Он может быть короче обычного, как, например, в случае
возникновении моды на тот или иной товар, или продлён вследствие, например,
активных маркетинговых мероприятий, или за стадией небольшого спада снова
следует стадия роста. Но, например, предметы роскоши практически не подвержены
влиянию теории жизненного цикла.
Тем не менее при разработке и реализации стратегии
выхода на рынок конечных потребителей продукции рекомендуется учитывать, на
какой стадии жизненного цикла товар находится в этот момент.
Для прогнозирования реакции конкурентов можно
проанализировать их текущее положение и интересы, финансовые и производственные
возможности. Вероятность, что конкуренты вообще не среагируют на изменения,
проводимые фирмой, тем выше, чем большее количество фирм оперирует на данном
рынке, меньше информированность покупателей о товаре, больше товарозаменителей.
При этом конкуренты скорее последуют за снижением цен, чем за их повышением.
Реакция покупателей как на снижение, так и на
повышение цен может быть неоднозначной. В случае повышения цен потребители
могут связать его с высоким спросом на товар. Хорошим качеством товара,
повышенной ценностной значимостью и решить, что вскоре цена ещё больше
возрастёт. Однако в отношении товаров производственного назначения повышение
цены может быть рассмотрено как желание продавца получить дополнительную
прибыль, что не является с точки зрения покупателя справедливым. В случае
понижения цен покупатели могут решить, что товар плохо продаётся, качество товара
снизилось, у продавца возникли финансовые проблемы.
При изменении цен можно использовать скрытые и явные
скидки. Скидки позволяют проводить более гибкую ценовую политику, не меняя
стратегии в целом.
Так же скрыто можно провести и повышение цен, снижая
качество товара или объём стандартной упаковки, удешевляя саму упаковку, снижая
объём и качество услуг по послепродажному обслуживанию товара. Можно пополнить
ассортимент более дешёвыми моделями, создав некоторый дефицит на обычные.
При изменении ценовой политики и в целом стратегии
реализации товара рекомендуется отдавать предпочтение скрытым изменениям, если
существует достаточно высокая вероятность негативного отношения покупателей к
данным изменениям.
3.3
Особенности рынка производственных товаров.
Описанные выше общие принципы стратегий реализации
товаров имеют широкое применение. Тем не менее, оперируя на конкретном ранке,
важно учитывать отличительные характеристики данного рынка. Один из самых
важных – рынок товаров производственного назначения. При реализации товара на
этом рынке необходимо учитывать его особенности.
1 спрос на этом рынке носит производный характер
(зависит от спроса на потребительские товара).
2 Основные товара этого сегмента используются
длительное время, поэтому для покупателей важны эксплуатационные затраты.
3 Полезность товара легко определяется по исчисляемым
параметрам, которые обязательно исследуются специалистами по закупкам.
4 Чувствительность к цене возрастает по мере
увеличения частоты закупок товара, т. е. чувствительность к цене сырья и
комплектующих выше, чем к цене сложного оборудования длительного пользования.
5 Закупки в значительной степени зависят от конкретных
людей, которые принимают решения по закупкам от имени предприятия.
6 В процессе реализации товара необходимо учитывать
меру влиятельности покупателя на рынке, которая зависит от его размера, объёма
закупок, кредитного рейтинга и других факторов.
7 Высокая профессиональная информированность
покупателей о товаре.
Продавцы обычно заинтересованы в рынке товаров производственного
назначения, так как продажи на нём идут крупными партиями, он легче поддаётся
прогнозу, имеет достаточно большую ёмкость. Но в силу того, что спрос на этом
рынке является производным, колебания спроса на рынках потребительского товара
вызывают резкие колебания спроса на товары производственного назначения, причём
намного более резкие, чем колебания первоначального спроса.
3.3.1
Учёт множества факторов при организации производства за рубежом.
Основные из них можно сгруппировать следующим образом:
1 Глобальные факторы:
а) международные политические конфликты;
б) политические конфликты внутри страны;
в) социальные конфликты;
г) перестройка международных политических союзов.
2 Локальные факторы:
а) изменение условий рынка;
б) нестабильность экономики;
в) инфляция;
г) трения с политическими группировками;
д) трения с местными деловыми кругами.
3 Инвестиционные факторы:
а) возможность национализации (с компенсацией или
без);
б) возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня
преступности (вымогательство, рэкет, налёт банд и др.);
в) потеря прав на возвращение доходов и имущества в
страну материнской фирмы;
г) ускоренный износ оборудования из-за климатических
условий и небрежного отношения местного персонала и др.
4 Факторы управленческого характера:
а) сложности управления местным персоналом;
б) конфликты с профсоюзами и др.
Деление способов выхода на внешние рынки и работы на
них, формирование сбытовой сети в значительной степени условны. Часто
применяются смешанные, комбинированные варианты работы на внешних рынках.
Примером может служить деятельность компании «Катерпиллер» (производитель
дорожно-строительного оборудования), которая опирается на международную сеть
крупных независимых дилеров, способных оказывать услуги по снабжению запчастями,
осуществляет производство основных стандартных деталей и узлов оборудования на
мощных предприятиях и производит доводку, доработку продукции в соответствии с
требованиями основных рынков на разработанных там же сборочных заводах.
«Катерпиллер» имеет и смешанные предприятия, в частности, в Японии (с фирмой
«Мицубиси» для противостояния на этом рынке своему основному конкуренту –
компании «Камацу»).
3.3.2
Изучение правовых вопросов.
Это чрезвычайно важно при изучении условий рынка. Для
успешной и эффективной работы необходимо знать законы по вопросам страхования и
перевозок различными видами транспорта; законы, регулирующие правовое положение
и деятельность фирм, в том числе иностранных; законы об охране промышленной
собственности, патентовании изобретений, регистрации товарных знаков, а также
существующую практику по этим делам; общепринятые в стране импорта способы
разрешения судебных споров по международным коммерческим сделкам и др. к этой
области изучения рынка следует отнести также установление адвокатских фирм,
которым можно поручить ведение дел.
3.3.3
Исследование потенциальных возможностей предприятия.
При работе на внешнем рынке оно проводится с целью
оценить его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке.
Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности
своего предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих
результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности
производственно-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий
период.
Анализируются такие показатели как активы, основной
капитал, качество и стоимость произведённой продукции, количество и размещение
производственных и сбытовых подразделений предприятия как в своей стране, так и
за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал
предприятия. В анализе хозяйственной деятельности важны разделы,
характеризующие изменение показателей общих расходов с разбивкой по статьям,
показателей поступления средств (прибыль, амортизация, субсидии и дотации,
эмиссия акций, увеличение долгосрочной и краткосрочной задолженности),
показателей использования средств(выплата дивидендов, капиталовложения,
погашения задолженности). Очень важное значение имеет анализ показателей
эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости
оборотных средств, производительности труда и др. Проводится анализ показателей
финансового положения предприятия. Анализ хозяйственной деятельности необходим
для выявления текущих изменений и отклонений от плановых показателей, а также
изменений за текущий (отчётный) период. Глубокий и тщательный анализ
производственно-хозяйственной деятельности, в том числе деятельности на внешних
рынках, - необходимая база принятия эффективных управленческих решений.
Первая заповедь маркетинга гласит: «Если у вас нет
товара – у вас нет ничего». Поэтому конкурентоспособность продукции предприятия
имеет первостепенное значение для принятия решений о работе на определённом
рынке.
Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту,
включает следующие этапы:
анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца
товара (или нескольких) в качестве базы для сравнения. В качестве образца
товара берётся, как правило, товар, имеющийся на рынке и пользующийся спросом у
покупателя;
определение набора сравниваемых параметров;
расчёт интегрального показателя конкурентоспособности
товара.
При определении набора сравнительных параметров
исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства
товара (его потребительскую стоимость), а другая часть – его экономические
свойства (стоимость). К потребительским свойствам относятся прежде всего
параметры, показатели, описывающие основные функции товара (например, мощность,
производительность). При этом важно учитывать требования к товарам на том или
ином рынке. Наряду с параметрами, описывающими основные количественные и
качественные характеристики, важно анализировать так называемые мягкие
параметры, характеризующие внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его
упаковку, товарный знак и др. Современный рынок в значительной степени заполнен
разнообразными товарами, у которых «жёсткие» параметры (описывающие основные
функции) отличаются незначительно. В этих условиях возрастает значение «мягких»
параметров.
После проведения анализа конкурентоспособности товара
по потребительским параметрам и установления факта его соответствия требованиям
потребителей и нормативным актам, регламентирующим доступ товара на конкретный
рынок, проводится анализ конкурентоспособности по экономическим (стоимостным)
параметрам товара. Величина экономических параметров определяется ценой
изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала.
Эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое
обслуживание, налогами, страховыми взносами и т.д. Сумма всех этих затрат будет
определять цену потребления, т.е все затраты потребителя в течение всего срока
службы. Цена потребления – один из важнейших показателей конкурентоспособности.
Оценку степени удовлетворения предлагаемого товара
потребности покупателей проводят с помощью сводного параметрического индекса , который
может быть рассчитан по формуле:
, (3.1)
где - удельный вес i – го параметрического
индекса, отражающего степень важности данного параметра для покупателя;
- значение параметрического индекса i – го
параметра;
- количество сравниваемых параметров изделия
Аналогично рассчитывается сводный индекс
конкурентоспособности по экономическом параметрам .
, (3.2)
где - удельный вес j – го экономического индекса,
отражающего степень важности для покупателя данного параметра;
- значение индекса j – го экономического
параметра;
- количество оцениваемых экономических
параметров товара.
Расчёт сводных индексов по потребительским и
экономическим параметрам даёт возможность вычислить интегральный показатель
относительной конкурентоспособности К нашего товара по сравнению с товаром,
выбранным в качестве образца:
. (3.3)
Если К > 1.0, анализируемое изделие превосходит по
конкурентоспособности образец, если К = 1.0 – находится на одинаковом уровне и,
если К
Таким образом, улучшить интегральный показатель
конкурентоспособности можно, увеличивая и/или уменьшая .
При разработке мероприятий по повышению
конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров
изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от
реализации на внешнем рынке.
На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают
влияние следующие основные факторы:
уровень технологии производства, использование
новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации
производства.
Коммерческие условия продаж, применяемые фирмой:
возможность различного рода скидок, коммерческого или потребительского кредита
и т.д.
Легкодоступность и удобство приобретения товара
покупателями, что достигается: созданием соответствующей требованиям рынка
сбытовой сети, организацией доставки, технического обслуживания продукции, в
том числе гарантийного и послегарантийного, объёмом предоставляемых
послепродажных услуг и т.д.
Эффективность проведения рекламных мероприятий:
предоставление необходимых сведений о товаре и фирме, демонстрация изделий в
действии на выставках, ярмарках, в демонстрационных залах фирмы или у её
торговых посредников, воздействие средствами паблик рилейшнз и др. мероприятия.
Возможности и применяемые методы ценовой и неценовой
конкуренции: улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки,
стимулирование продаж и др.
Уровень поддержки и содействия, получаемых фирмой со
стороны национальных государственных органов и общественных организаций:
гарантии кредитов, страхование, освобождение от налогов, сборов, предоставление
экспортных субсидий или льгот, обеспечение информацией о конъюнктуре рынков и
т.д.
В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия,
конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для
того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или
ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить
конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление
конкурентоспособностью – важнейшая задача управления внешнеэкономической
деятельностью на уровне предприятия.
Заключение.
На всех исторических этапах России внешнеэкономическая
деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных
уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений,
предприятий.
Как часть общей структуры народного хозяйства
внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные
пропорции, размещение и развитие производительных сил.
Так как экономика страны по существу по всем
направлениям была несбалансированной, то импорт рассматривался как средство
латания прорех, а экспорт – как вынужденная плата за импорт. В целом же система
управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической международной
деятельности не способствовала росту эффективности экспорта. Создавалось
отчуждение между производителями экспортной продукции и результатами экспорта.
Реформирование международной деятельности призвано
помочь преодолеть создавшееся положение.
Важное место среди вопросов организации и техники
проведения внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового
контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех
коммерческой сделки в целом.
Чрезвычайно актуальным является в настоящее время
изучение форм международной промышленной кооперации, в частности страхования,
таможенного дела.
Деловое общение и деловой протокол, подготовка и
переподготовка квалифицированных кадров – важные составляющие работы в области
международных связей.
Итак, подводя итоги своей работы, я хочу отметить, что
моя тема для нашей страны очень актуальна и, на мой взгляд, наша страна должна
уделять большое внимание внешнеэкономической деятельности предприятий, фирм.
Необходимо поднимать экономику страны, повышать таким образом
конкурентоспособность на мировом рынке, увеличивать различные зависящие от
этого показатели, усовершенствовать законы. Наша страна, к сожалению, стоит на
низком уровне экономики в целом. Потому все описанные мною операции надо
совершенствовать, качество товаров и продукции – тоже.
Моя работа показала самые основные работы по
управлению этой деятельности предприятий, фирм. В своей курсовой работе я
показала как совершается внешнеэкономическая деятельность у фирм, её
особенности, этапы и стратегии, её примерный ход и различные виды управления.
Список
литературы
1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия:
Учебник для вузов / Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; Под
ред. проф. Л. Е. Стровского. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2004. – 847 с.
2 Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е
изд., Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
3 Портер М. международная конкуренция: Пер. с анг. –
М.: Прогресс, 1993.
4 Международный менеджмент. Учебник для вузов. / Под
ред. С. Э. Пивоварова. – СПб.: Питер, 2000.
5 Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы: Пер. с
англ. – ИНФРА-М, 1996.
6 Кузьмина Т. И. Международный менеджмент. Управление
в международных компаниях: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 240 с.
7 Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учебник. –
М.: Юристъ, 2000. – 224 с.
8 Гончаров В. В. Важнейшие критерии результативности
управления. – М.: МНИИПУ, 1998. – 304 с.
9 Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. –
М.: Финпресс, 1997. – 356 с.
10 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основа
менеджмента. / Пер. с анг. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
11 Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.
12 Дафт Ричард Л. Менеджмент. – СПб.: Издательство
«Питер», 2000. – 832 с.
13 Логистика и имидж фирмы: Учеб. Пособие /Под ред. Л.
Е. Стровского, О. Н. Дунаева. – Екатеринбург,1998.
14 Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело:
Учебник /Под ред. С. И. Долгова, И. И. Кретова. – М.: БЕК, 1997.
15 Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность:
Учеб.-практич. Пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
16 Уилсон Дж. Международная торговля в малом бизнесе
/Пер. с анг. Под. ред. Л. Е. Стровского. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
17 Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: Практические
рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 1994.
18 Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И.
Регулирование внешнеэкономических связей. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.referat.ru/
[1]
Например, см.: Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990.