Мировая торговля
как форма международных
экономических отношений
П.В. Сергеев
Важнейшей
чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во
второй его половине, служит поступательное развитие мирохозяйственных связей.
Специалисты
отмечают постоянное нарастание масштабов и диверсификацию контактов между
отдельными государствами, их группами, национальными и международными
организациями, экономическими блоками и группировками и, наконец, отдельными
фирмами, в хозяйственной сфере. [См. Примечание.]
Необходимо
иметь в виду, что развитие и совершенствование мирохозяйственных связей
представляет собой довольно сложный, противоречивый процесс. Его суть в том,
что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных
хозяйств в современных условиях ведет неизбежно ко все возрастающей
интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости
национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего
углубления международного разделения труда.
Таким
образом, в качестве предмета изучения в данном случае выступают международные
экономические отношения (МЭО) и механизмы их осуществления.
Международные
экономические отношения представляют собой сложную, противоречивую систему
хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и
прочими объединениями, так и между национальными, международными компаниями в
рамках мирового хозяйства.
Система
устойчивых мирохозяйственных связей за более чем столетнюю историю своего
существования претерпела заметные изменения. Так, первоначально наиболее
распространенным каналом их осуществления являлась мировая торговля. Среди
специалистов существуют различные подходы к определению начального этапа
становления той или иной формы международных экономических отношений. Тем не
менее широко признается то обстоятельство, что основой для формирования как
самих устойчивых связей, так и их системы послужило появление крупной машинной
индустрии в западных странах в XIX веке. Впоследствии (в середине прошедшего
столетия) создание мирового рынка означало закрепление сложившейся системы
международного обмена, способствовало постепенному оформлению мирового
хозяйства. На современном этапе осуществляется дальнейшая диверсификация
мирохозяйственных связей, и прежде всего в таких важнейших сферах, как:
-
международная торговля товарами и услугами;
-
международное движение капитала;
-
международная миграция рабочей силы.
Не
вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет
возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового
сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой
торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5
раза превышали темпы роста мирового производства.
Вследствие
этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического
роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от
международного товарообмена.
Сам
термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими
странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров
и услуг.
Согласно
современной классификации, подразделение внешнеторговой деятельности по
принципу потоварной специализации осуществляется следующим образом: обмен
готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами.
При
этом «международная торговля» представляет собой совокупный товарооборот между
всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет
торговый баланс. Статистические издания ООН публикуют данные по динамике объема
международной торговли как совокупной стоимости экспорта всех стран мира. [См.
Словарь основных понятий.]
Совершенно
естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею
участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о
том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем
определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит
инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут
повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать
объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния
населения.
Теории международной
торговли
Как
известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце
XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и
Давидом Рикардо.
А. Смит в своей
книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)
сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами,
показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли,
поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они
экспортерами или импортерами.
Целесообразно
рассмотреть этот тезис на примере, демонстрирующем использование абсолютных
преимуществ в практике международного обмена.
Так,
допустим, что производители в относительно отсталой («PC») и промышленно
развитой («ПРС») стране выпускают только два товара, которые условно назовем
оборудованием и сырьем. В ПРС для производства единицы оборудования требуется
1, а на производство единицы сырья — 3 рабочих дня; в PC на производство
единицы оборудования требуется 4, а единицы сырья — 2 рабочих дня [см. схему].
Товар /
страны
ПРС
РС
Единица оборудования
1 рабочий день
4 рабочих дня
Единица сырья
3 рабочих дня
2 рабочих дня
Далее,
если ПРС имеет абсолютное преимущество в производстве оборудования, поскольку
на создание его единицы здесь надо затратить всего 1 рабочий день по сравнению
с 4 днями в PC, то производители в PC имеют абсолютное преимущество в
производстве сырья, поскольку они тратят на добычу его единицы 2 рабочих дня по
сравнению с ПРС, где затратят 3 рабочих дня.
Допустим,
что производителям сырья в PC надо где-то купить себе оборудование, а производителям
оборудования в ПРС - купить сырье. Понятно, что в данной ситуации существует
два варианта: приобретать товары внутри страны или за рубежом.
При
этом производитель оборудования в ПРС, покупая сырье на внутреннем рынке,
сможет обменять единицу своего оборудования (на производство которого затрачен
1 день) на 1/3 единицы сырья. Если же он импортирует то же сырье из PC, то за
ту же единицу оборудования он сможет получить больше - уже 1/2 единицы сырья.
Далее, производитель сырья из PC, покупая оборудование внутри своей страны,
получит за единицу своего сырья 2/4, то есть 1/2 единицы отечественного
оборудования, а покупая его на внешнем рынке, в данном случае - в ПРС -
значительно больше, уже 2/1, то есть 2 единицы оборудования.
Таким
образом, производителям сырья в PC выгоднее приобрести оборудование в ПРС, а
изготовителям оборудования в ПРС также выгоднее обменять свою продукцию на
сырье из PC. В обоих случаях импортировать необходимые товары целесообразнее,
чем производить обмен на внутреннем рынке своей страны.
Д.
Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817
г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем
общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе направлений
развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, что
экономические ресурсы - природные, трудовые и др. - распределены между странами
неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует
различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что
экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные
товары, может изменяться и действительно изменяется со временем.
Рассмотрим
пример, иллюстрирующий теорию Д. Рикардо. Для этого случая следует несколько
изменить исходные условия предыдущего примера. Так, можно допустить, что в ПРС
для производства единицы продовольствия требуется 2, а для производства единицы
оборудования - 1 рабочий день. В PC на производство единицы сырья нужно 4, а
единицы оборудования - 3 рабочих дня.
При
этом становится очевидно, ПРС имеет абсолютное преимущество в производстве как
сырья, так и оборудования, поскольку на производство единицы сырья им требуется
затратить 2 рабочих дня, а единицы оборудования - 1 рабочий день. В PC затраты
составят соответственно 4 и 3 рабочих дня [см. схему].
Товар /
страны
ПРС
РС
Единица оборудования
1 рабочий день
3 рабочих дня
Единица сырья
2 рабочих дня
4 рабочих дня
Из
приведенной схемы ясно, что в ПРС должны производить и экспортировать в PC и
сырье, и оборудование, а у последней практически нет реальных шансов на участие
в международном обмене. В ПРС работник за 1 рабочий день может произвести
эквивалент 1 единицы оборудования и 1/2 единицы сырья, тогда как работник в PC
окажется в худшем положении: он за день работы сможет произвести только 1/4
единицы сырья и 1/3 единицы оборудования.
Но
в данном случае важнее иные соотношения: относительная цена единицы сырья в
ПРС, выраженная через стоимость единицы оборудования, составляет 2/1 единицы
оборудования, а в PC ее величина меньше — 4/3 единицы оборудования. Понятно,
что если производитель оборудования в ПРС захочет купить сырье, то на
внутреннем рынке ему придется отдать за единицу сырья 2 единицы своего
оборудования, а при покупке этого же сырья в PC — только 4/3 единицы
оборудования; его выигрыш в результате такого обмена составит 2/3 единицы
сырья. Поэтому ПРС с выгодой будет импортировать сырье из PC, где оно
относительно дешевле.
Относительная
цена единицы оборудования в PC, выраженная через стоимость единицы сырья,
составляет 3/4 единицы сырья, а в ПРС - меньше - 1/2. Это означает, что если в
PC производящее сырье предприятие захочет купить оборудование, то на внутреннем
рынке ему придется отдать за единицу оборудования 3/4 единицы своего сырья, а
при покупке того же оборудования в ПРС — только 1/2 единицы сырья. Выигрыш
этого добывающего предприятия в результате торговли составит 1/4 единицы
оборудования. Поэтому PC будет импортировать оборудование из ПРС, так как оно
там относительно дешевле. Следует отметить, что для работников в ПРС и PC
внешнеторговый обмен ведет к увеличению
потребления и сырья, и оборудования. Обе страны остаются в несомненном выигрыше
от своей внешнеторговой деятельности.
Другими
словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают
страны, не являются раз и навсегда данными. Д. Рикардо доказал, что
международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил
ту ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Впоследствии
Джон Стюарт Милль в своем труде «Основания политической экономии» (1848 г.) дал
пояснения, по какой цене осуществляется обмен.
Согласно
Миллю, цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком
уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать
совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости, или «теория
международной стоимости», - важная заслуга Милля. Теория международной
стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров
между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.
Свой
вклад в развитие теории классиков зарубежной политэкономии внес Готфрид
Хаберлер, который конкретизировал ее с точки зрения всех факторов производства,
а не только труда.
Следует
иметь в виду, что современные представления о том, чем определяются направления
и структура международных торговых потоков, базируются на работах шведских
ученых-экономистов. Так, Эли Хекшер и Бертиль Олин дали объяснение
сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении
определенных продуктов, на уровне обеспеченности факторами производства. Э.
Хекшер и Б. Олин выдвинули теорему «выравнивания цен на факторы производства».
Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной
наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также
разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.
В
середине XX столетия (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В.
Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера - Олина, представив
свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности
техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный
обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях
торговли, основанных на модели Д. Рикардо с дополнениями Э. Хекшера, Б. Олина и
П. Самуэльсона, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но
и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
Дальнейшее
развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста
(русского происхождения) В. Леонтьева под названием «Парадокс Леонтьева».
Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера — Олина, В. Леонтьев
показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на
тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем
капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более
трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил существовавшим ранее
представлениям об экономике США. По распространенному мнению, она всегда
характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера - Олина
можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие
товары. Получив широкий резонанс, «парадокс Леонтьева» определил дальнейшее
развитие теории сравнительных преимуществ. Она стала включать понятие
технического прогресса и неравномерности его распределения, различий между
странами в существующей зарплате и прочие понятия.
Следует
отметить и широкое распространение в западных исследованиях проблем
международной торговли и теории внешнеторгового мультипликатора. В соответствии
с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом)
на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и
инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне
определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в
виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально
экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и
заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные
потребительские расходы.
Сторонники
концепции жизненного цикла товара считают, что на основе этапов такого цикла
могут быть объяснены современные торговые связи между странами, в частности,
при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла
товара, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит ряд
этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение
товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла.
В
своей доктрине Р. Верной, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс обосновывают схему, по
которой на этапе внедрения после выявления потребности в продукции
осуществляется разработка нововведения, организуется производство и
налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт. Для
этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость изделия. Переход к
крупносерийному производству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования
технологии и освоения новых видов оборудования. Это, кстати, объясняет
относительно больший удельный вес в экспорте высокоразвитых стран, в частности
США, трудоемких товаров, что обусловило упомянутый «парадокс» Леонтьева. На
этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется
экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция
повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и
развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других
странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты начинают снижать цены. На
этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе
развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стране
нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики,
достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству,
вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда. Складываются условия
масштабного производства в развивающихся странах, в частности в НИС, с
последующим вывозом в страны нововведений. Это можно проиллюстрировать на
производстве телевизионной техники, компьютеров, продукции радиоэлектроники и
т. п. Наконец, этап упадка, который с международных позиций характеризуется
сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся
странах. Определенная часть рынка в странах нововведений, ориентированная на
данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Крупнейшие компании развитых
стран начинают производство и продвижение на рынок новых более совершенных
товаров. (Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта предопределяет
удлинение жизненного цикла продукции, достаточно четко объясняет внешнюю
торговлю технологически сложными изделиями: но она менее применима в случае
элитарных, особо дорогостоящих товаров.) Эта теория как бы закрепляет
международные технологические преимущества высокоразвитых стран. В последних
трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного
цикла рассматриваются нововведения, не только ориентированные на обеспеченного
потребителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов
(земли, сырья и топлива).
Среди
основных проблем теорий внешней торговли находится совмещение интересов
национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте.
Это связано с тем, как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные
преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях.
Свою
версию этого выдвинул американский экономист М. Портер. На основе изучения
практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти
половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной
конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном
обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:
(1) факторных условий; (2) условий спроса; (3) состоянием обслуживающих и
близких отраслей; (4) стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.
Серьезным
стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное
доминирование с помощью государственной поддержки - негативное решение,
приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические
посылки М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на
государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых
товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.
В
последнее время большинство исследователей, принимая исходные положения
классической теории и некоторые основные дополнения к ним, стремятся
приспособить свои концепции к практике.
Так,
английский ученый-экономист Керне развивает гипотезу «конкурирующих групп»,
полагая, что та или иная организация работников, в частности профсоюзы, создают
препятствия для перехода рабочих в другие отрасли и производства, что особенно
касается экспортных отраслей. Цена товара в этих условиях не может находиться в
соответствии с фактическими затратами труда, рабочим временем. Структура
торговли при этом будет отклоняться от складывающейся по принципу сравнительных
издержек, так как уровень заработной платы из-за наличия «конкурирующих групп»
отличается от одной отрасли к другой. Решающее слово, таким образом, остается
за соотношением спроса и предложения.
В
свое время известный исследователь, экономист-международник А. Маршалл выделял
роль предложения.
Так,
международный спрос на товары данной страны значительно расширяется, если в
целом страна предложит свои товары на условиях, более благоприятных для
покупателей, и - наоборот, когда она будет навязывать условия, выгодные ей самой.
Сосредоточив внимание на предложении, А. Маршалл заключал, что богатые страны
могут быть пионерами в производстве новых товаров, выгадывают от широких и
хорошо налаженных внешнеторговых связей, могут лучше приспосабливать выпуск
того или иного товара к емкости различных рынков, чем страны бедные, и в
результате будут получать большую выгоду от внешней торговли.
Поэтому
положение страны в международном разделении труда, мировой торговле в
существенной мере определяется предложением, его эластичностью. В соответствии
с этим А. Маршалл вводит в теорию международной торговли кривую взаимного
спроса и предложения, как показатель оптимальных условий внешнеторгового
обмена. В преобладающей своей части классическая теория международной торговли
и большинство ее современных интерпретаций объясняют смысл внешней торговли,
экономические выгоды от нее для участников различиями между странами в
обеспеченности факторами производства. Чем больше эти различия, тем больше при
прочих равных условиях возможностей для торговли и выгоды от нее, получаемые
сторонами. Но на практике, особенно в современных условиях, преобладающая часть
международного обмена приходится на промышленно развитые страны со схожими
факторными характеристиками обеспеченности естественными ресурсами. Теперь
существенно возрастает роль приобретенных преимуществ, связанных с опережающей
разработкой и внедрением новых технологий. Согласно теории «подобия стран», в
этой ситуации у развитой страны большая возможность приспособления своих
товаров к рынкам сходных стран.
В
современных теоретических разработках проблем международной торговли
усиливается акцент на необходимость проведения анализа макроэкономики, уровня
фирм, предприятий. Это определяется значительным ростом объемов и повышением
роли международного внутрифирменного обмена. По данным некоторых публикаций, на
внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли,
80-90% продаж лицензий и патентов. Тем самым формулируется дополнительное
обоснование преимуществ обмена между одинаково развитыми, ведущими странами,
что отстаивает, в частности, С. Линдер.
Постоянное
развитие мирохозяйственных связей, в том числе международной торговли,
превращение внешнеэкономических связей в важный фактор хозяйственного роста
по-новому ставит проблемы экономической (и не только) независимости и
зависимости отдельных стран, их взаимозависимости. Здесь также нужны
обновленные, перспективные теоретические и практические подходы.
Стремясь
обозначить их, серьезные исследователи считают, что при сложившихся в
мирохозяйственной сфере тенденциях, соотношение между базисными факторами
производства будет неизбежно изменяться. Это относится прежде всего к трудовым
ресурсам, в связи с ускоренным ростом населения в развивающихся странах, а
также к обострению проблемы ограниченности природных запасов, особенно в
развитых странах.
При
этом проявляется понимание необходимости преобладания политики свободного
предпринимательства, не отвергающего тем не менее ограниченного целевого
вмешательства государства в экономику, в том числе во внешнеэкономическую
сферу. Наиболее весомо выглядят ссылки на опыт Японии, Тайваня, Республики
Корея.
Целесообразно
тем не менее держать в поле зрения следующие обстоятельства: во-первых,
создание и развитие крупных многоотраслевых производств в отдельных странах,
что может сдерживать международный товарообмен; во-вторых, внедрение и широкое
применение гибких производств может сделать более эффективным мелкосерийное
внутреннее производство и снизить заинтересованность в импорте; в-третьих, с
учетом опережающего и быстрого роста доли услуг в потреблении, международном
обмене относительно уменьшится роль торговли товарами, совокупные расходы на
производство последних; наконец, протекционистские меры могут создать
препятствия для международного перемещения товаров.
Динамика и структура
международного обмена
Как
известно, во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает
грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических
связей приходится на мировую торговлю.
Современная
международная торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг.
мировой торговый оборот возрос в 14 раз.
Согласно
оценке западных специалистов, период 1950-1970 гг. можно охарактеризовать как
«золотой век» в развитии современной международной торговли. Именно тогда
наблюдался ежегодный 7-процентный рост стоимости мирового экспорта.
Тем
не менее уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е
годы. В конце 80-х мировой экспорт характеризовался заметным оживлением (до
8,5% в 1988 г.).
Далее,
после явного спада в начале 90-х годов, в середине текущего десятилетия объем
мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. В 1995 г.
он увеличился почти на 9,0%, в 1996 г. — на 8,0%, в 1997 г. — на 9,5%, что
стало рекордным показателем за минувшие 20 лет.
По
предварительной оценке, в 1998 г., несмотря на региональные и мировые
финансовые потрясения, темпы роста международной торговли составляли 6,0%.
Следует
иметь в виду, что в абсолютном выражении суммарная стоимость мирового экспорта
увеличилась в 1980—1998 годах примерно в 3 раза — с 2,0 трлн. долларов США до
почти 6,0 трлн. долларов США.
Согласно
прогнозам, динамика мирового товарного экспорта будет выглядеть следующим образом:
в 1999 г. — 6,4 трлн. долларов, в 2000 г. — около 7,0 трлн. долларов США.
Подобный
устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления ряда
факторов. По мнению отечественных исследователей, к ним относятся: (1) развитие
международного разделения труда и интернационализация производства; (2) НТР,
способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей
экономики, ускоряющая реконструирование старых; (3) активная деятельность
транснациональных корпораций на мировом рынке; (4) регулирование
(либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального
соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной торговой организации
(ВТО); (5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму,
включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение
таможенных пошлин - образование свободных экономических зон; (6) развитие
процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров,
формирование общих рынков, зон свободной торговли; (7) получение политической
независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых
индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Необходимо
также иметь в виду, что в послевоенный период на протяжении многих лет
международный обмен остается наиболее динамично развивающимся сектором. Так,
темпы его ежегодного роста существенно (в последнее время — многократно)
опережают показатели роста мирового хозяйства, составляя соответственно: в
1954-1963 гг. - 7,1% и 5,2%; в 1964-1973 гг. - 8,7% и 5,7%; в 1974-1990 гг. -
4,5% и 3,2%; в 1991-1996 гг. - 5,6% и 1,5%.
Это
обусловлено, по мнению экспертов, постоянно возрастающими масштабами активности
и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного
обмена.
Тем
не менее за последние десятилетия проявились заметные различия в темпах роста и
направлениях внешнеторговой (прежде всего - экспортной) деятельности субъектов
мировой торговли [см. таблицу 4].
Подобные
тенденции привели к существенным сдвигам как географической, так и товарной
структуры современной международной торговли.
Географическая
структура международного обмена представляет собой систему распределения
товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо
по территориальному, либо по организационному признаку.
Неравномерность
динамики внешней торговли особенно отчетливо прослеживалась во второй половине
текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом
рынке. США постепенно утрачивали свое доминирующее положение в системе
международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3
всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8.
Экспорт
Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже
превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экспорт и других
западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превращается в главный
центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона
почти в 4 раза превышает экспорт США.
Кроме
того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и
Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по
вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по
экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров.
Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией
в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.
Постепенное
снижение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени
было связано со снижением конкурентоспособности американского производства.
К
концу 80-х гг. Япония стала выбиваться в лидеры, в течение шести лет
первенствуя по этому показателю.
К
середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по
конкурентоспособности. Но за ними вплотную следуют Сингапур, Гонконг, а также и
Япония.
Таблица
4
Доля
стран и регионов в мировом экспорте (%)
* Центральная и Восточная Европа
** Латинская Америка
На
фоне происходивших перемен практически постоянным на протяжении последних двух
десятилетий оставалось распределение долевого участия различных групп стран в
международном обмене [см. таблицу 4].
Так,
удельный вес промышленно развитых стран в мировом экспорте колебался в
последние двадцать лет в пределах 70-76%; доля государств развивающегося мира -
в интервале 20-24%, а бывших социалистических стран - не превышала 6-10%.
Небезынтересна
также динамика международного обмена по отдельным товарным категориям. На
протяжении последних десятилетий опережающими темпами развивалась торговля
готовыми промышленными изделиями, а внутри этой группы - по нарастающей - обмен
машинами и оборудованием, средствами связи, электро- и электронной техники,
компьютерами, еще быстрее - торговля комплектующими, узлами к агрегатам,
которые поставляются в рамках производственной кооперации, по каналам ТНК.
Кроме того, в этот же период происходил форсированный рост международной
торговли услугами (невидимый экспорт), доля которой в совокупной стоимости
мирового вывоза в 1996 г. достигла примерно 20%.
Вследствие
довольно заметных изменений в структуре промышленного производства проявились и
сдвиги в товарной структуре международного обмена.
Согласно
последним оценкам, в 1955-1994 гг. произошло резкое снижение в мировом экспорте
удельного веса сельскохозяйственных товаров - с 34,9% до 11,9%, продукции
добывающей промышленности - 23,2% до 13,6%.
Напротив,
весьма существенно в мировом вывозе повысилась доля готовых изделий - с 40,9% в
1955 г. до 71,5% в 1994 г.
Практика регулирования внешнеторговых связей
Поступательное
развитие внешнеторговых контактов тесно связано с мероприятиями государства по
регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики.
С позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным
осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо
протекционистскими барьерами.
Поэтому
сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого
государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов
международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни
населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны,
обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной
промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня
и т. д.
На
практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием.
сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации.
Так,
на протяжении трех столетий (конец XV-XVIII вв.) наиболее популярной
экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран
оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в
деньгах (драгоценных металлах), меркантилисты рассматривали внешнюю торговлю
как важнейший источник их поступления для стран, не добывающих драгоценные
металлы.
Для
превышения поступления золота из-за границы над его оттоком из страны допускалось
использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта
(реэкспорта), сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин,
государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и т. д.
Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим
протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран.
Тем
не менее активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывала
аналогичную реакцию зарубежных контрагентов, что вело к свертыванию внешней
торговли. Поэтому интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в
условиях промышленного переворота и перехода к
крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в.
сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической
политики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием
фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д.
Рикардо.
Экономическое
лидерство Великобритании в конце XVIII - середине XIX вв. сделало ненужным
использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же
время повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством
завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности.
Напротив,
в экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность
идеология протекционизма.
Следует
иметь в виду, что экономическая мысль и хозяйственная практика XIX - середины
XX вв. развивались в остром противоборстве принципов свободной торговли и
протекционизма. При доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные
периоды наблюдались оживление и эволюционное развитие протекционистских
доктрин. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма в его крайних
формах - теориях хозяйственной автаркии, стали кризис 1929-1933 гг., а также
первая и вторая мировые войны.
Понятно,
что в этих условиях высокая степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи
стала рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор,
усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное развитие.
Но
в период после второй мировой войны произошло окончательное закрепление в
качестве основного фритредерского направления, что, в частности, нашло свое
выражение в появлении теории «открытой экономики» и отсутствии активных
защитников идеи протекционистского развития. В современной научной литературе
приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве
«открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой
рынок.
Тем
не менее это не означает необходимость полного отказа от регулирования
международных экономических отношений в интересах национального развития.
Совокупность мер, используемых государством или группой государств в данной
сфере, и представляет собой его (их) внешнеторговую политику.
Современная
система протекционистских мер, направленная на создание национальным
производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках,
охватывает различные направления.
В
числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как:
1)
таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование
покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из
нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям
конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие
таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно
предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;
2)
нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или
косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью
разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое
распространение в современной практике межгосударственного обмена получили
контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также
введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций.
Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт
(импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой
внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике
контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или
вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального
производства. Понятно, что при исчерпании количества или суммы контингента
экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.
Лицензирование
же, в свою очередь, предполагает необходимость получения организацией разрешения
(лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической
операции. Подобная система дает возможность государству контролировать
внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения
различных экономических и политических целей. Отметим, что в некоторых случаях
лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения,
применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
Как
известно, к методам прямых ограничений может быть также отнесено использование
государственной монополии как исключительного права государственных органов или
уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов
производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные
ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на
осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема.
Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством
протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение.
Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая
система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить
поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке.
Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким
образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей
национальной продукции (система регистрационных сборов и т. д.). Подобным
образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества
в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме
того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений - закрытие
для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об
использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья,
запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при
наличии национальных аналогов и т. д.
Существенную
роль в системе протекционистских мер играют и средства государственного
стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно
действует система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным
экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем
рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде
экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов
национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных
условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление
гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с
нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также
отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению
кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных
экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых
политических условий их деятельности на внешнем рынке.
При
характеристике направлений и инструментов внешнеэкономической политики следует
учитывать постоянное изменение их роли в регулировании международных
экономических отношений.
Так,
в послевоенный период происходило относительное снижение роли тарифных
барьеров. Прежде всего оно было связано с формированием рыночных экономических
группировок типа «общий рынок», в рамках которых происходило устранение или
значительное уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение
количественных ограничений и выработка единой таможенной политики в отношении
третьих стран.
Многостороннее
регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных
барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии
Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника —
Всемирной торговой организации (ВТО).
Генеральное
соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как крупнейшая международная
организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была
создана в Женеве в 1947 году. Это было время, когда США, укрепив свою экономику
после второй мировой войны, выступили за создание стабильных правил
международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития
мирового товарооборота.
Поэтому
на основе американских предложений был разработан проект устава Международной
торговой организации (МТО), центральная задача которой заключалась в том, чтобы
обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Но
Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами;
вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах
таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), созданное
на основе несколько скорректированных американских предложений, оно проводило в
качестве главной идеи свободу торговли, т. е. равенство всех участвующих
сторон. Эта идея конкретизировалась в нескольких положениях.
Первое
и важнейшее положение, принявшее форму «режима наибольшего
благоприятствования», представляет собой тезис о необходимости соблюдения равенства
и недискриминации всех участников внешней торговли. Это центральное положение
формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно
поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению
к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения
в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок.
Такие
исключения предоставлялись в момент создания ГАТТ странам-колониям, связанным с
метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса
исключений из этого положения приходится на интеграционные группировки:
Европейский Союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли,
латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные
группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено
предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциальным
таможенным режимом на односторонней основе, то есть без взаимного снижения
пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.
Следующий
(второй) основополагающий принцип касается признания правомочности применения
средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве
единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не
должны, а в тех случаях, когда их применение и осуществляется, это должно
носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами.
При этом ГАТТ не рекомендует странам-участницам использовать квоты, а также
экспортные или импортные лицензии. (Однако в тексте ГАТТ содержится перечень
исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и
возможным.)
Основное
значение в деятельности ГАТТ имела задача сокращения таможенных пошлин в
1945--1947 гг. Средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла
40-60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70-90%.
Постоянная активная работа по снижению таможенных барьеров позволила сократить
их величину до 3-5% к концу 80-х годов.
Негативным
является отношение ГАТТ к таким мерам госрегулирования, как стимулирование
производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и
помощи и т. д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это
ведет к дискриминации стран-участниц соглашения.
Третий
важнейший аспект деятельности ГАТТ касается принципов принятия решений и
действий. Это - отказ от односторонних действий в пользу переговоров и
консультаций.
Страны-участницы
берут на себя обязательство не осуществлять односторонние действия, связанные с
ограничением свободы торговли; все решения принимаются только в рамках взаимных
торговых переговоров.
Текущая
деятельность ГАТТ состояла в проведении многосторонних встреч-раундов, во время
которых обсуждаются внесенные на повестку дня вопросы, связанные с
регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и по
настоящее время в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов.
Нижеприведенные данные показывают время и место проведения раундов, а также
перечень обсуждавшихся на этих переговорах проблем [см. схему].
Всемирная
торговая организация, преемница ГАТТ, начала свою деятельность с января 1995 г.
В середине декабря 1996 г. в Сингапуре состоялась ее первая Министерская
конференция, которая является высшим органом этой влиятельной международной
организации. Проведенный форум подвел итог двухлетней деятельности организации
и определил приоритетные пути ее развития на ближайшую и среднесрочную
перспективу, включая решение проблем, связанных с выполнением ранее достигнутых
соглашений.
На
конференции были затронуты новые области деятельности ВТО, которые пока не
входят в сферу ее компетенции, а также намечены стратегические направления
эволюции всей системы мировой торговли.
На
современном этапе ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения
стран-участниц на основе пакета соглашений так называемого Уругвайского раунда
многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). ВТО функционирует во
многом так же, как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром
торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий благодаря
совершенствованию ряда процедур принятия решений.
Центральная
задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения
уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров. В
своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена
позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит
стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.
Страны-члены
ВТО принимают на себя обязательство выполнять 18 соглашений и юридических
инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким
образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет
соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой
торговли товарами и услугами.
Пакет
соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов,
основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к
нему:
Многосторонние
соглашения по торговле товарами;
Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС);
Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности;
Договоренность
о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
Механизм
обзора торговой политики;
Многосторонние
соглашения с ограниченным участием, то есть обязательные только для
присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиатехникой,
правительственным закупкам, молочным продуктам и по говядине.
На
современном этапе полноправными участниками ВТО являются 134 страны, причем
подавляющее большинство из них имеют статус страны-учредителя.
После
того, как парламенты Панамы и Болгарии ратифицируют пакеты обязательств в ВТО,
они должны оформить свое членство. Еще ряд государств, участвовавших в
Уругвайском раунде, могут стать членами организации после ратификации итоговых
соглашений раунда. В настоящее время примерно 40 государств и организаций имеют
в ВТО статус наблюдателя. Из них более двух десятков стран (включая Россию,
Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, большинство государств СНГ, страны Балтии)
находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. При этом одним из главных
условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального
законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского
раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом данной
присоединяющейся страны).
Список литературы
1.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. — М.,
1996. - 196 с.
2.
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное
пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - М., 1996. - 160 с.
3.
Гладков И.С., Царев С.П. Мировое хозяйство: цифры и факты: Учебное пособие. — М.,
1995.-75 с.
4.
Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые
операции: Пер. с англ. - М., 1994. - 784 с.
5.
Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика:
движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. - М.,
1997. -416 с.
6.
Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И.
Хасбулатова. - М., 1991.
7.
Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.-
М., 1997. - 384с.
8.
Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 12. - С. 37-39.
9.
Вопросы экономики. - 1997. - № 5. - С. 149-158; № 12. - С. 94-106.
10.
Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - № 9. - С. 5-19;
№
11.-С. 94-102; 1996.-№ 11. - С. 65-77; № 12. - С. 88-99; 1997.-№3.-С. 19-33; №
9. - С. 62-73; № 10. - С. 56-67; № 11. - С. 68-79; № 12. - С. 72-84.
11;
ЭКО. - 1999.-№ 3. - С. 28-32.
12.
European Economies / A Comparative Study // Ed. by Frans Somers. - Groningen
Business School, Hanse Polytechnic, Groningen, 1991. - 287 pp.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/