Реферат по предмету "Экономика"


Мотивационный менеджмент: определимся с базовыми понятиями

Мотивационный
менеджмент: определимся с базовыми понятиями

Жадан С.

С развитием
общества по мере снижения значимости внеэкономических мер принуждения к труду,
а с течением времени и экономических мер принуждения, растет значимость
мотивационного менеджмента. Одновременно растет численный состав теорий
мотивации и их компиляционных клонов.

Вместе с тем,
попытка анализа теорий мотиваций приводит к мысли о том, что различия во
взглядах на формирование и функционирование систем стимулирования трудовой
активности во многом связано со, скажем так, особенностями понимания основных
категорий теории мотивации. С другой стороны многие авторы дают либо весьма
обтекаемые формулировки базовых понятий, либо вовсе их не дают, по-видимому,
полагая, что здесь и так всё ясно.

Общепризнанным
является положение, что любая осознанная деятельность есть способ
удовлетворения собственных потребностей "Никто не может сделать что-нибудь,
не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей" [i] .
"Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей
вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют
главную роль". [ii]

Но что такое потребности,
как определить их? Среди наиболее распространенных стоит выделить следующие.

Липсиц И.В., в
учебнике по экономике для общеобразовательных учреждений, определяет
потребности как «ассортимент и объём благ, которые люди хотели бы получить для
удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без
ограничений». [iii]

Уткин Э.А., в
работе позиционируемой как учебное пособие для преподавателей, аспирантов и
студентов, изучающих курс менеджмента, утверждает, что «Потребности представляют
собой желания, стремления к определенному результату» [iv] . И автора мало
смущает, что тавтологией выглядят его последующие заявления о том, что «Когда
человеком ощущается потребность, она пробуждает в нём состояние нацеленности,
устремленности.» [v] и далее «потребности вызывают у человека стремление к их
удовлетворению, …».

Осмысление
того, что потребности представляемые как «желания и стремления» «вызывают у
человека стремление к их удовлетворению», вряд ли способно приблизить к
пониманию того, что собственно представляют собой потребности и механизма их
возникновения.

Бережной Н.М.
[vi] оптимальным считает приводимое им определение потребности согласно
"Философскому энциклопедическому словарю" "Потребности - нужда
или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности
организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;
внутренний побудитель активности". В своей работе «Человек и его
потребности»Бережной Н.М.,подчеркивает, что здесь «стержневым моментом является
указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека,
неосознанный побудитель активности».

Возникает
вопрос, что же для Бережного Н.М., представляет собой потребность? Объективная
ли это составляющая, то есть «недостаток в чем-либо необходимом для поддержания
жизнедеятельности организма…», или это «сегмент внутреннего мира человека»? Или
это одно и тоже?

Следовало бы
также уточнить, как соотносятся утверждение, что потребности «неосознанный
побудитель активности.» [vii] ; со следующим чуть ниже: «Вывод: в процессе
индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей
(появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в
структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям: из раба
потребностей он превращается в господина над ними».

Не совсем
понятно как можно стать господином неосознанного.

Не хочется
ставить под сомнение важность работы авторов придерживающихся приведенных выше
позиций, но при подобном наборе расхождений в определении категории
«потребность», как минимум, сложно оценить достоинства и недостатки различных
точек зрения на потребности как исходную составляющую мотивационного
менеджмента. А значит, вряд ли уместно сопоставлять обоснованность подходов,
касающихся построения различных систем стимулирования трудовой активности
работников.

В этих условиях
неизбежно признаваемое большинством авторов «отсутствие канонизированного
учения, объясняющего всё, что лежит в основе мотивации человека» [viii] .

Нельзя не
согласиться с тем, что потребности это «компонента внутреннего мира» субъекта,
«она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к
характеристике душевного мира субъекта деятельности» [ix] . Но потребность не
есть проявление самой себя, а является проявлением ощущаемой необходимости
согласования желаемых условий и объективных условий, в которых находится
субъект.

Ощущаемый
диссонанс между условиями комфортного существования человека и текущими
условиями его существования, отражаются в головах людей в форме потребностей,
причём отражаются приближенно, не полностью, согласно уровню восприятия и
уровню знаний об условиях существования, в которых находится субъект. Чем
больше несоответствие между условиями достаточными для комфорта и текущими
условиями, тем острее необходимость в каком-то конкретном объективном
дополнении или устранении условий (предмете, веществе, и т.д.), а
соответственно, тем ярче в сознании субъекта некий идеальный образ существующей
разницы условий.

Именно эта
разница условий, представляющая собой необходимость, воспринимаются сознанием
человека как потребность, либо группа потребностей.

Итак,
потребности человека, есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой
необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.


Однако,
особенность психологии человека такова, что по достижении неких условий, он
начинает видеть новые ещё более комфортные условия и так далее. Иными словами:
сначала щи не жирны, потом жемчуг мелковат.

Отсюда
постоянное движение - необходимости отражаясь в сознании порождают потребности,
потребности порождают мотивы преобразовать текущие условия до состояния более
комфортных, реализуя те или иные способы. По достижении некоего уровня
повышения комфортности условий, у человека появляется новое видение уровня
комфортных условий, а соответственно, открываются новые необходимости
преобразования текущих условий в комфортные.

Иначе говоря, и
сами необходимости человека результат не самих себя, а следствие
соответствующих очередных потребностей человека.

Необходимости
могут быть непосредственными (в еде, воде, тепле, отдыхе и проч.) и
опосредованными (в чувствованиях, в знаниях, в умениях, …), через потребности
являющееся причиной следующих необходимостей, таким образом, формируя
многозвенные цепочки. Цепочки, где i-потребность n-поколения является
отражением i-необходимости n-поколения возникшей в связи с наличием
i-потребности (n-1)–поколения. В свою очередь, i-потребность (n+1)-поколения
является отражением i-необходимости (n+1)-поколения возникшей в связи с
наличиемi-потребности n–поколения.

В равной
степени, i-необходимость n-поколения является производной i-потребности
n-поколения возникшей в связи с наличием i-необходимости (n-1)–поколения.




Потребности





Необходимости







P0=N0(P0-1)


P1=N1(P0)


P2=N2(P1)



Pn=Nn(Pn-1)


P3=N3(P2)


……..





N0=P0
(N0-1)


N1=P1
(N0)


N2=P2
(N1)


N3=P3
(N2)


……..


Nn=Pn
(Nn-1)






В развернутом
виде формула сложной опосредованной необходимости выглядит так:

Nn=Pn (Pn-1(…(P1(P0(P0-1(P0-2(N0-3))))..))

И
соответственно, любая сложная текущая потребность есть отражение возникших одна
из другой необходимости появившихся в результате некой изначальной потребности,
которая сама явилась отражением предыдущей необходимости и т.д.

Pn=Nn(Nn-1(Nn-2(Nn-3(…..(N2(N1 (N0(N0-1 (P0-2))))

С развитием
общества опосредованность необходимостей разрастается (отпечатываясь в сознании
людей новыми потребностями) разбегаясь с каждым витком развития человечества. А
с разрастанием опосредованности необходимостей, с разрастанием их
многозвенности и многосложности, растет сложность и неоднозначность их
восприятия. Отсюда возникают коллизии «переоценки ценностей», в особенности
после достижения желаемого (т.е. объектного воплощения потребности). Когда
человек, достигнув желаемого, приходит к выводу: это типичное «не то», или
«почти то», но все-таки «не то» и т.д. Подробности коллизий, являющихся
следствием неадекватности потребностей возникающим необходимостям, ярче
обрисуют беременные женщины.

Отсюда
становится понятной подвижность структуры мотивов человека, подвижность, даже в
случаях практически неизменных внешних условий. Структура мотивов зависит не
только от степени удовлетворения различных групп необходимостей субъекта
(отражающихся в его сознании как потребности), но и от особенностей характера
восприятия этих необходимостей.

По мере
осознания человеком своих необходимостей, разрастается веер потребностей (их
качество и(или) количество, а с ростом потребностей растет осознание новых
необходимостей ((и) их нового качества), здесь и находится источник движущих
сил трудовой активности.

Необходимости
определяют потребности, в процессе удовлетворения потребностей открываются
новые необходимости, являющиеся условием и (или) следствием удовлетворяемых
нужд и так далее.
Список
литературы

 [i] Маркс к., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
– Соч. 2-е изд., т. 2, с.245.

[ii] Гегель.
Соч.т.8. М.-Л. 1935, с. 20.

[iii] Липсиц
И.В. Экономика: в 2 кн. Кн.2: Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учрежд. – 4-е
изд., перераб. И доп. М.: Вита-Пресс, 2000, с.350

[iv] Уткин Э.А.
Основы мотивационного менеджмента. – М.: Издательство ЭКМОС, 2000. с.13

[v] там же.
с.65

[vi] Человек и
его потребности Автор: Бережной Н.М., редактор: Диденко В.Д. М., Форум, 2000,
с.7; http://lib.vvsu.ru/books/servis/page0007.asp

[vii] там же
стр.6

[viii] Уткин Э.А.
Основы мотивационного менеджмента. – М.: Издательство ЭКМОС, 2000. с.82

[ix] Человек и
его потребности Автор: Бережной Н.М., редактор: Диденко В.Д. М., Форум, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.