Реферат по предмету "Экономика"


Бюджетирование: где “спотыкаются” Ваши финансы…

Бюджетирование:
где “спотыкаются” Ваши финансы…

Борис Дука,
Санкт-Петербург

Бюджет
представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план,
объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельности
компании. Бюджетирование – это процесс построения и исполнения бюджета компании
на основе бюджетов отдельных подразделений.

Самое ценное,
что может дать Вам бюджетирование – это координация всех сторон деятельности
компании.

Наличие
процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах
мира, и в последние годы уже становится нормой в России. Это безусловно
отрадный факт.

Однако, по
нашим оценкам, примерно на половине предприятий система бюджетирования
неэффективна. Неэффективной, мы считаем такую систему краткосрочного
планирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных
регулярно превышает 20-30%.

Подобная
ситуация представляет собой серьезную проблему, т.к. бюджет компании является
основой для принятия оперативных управленческих решений.

Невыполнение
бюджета может означать срыв всех планов компании: производства, продаж, выплаты
заработной платы, налогов и т.д. В конечном итоге это приводит к срыву
основного плана любой компании – стратегии развития.

Наш опыт
показывает, что есть типичные причины, ведущие к снижению эффективности
бизнес-процесса бюджетирования. Не претендуя на исчерпывающее описание, мы хотим
остановиться на тех проблемах, которые нам кажутся принципиальными. Изложим их
в порядке убывания важности:
Организация
процесса

Основой любого
бизнес-процесса является написанный регламент, в котором четко оговорены права
и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки
предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих
документов.

Если этого нет,
то весь процесс может держаться на одном человеке, который и определяет
эффективность бюджетирования и сам факт его существования, как бизнес-процесса.
Помимо этого, в ситуации, когда четко не прописано кто, кому, что и когда
должен – не с кого спрашивать за неправильную или не предоставленную в срок
информацию.

Жизненно
необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального
распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом,
финансовым комитетом, или как-то по-другому, что не суть важно. Если в компании
нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства
между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета,
наказывать и поощрять ответственных лиц - система бюджетирования даже не то,
что неэффективна, - она становится бессмысленной.

При этом важна
именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть директора
по всем направлениям. Один человек, пусть даже он и Генеральный директор, может
что-то и упустить, т.к. не может и не должен знать все. По сути, бюджетный
комитет является главным подразделением в системе бюджетирования.

Еще одной
функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей. На
одном из предприятий, пришлось столкнуться с интересной ситуацией: план по
доходам был исполнен на 90%. План платежей был исполнен на 95%. Однако в
непроплаченные 5% попали услуги по предоставлению мобильной связи всем
директорам, половина из которых находилась в это время в зарубежных
командировках. Поэтому необходимо, чтобы каждый платеж, включенный в бюджет,
имел идентификатор его приоритета.

Все решения
бюджетного комитета обязательны к выполнению. При этом должен неукоснительно
выполняться принцип финансовой дисциплины – финансовая служба осуществляет
только те платежи, которые включены в плановый бюджет. Исключение могут сделать
только Генеральный директор, для сумм свыше 5% от недельного оборота, или
финансовый директор для меньших сумм.

Очень важным,
причем не только для процесса бюджетирования, является определение и
разграничение полномочий и ответственности отдельных служб. Ситуация, когда
интересы служб пересекаются, а полномочия дублируются, редко приводит к
положительным результатам. Например, не раз мы встречали ситуацию, когда
реализацией продукции на заводе одновременно занимаются: отдел сбыта, Торговый
дом, отдел снабжения (бартер на материалы), техническая дирекция (бартер за
услуги по ремонту), отдел главного энергетика (расчеты за энергоносители).

При этом каждая
служба имеет право самостоятельно заключать договора и естественно каждая
служба торгует по своим ценам. В результате происходит снижение эффективности
работы, как предприятия в целом, по причине несогласованности ценовой политики,
так и системы бюджетирования в частности, т.к. единая база по договорам
отсутствует, и возникают проблемы со сбором исходной информации.

Выделим, в
итоге, следующие требования к организации бизнес-процесса бюдждетирования:

наличие на
предприятии единого документа регламентирующего бюджетный процесс

организация
бюджетного комитета

установление
жесткой финансовой дисциплины

выстраивание
приоритетов в финансах

четкое разграничение
полномочий и ответственности служб

Все это будет
возможно только при условии, что руководство предприятия осознает всю важность
и необходимость финансового планирования. Следовательно, самым главным в
организации процесса является “включенность” руководства.
2. Методика
бюджетирования

Распространенную
ошибку допускают те, кто считает бюджетом – отчет о движении платежных средств.
Бюджет компании должен включать в себя три формы: отчет о прибыли, отчет о
движении платежных средств, и баланс.



Отчет о прибыли
необходим для оценки рентабельности текущей деятельности компании.
Принципиальным в отчете о прибыли является разделение затрат на переменные и
постоянные. Это необходимо, чтобы понять, как будут изменяться результаты
деятельности компании при изменении объемов производства.

В долгосрочной
перспективе именно наличие прибыли является залогом положительного сальдо
отчета о движении платежных средств.

Основное
предназначение отчета о движении платежных средствах – это обеспечение
платежеспособности компании. Под платежеспособностью, мы понимаем, способность
компании выполнять в полном объеме и в срок платежи необходимые для нормальной
(запланированной) работы компании.

Прогнозный баланс
является важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия.
Наиболее актуальными для предприятий, в данном контексте, являются проблемы
оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также вопросы оптимизации
структуры источников финансирования. Методологически баланс рассчитывается на
основе отчета о прибыли и отчета о движении платежных средств.

Когда система
бюджетирования сводится к планированию только одной формы – отчета о движении
платежных средств, из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия:
маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает
проблемное поле компании до решения текущей задачи платежеспособности, и не
позволяет оценить деятельность компании в целом.

При построении
финансовых планов, в первую очередь краткосрочных финансовых планов, требуется
раздельное планирование денежных средств и бартера. Это необходимо делать при
построении отчета о движении платежных средств и отчета о прибыли.

Деньги являются
универсальным платежным средством, которое можно направить на любые цели,
бартер же, как правило, жестко завязан на конкретные поставки, возможность
манипулирования им значительно меньше.

Следовательно,
в отчете о движении платежных средств должно быть две колонки: денежные
средства и бартер. Различные платежные суррогаты: векселя, зачеты, долги
следует приводить к денежным средствам (посредством рыночного дисконта), в том
случае, если их собираются продать. Если планируется использовать эти суррогаты
для оплаты материалов, или услуг их следует отражать, как бартер.

Пример
оперативного отчета о движении платежных средств





(период
планирования 7-30 дней)



В отчете о
прибыли вводить дополнительной колонки для бартера не требуется. Однако, для
корректной оценки рентабельности необходимо скорректировать выручку и затраты
путем приведения бартерных расчетов к денежному эквиваленту, исходя из рыночных
денежных цен на соответствующую продукцию.

Бартерные
операции осуществляются, как правило, по завышенным ценам. Соответственно,
рентабельность бартерных операций может быть фиктивной, в прямом смысле этого
слова. Складывать “бартерный” рубль и “денежный” рубль – это почти такая же
ошибка, как складывать рубли и штуки.

Приведем
реальный пример из практики консультантов: завод рассчитывается пятью тоннами
литья по цене 20 тысяч рублей за тонну за ремонтные работы, которые подрядчик
оценил в 100 тысяч рублей. Себестоимость тонны литья составляет 18 тысяч
рублей, таким образом, по стандартным правилам бухгалтерского учета завод
получил прибыль 2000 рублей на каждой тонне литья.

Однако реальная
рыночная стоимость подобного литья, при расчете денежными средствами,
составляет 12 тысяч рублей за тонну. Более того, т.к. организации, которая
осуществляла ремонт, это литье не нужно, а нужны ей “живые” деньги, то она
перепродает литье как можно скорее, пусть даже и за 10 тысяч рублей за тонну,
потому что “красная” цена выполненных ею работ 35 тысяч рублей.

В результате
предприятие вроде бы получило “бумажную” прибыль 10 (2тыс.*5тн) тысяч рублей, а
в действительности данная сделка принесла убыток. Для того, чтобы оценить
потери, нами была рассчитана управленческая себестоимость продукции.
Стандартная плановая или фактическая себестоимости могут включать в себя
завышенные “бартерные” затраты, поэтому себестоимость рассчитывается при
условии расчетов за материалы и услуги денежными средствами. В итоге были
получены реальные затраты на тонну литья, которые составили 13 тысяч рублей, в
отличие от 18 тысяч по бухгалтерским данным. Следовательно, реальный результат
операции - убыток в 30 тысяч рублей (13*5 - 35).

В целях управленческого
учета для всех сделок, в которых используются не денежные формы расчетов,
должна рассчитываться реальная рентабельность, исходя не из договорных
бартерных цен, а на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов
денежными средствами. Источником информации о “денежных” ценах могут быть
биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.

В идеале, за
достоверность данной информации ответственность должен нести отдел маркетинга
закупок, подчиняющийся финансовому директору или напрямую генеральному
директору.

Анализ
эффективности бартерных сделок необходимо осуществлять еще на стадии заключения
договора. А самым оптимальным вариантом в этом случае является проведение
бартерных сделок с использованием обоими сторонами исключительно “денежных”
цен. Это делает прозрачным анализ рентабельности и не увеличивает
налогооблагаемую базу.
3.
Производственное планирование

За последнее
десятилетие производственная деятельность большинства промышленных предприятий,
в первую очередь предприятий машиностроения, претерпела кардинальные изменения.
От массового, мало номенклатурного производства предприятия были вынуждены
перейти к мелкосерийному, единичному производству. Номенклатура выпускаемой
продукции, на некоторых предприятиях, увеличилась на порядок. Резко сократился
жизненный цикл модельного ряда.

Соответственно,
организация производства перестала соответствовать текущим реалиям.
Машиностроительные предприятия, как правило, располагали специализированным
оборудованием, предназначенным для производства большого количества одинаковых
деталей. Рациональной при этом была предметная специализация цехов и участков,
когда каждый участок специализировался на изготовлении определенных деталей,
выполняя для них все виды, например механообработки.

В нынешних
условиях объемы производства уменьшились, и одновременно расширилась
номенклатура продукции. Предприятиям теперь необходимо производить относительно
небольшое количество абсолютно разных деталей. Работа на специализированном
оборудовании в этих условиях нецелесообразна, т.к. потребует значительно
большего количества переналадок, вызовет увеличение норм расхода материалов и
трудозатрат.

В этом случае,
как правило, целесообразно использовать универсальное оборудование. Становится
предпочтительней операционная специализация участков, когда каждый участок
выполняет определенный вид работ: сверление, фрезерование, токарные работы и
т.д. Это необходимо для более рационального использования оборудования в
условиях, когда производится большая номенклатура деталей, требующая одинаковых
технологических процессов.

Изменения в
организации производства



Ввиду того, что
организация производства перестала соответствовать требуемым условиям, многие
предприятия стали испытывать сложности с выполнением плана производства.
Невыполнение плана производства естественно ведет к невыполнению плана
отгрузок, а значит к невыполнению плана по поступлениям платежных средств.

В течение
последних двух лет, 1999-2000г.г., в России наблюдается существенный рост
промышленного производства. На некоторых предприятиях объем заказов стал
ежегодно удваиваться, утраиваться. По нашим наблюдениям, это относиться в
большей мере к тем компаниям, которые смогли разработать новые образцы
продукции, приближенные к мировым стандартам по качеству, производительности и
другим потребительским свойствам.

Для этих
предприятий на первое место вышла проблема, как произвести эти заказы. Даже с
учетом, например, двухкратного роста, объемы производства все-еще в разы и
десятки раз меньше того, что делалось 15 лет назад. Однако и это многие
произвести не могут. Во-первых разучились, растеряли квалифицированных рабочих,
морально и физически устарело оборудование. Во-вторых часто новые образцы
продукции разработаны, но производство их еще не освоено, не закончена
технологическая подготовка производства.

В этом случае,
для многих предприятий, решением может быть более широкое использование
аутсорсинга. Аутсорсинг – это отказ от собственного производства некоторых
изделий, или услуг и переход на закупку их у сторонних организаций.

Аутсорсинг
может быть двух видов. Полное закрытие какого-либо из собственных цехов и
переход на закупку соответствующих изделий, или услуг на стороне. Критериями
перехода на полный аутсорсинг являются низкое качество, более высокая
себестоимость собственной продукции.

Например,
практически каждое машиностроительное предприятие бывшего СССР располагает
собственными литейным, кузнечным, транспортным, инструментальным цехами. Загрузка
этих цехов обычно не превышает 20-50%, а технический уровень может отставать на
десятилетия. Следовательно, может быть целесообразным закрытие определенного
цеха и переход на закупки соответствующих полуфабрикатов у стороннего
поставщика, который добился больших успехов именно в данном технологическом
процессе.

В условиях,
когда предприятие просто не справляется с выполнением заказов, эффективно
использование частичного аутсорсинга, или проще говоря кооперации. В этом
случае, компания размещает на сторонних предприятиях заказы на производство
отдельных деталей, или узлов, производство которых самой компангии пришлось бы
осваивать, или изготовление которых наиболее трудоемко.

В условиях
снижения абсолютных объемов производства с одновременным увеличением
номенклатуры продукции могут быть целесообразными некоторые изменения
технологии производства. Например, отказ от изготовления в собственном
инструментальном цехе штампов на плоские детали и заказ этих деталей у
сторонней организации, располагающей оборудованием лазерной резки.

Однако далеко
не все проблемы производственного планирования обусловлены несоответствием
потребностей рынка и возможностей предприятий, есть и другие вопросы.

Наш опыт
показывает, что на многих предприятиях существует проблема не достоверности
нормативной базы расхода материалов, трудозатрат. В значительной мере это
вызвано тем, что технологи, диспетчерская служба, отдел АСУП не успевают
отслеживать все изменения в модельном ряде компании. Более того, мы
неоднократно сталкивались с ситуацией, когда предприятия производили продукцию,
на которую не была закончена технологическая подготовка производства, а значит,
отсутствуют, или весьма приблизительны нормы расхода материальных и трудовых
ресурсов. Отсутствие реальных нормативов ведет к ошибкам при планировании
затрат на материально-техническое снабжение.

Мы видим
следующие пути решения этой проблемы. Во-первых, необходим аудит нормативной
базы данных по номенклатуре, технологическим маршрутам, нормативам расхода
материалов и трудозатрат. На вполне солидных предприятиях, мы встречали просто
парадоксальные ситуации, когда вместо килограмма меди в базе стояла тонна,
вместо м3 досок погонный метр. Причина этого может быть в элементарной
безграмотности работников АСУП относительно технических нормативов, которые
были получены из отдела Главного технолога для внесения в общезаводскую базу.
Решением в этой ситуации может быть передача функции ввода нормативов в
компьютер тому подразделению, которое их и создает, т.е. в данном случае отделу
Главного технолога.

Часто
нормативная база бывает засорена номенклатурой, которая не производится уже
несколько лет, или, например одна и та же гайка, используемая при сборке
двухсот разных конечных изделий, имеет двести различных кодов.

Во-вторых, в
значительной мере проблему достоверности нормативной базы решит внедрение
сквозной системы САПР, замыкающей на себя конструкторов, технологов, отдел
подготовки производства, производственно-диспетчерский отдел, отдел АСУП.

Процесс
внедрения САПР может занять год, или два, а до этих пор возможно придется
поступить, как поступили на одном из машиностроительных предприятий, где из
трех видов продукции, на которые не была закончена подготовка производства пока
оставили только один. Это было тяжелое решение, т.к. на все три вида продукции
имеется большой спрос. Однако, имиджу завода наносился такой больший вред
постоянными срывами сроков выполнения договоров, что на заводе посчитали: лучше
делать меньше продукции, но точно в срок. Иначе через какое-то время, заказы бы
перестали поступать вообще. Для повышения точности планирования это тоже
является правильным решением.

Наш опыт
показывает, что некоторым предприятиям, в нынешних условиях, может
потребоваться и изменение системы планирования производства. Существует две
основных системы планирования: календарное планирование и позаказное
планирование.

В календарном
планировании объектом планирования является временной период (месяц, квартал) в
течение которого должно быть изготовлено определенное количество продукции.
Такой подход эффективен при массовом и серийном производстве и подразумевает
наличие большого числа покупателей. Производственный цикл (время изготовления
продукции) должен быть меньше периода планирования.

В позаказном
планировании объектом планирования является заказ от конкретного покупателя.
Подобная организация эффективнее в единичном и мелкосерийном производстве, при
производстве длинно-цикловой продукции (время изготовления больше квартала).
Используется также при относительно небольшом количестве покупателей.

В новых
условиях, для некоторых наших предприятий система календарного планирования
перестала отвечать их реальному типу производства и становится одной из
основных причин неэффективности процесса бюджетирования. В этом случае
необходим переход к позаказному планированию.

Иногда
целесообразен и более “мягкий” вариант реформирования системы производственного
планирования – увеличение периода планирования с месяца до квартала. Это
эффективно при увеличении производственного цикла, что может произойти при увеличении
доли универсального оборудования, освоении производства более сложных изделий.

Производственное
планирование в значительной мере определяет планирование затрат на
материально-техническое снабжение. Существует три основных типа планирования
материальных затрат.

Метод “точно в
срок” – подразумевает доставку материалов малыми партиями и точно в указанное
время, с точностью до часа. В идеале этот метод стремится к доставке материалов
непосредственно в производство, минуя склады. Это самый оптимальный метод с
точки зрения эффективности использования оборотных средств. Однако в России, в
течение ближайших лет пяти, его широкое использование маловероятно. Основная
причина этого – низкая дисциплина выполнения договорных обязательств по срокам
и качеству российскими предприятиями.

Метод
“обеспечение по дефициту” - достаточно распространен в нашей стране. Суть этого
подхода можно выразить в следующем: когда в цехе кончается, например, листовой
прокат, оттуда звонят диспетчеру и говорят, что если завтра им не привезут лист
они в очередной раз сорвут сдачу изделия Заказчику, диспетчер повторяет это
снабженцам, Директор по снабжению выходит на финансового директора и срочно
требует денег, финансовый директор спрашивает у отдела продаж: “Где те деньги,
которые должны были придти вчера”, отдел продаж резонно говорит: “А где то
изделие, которое мы должны были отгрузить месяц назад”.

Вероятно,
наиболее правильным подходом к планированию снабжения является создание
нормативных складских запасов материалов на складе. В этом случае, для каждого
вида материалов и комплектующих необходимо рассчитать нормативный остаток на
складе, который должен постоянно поддерживаться. Начать естественно следует с
наиболее затратных материалов.

Существуют
широко известные методики расчета оптимальных складских запасов, мы не будем на
них останавливаться. Однако, в любом случае, для того, чтобы спланировать
затраты на снабжение необходимо располагать информацией о нормах расхода
материалов, остатках материалов в цехах и на складах, незавершенном
производстве в цехах по всей номенклатуре производимых деталей и узлов.

И вот здесь
возникает еще одна большая проблема, так как достоверность и оперативность
учета часто оставляют желать лучшего. На многих промышленных предприятиях
остатки в цехах и на складах снимаются раз в месяц, если не раз в квартал.
Процедура снятия остатков начинается первого числа каждого месяца, и на крупном
предприятии, с номенклатурой несколько тысяч позиций, может занимать 3-4 дня.
Соответственно, информация об остатках на 1-ое число может быть готова к
пятому, когда остатки будут уже совсем другими.

А как должны
работать снабженцы. Ведь оплата материалов на план месяца начинается, например,
за 2-3 недели. Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) при расчете
платежей за материалы на следующий месяц, может воспользоваться только
плановыми расчетными остатками материалов и НЗП на текущий день. А если план
производства недовыполняется на 30%, 50%, 80%. В этом случае реальные остатки
будут намного больше, и не их величину, не место их наибольшей концентрации
(склад, номер цеха) определить будет невозможно. По окончании месяца станет
ясно, что купили слишком много, но это явно запоздалая реакция на события.

Ежемесячный
учет остатков возможен только в том случае, когда предприятие всегда точно и в
срок выполняет план производства и нормативная база корректна на 100%. Честно
скажем, подобных предприятий мы не встречали.

Для нормального
управления и корректного планирования учет остатков материалов и НЗП должен
быть ежедневным. Решение этой задачи возможно за счет укрупнения складов,
сплошной компьютеризации кладовщиков и создания единой внутризаводской сети,
объединяющей цеха, ОМТС, отдел АСУП, производственно-диспетчерский отдел. В
конечном итоге, кладовщики в цехах и на складах должны ежедневно, например с 17
до 18 часов, по всей номенклатуре вводить в общезаводскую компьютерную базу
остатки на конец дня.
4. Целевые
установки

Построение
краткосрочных планов (бюджетов) должно базироваться на реальных заключенных
договорах. Задачи для подразделений по достижению определенных показателей
должны ставиться на этапе среднесрочного планирования (6-12 месяцев). В этом
случае у подразделений есть время, чтобы разработать соответствующие программы
и начать их выполнять.

В случае директивного
(сверху вниз) установления параметров краткосрочного бюджета высок риск его
невыполнения. Однако, достаточно часто, в краткосрочном бюджете планируют
поступления на следующий месяц исходя из годового бизнес-плана, или например
точки безубыточности, не принимая во внимание реально заключенные договора.

Мы знаем одно
предприятие, рентабельность которого составляет 20%, а зарплата не
выплачивается по три месяца. Значение рентабельности 20% определил Совет
директоров. Однако, если исходить из реально заключенных договоров
рентабельность была бы отрицательной –15%. Для достижения “контрольной цифры”
завод выпускает ничем не подтвержденную продукцию и даже продает, вернее
распихивает ее. При этом 50% продукции идет по бартеру, другие 50% безнадежно
зависают у дилеров. А бюджет поступлений и платежей выполняется только на 2/3.
5.
Финансово-экономическая система предприятия

Иногда сама
финансово-экономическая система предприятия снижает вероятность достижения
плановых показателей.

Еще достаточно
часто, на промышленных предприятиях фонд оплаты труда цеха определяется, как
некий процент от товарной продукции выпущенной цехом. При этом в товарную
продукцию входят и те полуфабрикаты, которые цех изготовил, и передал другим
цехам по полной себестоимости. В этом случае, чем больше у цеха будет
себестоимость, тем больший фонд зарплаты ему будет выделен.

Родоначальники
подобного подхода наверно думали таким образом мотивировать производственников
к повышению загрузки оборудования, поиску дополнительных заказов. Однако в
результате создали интерес к завышению себестоимости той продукции, которая уже
выпускается.

Более того,
никакие программы по снижению затрат в подобных условиях просто не работают.
Все благие начинания руководства в этой сфере благополучно саботируются в
низах, с выдачей массы весьма правдоподобных объяснений.

Поэтому, за
основу при начислении фонда оплаты труда должен браться факт выполнения цехом
плана производства по номенклатуре, в заданный срок и с требуемым качеством. И
спрашивать с цехов надо не за стоимостные показатели, а за абсолютные и
удельные расходы материальных и трудовых ресурсов.

Возможно, имеет
смысл зарплату рабочих сделать полностью постоянной, не зависящей от объема
производства. Во-первых, рабочие могут влиять только на своевременное и
качественное выполнение заказа, а их количество определяют отделы продаж и
маркетинга. Во-вторых, в рыночных условиях важно не только выполнение объемных
показателей, но также и выполнение условий Договора.

Аналогичная
проблема может возникать и при использовании трансфертных (внутренних) цен. В
случае затратного механизма определения внутренних цен, т.е. определения цены,
путем прибавления к полной себестоимости фиксированного процента
рентабельности, снижение подразделением своих затрат автоматически приводит к
снижению подразделением и своей выручки. Если при этом на выручку “завязаны”
показатели оплаты и премирования, то снижая свои затраты сотрудники
подразделения автоматически снижают и свою зарплату.

При определении
внутренних цен, как правило, целесообразно использовать рыночные цены на
аналогичную продукцию.

Мы уверенно
можем утверждать, что в конечном итоге эффективность процесса бюджетирования
определяется эффективностью работы компании в целом. При этом внедрение и
использование процедуры планирования очень хорошо помогает выявить и
классифицировать многие проблемы компании, которые до этого могли оставаться в
тени.

Поэтому
предприятия с неэффективной системой планирования – не самые худшие. Они
находятся все-таки в выигрышном положении, относительно тех компаний, где
бюджетирование отсутствует. Ведь им уже есть над чем работать.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация и технология ремонта при внутренней отделке зданий
Реферат Позиционирование всему свое место
Реферат Дипломная работа на тему: "Анализ конкурентоспособности фирмы на региональном рынке услуг сотовой связи" (на примере Ростовской области).
Реферат Порядок сертификации аудиторов
Реферат Коммуникативная грамматика при обучении английскому языку на среднем этапе
Реферат Договорная работа в юридическом отделе ОАО "МИнБ"
Реферат Мацуо Басё
Реферат La Novia Essay Research Paper La Novia
Реферат My last day off
Реферат «Особенности учета основных средств»
Реферат I. интерпретация литературного текста
Реферат Seven Guitars Essay Research Paper Seven Guitars
Реферат Древняя Русь и Великая степь, Гумилев Л.Н.
Реферат Концепт душа как основа русской ментальности особенности речевой реализации
Реферат Принципы, методы и средства обучения с позиции православной педагогики