Институт бизнеса, права и информационных технологий
Контрольная работа
По дисциплине: Экологическое право
На тему: «Экологический контроль»
Научный руководитель:________________________
Студентки 1 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Бобковой Л.В.
Шифр зачетки:___________________
Оценка__________________________
Подпись науч.руководителя_______
План :
1. введение
2. государственный экологический контроль
3. общественный экологический контроль
4. заключение.
Введение
В соответствии с действующим законодательством основными
задачами экологического контроля являются :
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В
законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только
хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных
ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может
нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами
природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу
о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов.
Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в
строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование
ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что
утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество
природной среды.
Цель второго этапа – осуществление мероприятий по
предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе
информации, полученной в процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и
методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и
карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления
контроля.
Предупредительная форма экологического контроля включает в
себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей
природной среды и рационального использования природных
ресурсов.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют
ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах
юридической ответственности.
Глава 1 государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов
государственного экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей; - проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов; - устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; - назначать государственную экологическую экспертизу; - требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; - принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.
Для решения круга задач, установленных действующим
законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось
объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях
представительной и исполнительной власти, а так же органов местного
самоуправления.
В зависимости от места и назначения этих органов в системе
государственного управления их функции в части осуществления экологического
контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного,
отраслевого характера.
Обще – экологический контроль относиться к компетенции высших
звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими
функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в
области охраны окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в
администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне –
соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов
РФ.
Действующим законодательством федеральным органом власти
предоставлено право не только, осуществлять государственный контроль за
рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и
устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено
осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые
положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «
О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы,
хотя основополагающие принципы распределения функций остались без
изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти
ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного
контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом
исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный экологический контроль выполняется
федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими
негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.
По всем видам природных ресурсов в целом организация и
осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на
Госкомэкологии России. По характеру специализации государственные
контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные.
Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом. К числу
функциональных органов государственного экологического контроля относятся
МВД России и др.
Специфика отраслевых государственных органов заключается в
том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов.
Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод
– водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу
интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так,
Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с
узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов.
Роскомнедра , помимо контроля за рациональным использованием полезных
ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в
отношении подземных вод.
Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для
всех государственных органов экологического контроля является его
надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей
юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и
отдельных граждан.
В соответствии с Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом
правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении
экологического правонарушения, которая подготавливается на основании ст. 70
Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды » и является
обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же
ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях служит основанием
для вынесения постановления о наложении штрафа.
К мерам государственного экологического контроля относиться и
постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде
юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (
приостановлении ) или прекращении финансирования хозяйственной и иной
деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении
экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление
о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в
следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов
и др.
Глава 2 общественный экологический контроль
В Росси имеются так же профессиональные союзы, которые в
соответствии с Законом РСФСР « об охране окружающей природной среды »,
наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять
экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы
в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая
обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации
активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими
субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в
этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых
профсоюзов России ( ФНПР ), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам
труда экологии, которым подготовлены методические материалы по
осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР
создана информационно – инновационная общественная экологическая ассоциация
« Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой
относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных
организаций и объединений между собой, а так же государственными
структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих
экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.
В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного
контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «
Положения об оценке воздействия на окружающую среду », разрабатывается
проект « Положения об общественном экологическом контроле », при подготовки
которого учитываются предложения и замечания различных общественных
организаций и отдельных граждан.
Хотя по возможностям получения информации и применения мер
воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства
общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с
тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от
государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого
общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы
населения.
Заключение
В процессе проведения экологического контроля должностными
лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей
природной среды принимаются различные меры правового регулирования по
предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства
и привлечению виновных к ответственности.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ
2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое право России М.: 1997 год
3. Гражданский кодекс РФ ( комментированный )
4. Уголовный кодекс РФ ( комментированный )
5. Закон РФ « об экологии »
Содержание
1. План……………………………………………………………..2
2. Введение…………………………………………………………3
3. глава 1 государственный экологический контроль…………...5
4. глава 2 общественный экологический контроль………………8
5. заключение……………………………………………………….10
6. список использованной литературы……………………………11
10 августа 2002 год _______________Бобкова
Л. В.
подпись
-----------------------
2002 год