Реферат по предмету "Экология"


Человек и социальная сфера

Человек и социальная сфера

В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин

В чем суть социальных потребностей человека,
откуда начинаются эти потребности? Почему даже при, казалось бы, полном
материальном благосостоянии человек может быть не удовлетворен своим
существованием. И наоборот, житейская мудрость гласит: "С милым и в шалаше
рай!" Интересные мысли по этому поводу обнаруживаются в работах Блеза
Паскаля (1623-1662) "Чем бы человек не обладал на Земле: прекрасным
здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен если не пользуется
почетом у людей... Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя
удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах... Ничего не может
отвлечь его от этой цели... Даже презирающие род людской, третирующие людей,
как скотов, и те хотят, чтобы люди преклонялись и верили им".

В узком смысле слова социальные потребности - это
необходимость принадлежать к какой-то социальной группе, занимать в ней
определенное место, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть
объектом их уважения и любви. Соответственно, социальная группа - это
человеческая общность, выделяемая на основе какого-то признака: родственных
отношений, наличия и характера совместной деятельности, "по интересам".
Наименьшей социальной группой является семья, даже если в ее составе только
двое. Наиболее распространенной и нередко сложно построенной - трудовой
коллектив. Еще большую по численности общность представляют формальные или
неформальные ассоциации коллективов, связанных едиными профессиональными
интересами, например, все шахтеры г.Воркуты или Донбасса, объединяющиеся для
отстаивания своих социальных и экономических интересов в стачкомы или
неформальные профсоюзные объединения.

Отношения между людьми в коллективах очень не
просты и определяются как внешними причинами, так и внутренними свойствами
личности, ее характером, склонностями, способностями. У одних людей возникает
устойчивая потребность лидерства. У других - не менее четкая потребность быть
ведомым. Особенно ярко и непосредственно эти потребности наблюдаются у
подростков и вызывают беспокойство, если лидером группы оказывается подросток
или взрослый человек, с криминогенными или иными нежелательными для общества и
воспитания молодежи наклонностями.

Лидерство - непременный атрибут трудового
коллектива, который в силу организационной структуры всегда иерархичен и
предполагает непременно наличие руководителей разных уровней и, соответственно,
подчиненных или ведомых ими работников.

В случае, когда обличенный властью руководитель
действительно является лидером, т.е. обладает необходимыми знаниями существа
дела, умением общения с людьми, умением убеждения, гуманностью, сочетающейся с
требовательностью к коллегам и к себе, в коллективе, как правило, создается
нормальный климат, не возникают или быстро и безболезненно ликвидируются
назревающие конфликты.

Однако нередки случаи, когда во главе коллектива
оказывается человек не обладающий нужными качествами лидера, а лишь желанием
быть им, руководить людьми. Не чувствуя опоры в знаниях, он неизбежно
становится на путь диктата, убеждение заменяет принуждением, сознательную
дисциплину, проявляющуюся прежде всего в результатах труда, подменяет
формальным "присутствием". Обычный для таких руководителей случай - неприятие
талантливых, самостоятельно мыслящих личностей, классных специалистов, которые
"могут дискредитировать начальство". Возникают или искусственно
создаются конфликтные ситуации, приводящие либо к уходу этих личностей, либо
потере ими индивидуальности и творческого подхода в работе. Вокруг такого
"лидера" постепенно формируется новая социальная среда (группа) людей
с совершенно иными нравственными и жизненными устоями, творческие возможности
которых подменяются славословием, а практическая деятельность - показухой и
обманом.

Принадлежность к любой социальной группе, начиная
от семьи, предполагает права и обязанности всех ее членов. Двойственность этих
сложных взаимосвязей выступает, ощущается, оценивается и функционирует, как
потребность в справедливости. Эта потребность справедливости, представление о
том, что есть справедливо по отношению к себе самому и по отношению к другому -
всегда индивидуальны. Неудовлетворение часто возникает именно из-за недооценки
того, что действительно справедливо или не справедливо, между правами и
обязанностями. Потому что в их основе лежит потребность иметь "для
себя" и дать для " других".

Соблюдение норм в этом соотношении базируется на
присущей всем членам общества социальной потребности следовать поведенческим,
нравственным, эстетическим и другим общественно принятым эталонам. Надобно
заметить, что эти эталоны общечеловеческой нравственности гуманности достаточно
стабильны во времени, однако в отдельных общественных образованиях и на
определенных этапах развития обществ приобретают те или иные особенности,
отклонения от общепринятых традиций.

Глубочайшие деформации нравственности произошли в
бывшем СССР, стране, зачатой в насилии, развивавшейся в насилии, лжи и
полнейшим небрежении к человеческой личности, а ныне происходят в России,
принявшей на себя основной груз прошлых ошибок. Уничтожение и изгнание цвета
российской интеллигенции, разрушение религиозно-нравственных основ общественной
морали, деградация политизированной литературы, культуры, искажение принципов
межнационального общения привели, в конечном итоге, нашу страну к тому
политическому, экономическому и экологическому и межнациональному кризисам, вся
глубина которых полностью не проявлена и не осознана до конца.

Неудовлетворенность социальным положением, равно,
как и материальным, во многом определяется личными качествами человека, его
потребностями и в соответствии с чертами характера и личностными качествами,
приводит к совершенно различным реакциям. В одних случаях это может быть
осмысление сложившейся ситуации, изменение своего поведения и, тем самым,
отношения со стороны оппонирующей социальной группы. В другом - попытка сменить
социальную группу, уйти в другой коллектив с иными традициями и отношением
между людьми. В третьих, в знак протеста против явной или кажущейся
несправедливости, могут быть совершенны какие-то антисоциальные проступки.

В качестве коллективных протестов против
социальной несправедливости широко используются забастовки, нередко лишь
усугубляющие развивающуюся неблагоприятную экономическую и социальную ситуацию
в обществе, в том числе и в семьях бастующих. Как индивидуальный протест
последнее время стала применяться голодовка - ее использовал в своей практике
борьбы за свои идеи и принципы крупнейший ученый и гуманист нашего века академик
А.Д.Сахаров. Крайним случаем индивидуального протеста следует признать суицид.

Одним из способов изучения нравственной
обстановки, предпринимаемом в целях предупреждения общественных взрывов и
протестов, все шире применяется социальное прогнозирование, основывающееся на
опросах определенных групп населения или членов коллектива. В этих опросах
обычно участвуют социологи и психологи. Социологические лаборатории и службы
нередко создаются в крупных промышленных предприятиях и являются обычным
атрибутом зарубежных компаний.

Устойчивость психологической структуры личности,
адекватность ее реакции на процессы, происходящие в окружающей человека среде
порой подвергаются испытаниям экстремальными ситуациями. Особенно зримо это
проявляется в стихийных бесчинствах толпы. "Синдром толпы" способен
привести к притуплению таких свойств личности, как совесть, чувство
ответственности, интернационализма. Ощущение единства людской массы,
вседозволенности, всемогущества действия, освобождение от каких-либо нравственных
устоев и обязательств может иметь и в ряде случаев имеет самые трагические
последствия для общества, для самой жизни людей. Сумгаит, Фергана, Ош, Наманган
и как крайнее проявление массовых националистических, сепаратических
устремлений - события в Чечне дают примеры высшей степени деформации
общественного сознания, имеющие далеко идущие социальные, экономические,
политические и нравственные последствия. Среди множества причин, способствующих
проявлению такого рода критических ситуаций - недостаточный культурный уровень,
неразвитые духовные потребности их участников.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.sitc.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.