Экологический идеал как фактор повышения устойчивости
социоприродной системы
Васильева В.Н., к.ф.н., доцент кафедры социальной
работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Проблема
экологической безопасности на вполне законных основаниях относится к разряду
глобальных проблем современности. Глобальный характер этой проблемы обусловлен
прежде всего ее общечеловеческими масштабами, актуальностью для всех регионов
независимо от уровня их развития, ее влиянием на будущее человеческой
цивилизации и взаимной связью со всеми другими глобальными проблемами, а также
ее хронологической глобальностью, т.е. значимостью для всех времен и народов.
Уже на самых ранних этапах своего существования люди сталкивались с конкретными
экологическими проблемами регионального уровня и решали их. Из истории
известно, что выдающийся мыслитель эпохи античности Эмпедокл (490-430 гг. до
н.э.) творчески решил проблему загрязнения воды в реке Селиунт, разбавив
грязные стоки в ней за счет воды из двух соседних речек. Имеется и множество
других примеров успешного решения экологических проблем в прошлые эпохи.
На
современном этапе масштабы и острота экологических проблем намного превышают
былой уровень и масштабность этих проблем. Это объясняет некоторым образом,
почему в последние десятилетия так много говорят о приближающейся
неотвратимости экологической катастрофы и опасности ее последствий для судьбы
человечества.
Но
увеличились не только масштабы и острота экологических сложностей. Современные
возможности антропогенных воздействий на природу также намного превышают
возможности людей доиндустриальной эпохи. Однако это не является залогом
сохранения экологического баланса.
В
чем же дело? Чем можно объяснить более высокие уровни приспособления человека к
окружающей природе в прошлые времена?
Человеческие
сообщества представляют собой целостные само-организующиеся системы, которые
включают в себя следующие компоненты: люди и их интеллектуальные, материальные
и природные ресурсы, организационные формы их жизнедеятельности, а также
принципы системной взаимосвязи между элементами систе-мы.
Важным
компонентом системообразующих принципов являются этические идеалы. Этический
идеал - это некоторый ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты
личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Еще в мифах и
сказаниях доисторических времен был создан идеал человека, качества которого
определялись системой господствовавших в то время ценностей. В процессе
поступательного развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в
различных философских концепциях, для которых образ совершенного человека
всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и
качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя.
Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях
которой жил создатель той или иной модели идеала.
Лейтмотивом
античной философии была гармония души и тела, высокое духовное развитие в
сочетании с физическим совершенством. При этом отличительной чертой античного
этического идеала была его гармоничность.
Для
философии средневековья совершенный человек - это, по существу, евангелический
человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Идеалам философии
Возрождения стала всесторонняя и гармо-ничная развитость человека. Этот идеал
определялся прогрессивным характером эпохи Возрождения, сменившей мрачное
средневековье и был обусловлен общим пониманием того, что такое человек, в чем
его назначение и сущность.
Этическим
идеалом Нового времени стала, сформулированная Д. Локком, задача формирования
крепкого телом и здорового духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к
приобретению знаний полезных для предпринимательской и торговой деятельно-сти.
А
каков этический идеал нашего времени? Насколько он соот-ветствует реалиям нашей
действительности, порождаемых научно-технической революцией? Этический идеал
нашего времени ориентированный в будущее как утверждают авторы большого числа
этико-педагогических пуб-ликаций - это, конечно же, человек разумный и
гуманный, пытли-вый, обладающий чувством прекрасного. Конечно же, это должна
быть целостная и всесторонне развитая личность, воплощающая идеал
гармонического единства сущностных качеств человека, его духовного и
физического совершенства.
Но
насколько этот идеал связан с реальными проблемами нашего времени и нашего
общества, насколько он учитывает задачи, стоящие перед человечеством и прежде
всего те, которые общезначимы?
К
сожалению, следует констатировать оторванность наших идеалов от практической
жизни, от ее насущных проблем.
Искусственное
заимствование периодом застоя этического идеала эпохи Возрождения привело наше
общество к деморализации и обострению всех социальных проблем, включая и
экологическую проблему, которая в силу своего глобального характера преумножила
масштабы имеющихся социальных трудностей.
В
настоящее время процесс антропогенного воздействия на ок-ружающую среду
становится во все большей мере негативным и в силу этого увеличиваются ответные
нагрузки на социальные формы бытия. Интенсифицировался процесс опустынивания
сельскохозяй-ственных земель, что отрицательно сказывается на обеспечении
на-селения продуктами питания. Ухудшение качества природной среды в комплексе с
неполноценным питанием сказываются на состоянии здоровья людей. Загрязнение
окружающей среды приводит к рас-пространению соматических и психических
заболеваний, росту сер-дечно-сосудистых, онкологических, инфекционных и других
забо-леваний. Проблема здоровья органически взаимосвязана с уровнем
работоспособности человека и, следовательно, оказывает влияние на развитие
производства. Таким образом, на проблеме экологии замы-кается решение очень
многих социальных проблем.
Жизнедеятельность
любого общества в большей или меньшей степени обеспечивается механизмами,
основанными на принципах самоорганизации и саморегуляции. Однако эти механизмы
не всегда приемлемым образом удовлетворяют потребности общества. Поэтому возникает
необходимость в их корректировке с целью достижения соответствия социальным
реалиям.
До
настоящего времени человек, черпая из природы необходимые ресурсы, редко
задумывался о том, какие связи в окружающей среде он нарушает и какие
последствия это может иметь для окружающей среды и для него самого. Тяготы
антропогенных влияний достаточно подробно освещены в литературе. Состояние
экологической проблемы в современных условиях обусловливает необходи-мость
разработки экологического системообразующего принципа с целью повышения
устойчивости общеприродной системы. Наступило время преодоления принципа
антропоцентризма и замены его принципом биоцентризма, фундаментом которого
предназначен служить экологический идеал, предусматривающий понимание человеком
своего места и назначения в природе.
Разработка
экологического идеала будет стимулировать рассмотрение в качестве основного
системообразующего принципа взаимодействия общества и природы, требование
необходимости оптимального соответствия среды и развития общества. В этом
положении проявляется принцип, в соответствии с которым тенденция возрастания
власти человека над природой реализуется через подчинение природе и ее законам.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://home.novoch.ru/