Основные источники загрязнений в районе
г.Нижневартовска
Белан Б.Д.
В исходной информации об источниках выбросов перед
началом эксперимента указывалось, что основным загрязнителем в городе выступает
автотранспорт. Анализ пространственного распределения примесей по территории
подтверждает этот факт лишь частично. Если рассматривать распределение оксида
углерода по территории города (рис.1), то видно, что максимальные концентрации
наблюдаются в центральной части и уменьшаются к периферии. Так как максимумы
содержания СО соответствуют местам пересечения основных транспортных потоков,
то можно с большой степенью уверенности считать, что главным источником СО
является транспорт.
Распределение других газов в воздухе указывает на
наличие дополнительных источников. Так, в поле суммарных углеводородов,
приведенном на рис.2, можно выделить два возможных источника: зону аэропорта,
что вполне понятно, если учитывать интенсивность работы авиаци, и шлейф от
месторождения оз.Самотлор. В городе же происходит увеличение концентрации за
счет местных выбросов. Рис.2, таким образом, показывает, что влияние
месторождений сказывается и в приземном слое воздуха.
Чтобы проанализировать, из каких источников попадают в
воздух г.Нижневартовска разные компоненты загрязнений, были проведены отборы
проб в шлейфах факелов месторождений и выборосах котельных и автотранспорта. Из
табл. 1 видно, что газовый состав выбросов в г. Нижневартовске идентичен тому,
который наблюдается в холодный период вне шлейфов. Это касается также
автотранспорта. Хотя данные по его выбросам приведены в удельных единицах (
грамм на килограмм топлива), которые легко можно пересчитать в концентрации.
Таблица 1
Газовый состав (мг/м3) выбросов
Газы
Самотлор
Мегион
Нижневартовск
Автотранспорт
шлейф
нефтяной
шлейф
газовый
котельная
котельная
№ 1
котельная
№ 2
карбюраторный
дизельный
Аммиак
1,9
0,2
0,8
1,2
0,1
0,22