Университетское
образование по природопользованию и природообустройству
Шантарин
В.Д.
ТюмГНГУ
В современном
сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире
проблемы природопользования и природообустройства приобрели глобальный масштаб.
Они затрагивают основы цивилизации, как минимум - четыре геосферы, в том числе
биосферу, и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Природой в
Сибири в двадцатом столетии меньше любовались, больше покоряли, наращивали
могущество страны, решали с помощью сибирских природных ресурсов хозяйственные
и стратегические задачи, а теперь подошли к рубежу, когда ни ждать, ни брать милостей
от природы уже не приходится, а надо всем и каждому учиться жить с ней в ладу.
Если правомерны понятия рациональное и нерациональное природопользование, то
история индустриализации, создания территориально-промышленных комплексов,
леспромхозов и химлесхозов, урбанизации, химизации, экстенсивного земледелия -
дала достаточное количество примеров нерационального отношения человека к
природе, ведущего к растрате и исчерпанию природных ресурсов, к оскудению
страны.
Как подготовить
будущего инженера-эколога к рациональному природопользованию и
природообустройству? Научить не только ставить диагноз окружающей среде, но и
непременно контролировать технологии различных сфер производства и потребления,
чтобы жизнь продолжалась в гармонии с природой, - это, как нам кажется,
основная задача университетского экологического образования.
Объекты
природообустройства многообразны - от минерально-сырьевых ресурсных комплексов
до агроэкосистем. Критерий различия природопользования и природообустройства:
природопользование имеет потребительскую направленность, результат
природообустройства - сохранность и совершенствование среды обитания и
жизнедеятельности человека и всего живого на Земле. Природообустройство требует
перехода от сиюминутного прагматизма к сбалансированным эколого-экономическим
комплексам. Природообустройство опирается на знание законов самоорганизации и
развития биосферы.
В программном
курсе рассматривается великая спираль жизни, биохимические круговороты многих
макро- и микроэлементов. Если мы хотим сохранить человеческую жизнь, то обязаны
научиться не нарушать сложившийся в антропогенный период круговорот, заменить
технологии, провоцирующие экологические конфликты.
Достаточно
времени уделяется основам землеведения и ландшафтного проектирования с использованием
в практической работе со студентами среднемасштабной картографической основы
для районов Зауралья, Ханты-Мансийского Автономного Округа и сельхозрайонов
Тюменской области. Крупномасштабная основа используется для г. Тюмени и
природной зоны. Мы считаем необходимым решать вопросы природообустройства с
помощью нормального картографо-информационного обеспечения.
Не менее важно
знать основы климатологии, взаимосвязь климата, типов ландшафта и поведения
геохимических элементов в различных ландшафтно-климатических условиях.
Особо
рассматривается проблема промышленного бедленда, связанная с ТЭК, лесоповалом и
лесоразведением, рыболовством и рыбоводством, водопользованием и
водоотведением, автотранспортом. строительством промышленных и гражданских
объектов, карьеров, железных дорог и автомагистралей, дачных кооперативов и
агроэкосистем. Начальные звенья техногенных загрязнений в Западной Сибири -
добывающие и поглощающие скважины, трубопроводы, установки подготовки нефти,
газа и газоконденсата, факелы, нефтеперерабатывающее оборудование,
автотранспорт. Нефтяные и газовые скважины, амбары-шлаконаполнители, соленые
воды глубоких горизонтов, буровые сточные воды - вот далеко не полный перечень
загрязнений, чрезвычайно вредных для биосферы, гидросферы и литосферы Западно-Сибирского
нефтегазоносного бассейна.
На основе
накопленного в мире и у нас опыта рассматриваются природосберегающие
технологии, способы рекультивации ранее нарушенных земель, восстановления
экосистем, системных платежей и штрафных санкций за нарушение экологического
равновесия.
Свою задачу мы
видим в том, чтобы воспитывать у студентов активную жизненную позицию и создать
условия для формирования глубокого интереса к предмету и познавательной
деятельности, реальных содержательных мотивов к учению. Специалисты с
университетским образованием смогут в реальных условиях Сибири системно
подходить к решению инженерных задач в нефтегазовой отрасли; приобрести опыт и
знания; получить в руки инструмент эффективного разрешения проблемных ситуаций,
складывающихся на производстве.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.promeco.h1.ru/l