Правовой режим лесного фонда. Понятие и
состав лесного фонда
Лесной фонд составляет более одной трети территории России.
В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для
лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда
(болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .
Центральное место в составе элементов лесного фонда
занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность
земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных,
микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически
взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Данное определение имеет три недостатка, о которых
необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон
употребляет неизвестное слово "компоненты" окружающей природной
среды. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" такого понятия
не знает. Он знает понятие "объектов" окружающей природной среды.
Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не
раскрывает экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия,
которое лес обязательно оказывает на состояние растительных и животных
сообществ не только внутри, но и во вне в окружающей его природной среде.
Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как совокупность
древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных
массивов типа парков, ботанических садов, дендрария. Такого признака Основы
законодательства не указывают. А им должен стать правовой режим земель,
составляющих понятие лес: произрастание растительности на землях лесного фонда.
Отсюда следует определение леса как составная часть природной среды,
представляющей совокупность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной,
кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других
объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и
оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную
среду.
Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные
функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая
функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только
природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное,
водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса
состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции
народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что
лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.
В понятие "лес" входят несколько видов природных
ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности,
науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки,
смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.
Относительно леса и его ресурсов законодательство
употребляет четыре основных понятия: рациональное использование,
воспроизводство, охрана и защита.
Рациональное использование леса (как трактует это
комментирующая литература) есть получение максимального количества лесной
продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи
ческой стороне: при условии соблюдения правил охраны окружающей при родной
среды.
Воспроизводство лесных ресурсов меры по повышению
продуктивности лесов, улучшению их качества и породного состава
Охрана лесов меры по ограждению лесов от пожаров,
незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других
противоправных действий, причиняющих вред лесу
Защита леса система биологических мер, направленных на
борьбу с болезнями и вредителями леса.
Правовое регулирование использования и охраны леса
направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных
хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.
Истощением лесов следует считать не только физическое
уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций
(например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения лесных
массивов являются нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без
научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные
пользования, уничтожение полезных для леса животных.
Загрязнение леса внесение в окружающую лесную среду веществ
и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах.
Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при роды и человека
в жертву технического прогресса.
Другим элементом лесного фонда является земля. Она
представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК
РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая
функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля
служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства.
В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному
кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования
землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда
земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.
Во втором значении наблюдается "сращивание"
некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно
означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных
земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и
лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного
фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.
Границы земель лесного фонда устанавливает государство,
исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной
растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных
культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам
федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право
на сдачу лесов в аренду.
Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного
фонда решается органами лесного хозяйства.
Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой
растительности определяется и собственность на лесной фонд.
Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве
собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в
собственности государственной, муниципальной и частной.
Основная часть лесного фонда находится в государственной
собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки
городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и
районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных
участков лесфонда.
Государственная собственность на леса в данный период
развития российского общества является доминирующей среди других форм
собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной
собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на
основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами
Федерации.
Третьей структурной частью лесного фонда является
"ивотный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц,
насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой
своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное
значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным
законодательством.
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Под управлением лесным фондом понимается совокупность
функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность
государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими
полномочиями и отграничение их компетенции.
Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение
лесным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Федерации.
К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят
следующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в
области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра;
определение порядка организации и деятельности органов управления лесным
фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям
защитности; назначение системы платежей за пользование лесным фондом;
утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий
передачи участков лесного фонда в аренду и т.д.
В ведение субъектов Федерации Основы законодательства
включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства;
участие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение совместно с РФ
лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках
расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образование населения с
обеспечением его необходимой экологической информацией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).
К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом
относятся участие в разработке федеральных и региональных программ развития
лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным
фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы
за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с
владельцами лесного фонда принимают решения о пере даче в аренду участков
лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе
прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения
о приостановлении, ограничении или прекращении права на пользование лесным
фондом в случае нарушения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.
Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов
городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной
растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность
внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров
не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов
защитно-санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов
направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции
леса.
Государственное управление лесофондом состоит из органов
общей и специальной компетенции. К органам_"общей компетенции" закон относит Президента РФ, Федеральное
собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов
федерации и муниципальных органов.
В систему специально уполномоченных органов управления
лесным хозяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) ,
имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации,
лесхозы в районах и городах, лесничества.
Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз), согласно
Положению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г., разрабатывает
основные направления государственной политики в области использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает
непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных
богатств.
С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и
организует ведение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным
группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает
рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управление
национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными
хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах,
на которые возложены данные функции.
Федеральная служба лесного хозяйства организует
лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную
охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих
вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза привлекать лесонарушителей к
административной ответственности. Кроме того, своим решением они вправе
ограничивать, приостанавливать, прекращать деятельность предприятий,
организаций, учреждений, нарушающих лесное законодательство и причиняющих вред
лесу.
Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве
оперативно го управления и вправе распоряжаться им только с согласия
Росгосимущества.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Основная функция федеральной службы лесного хозяйства
состоит в организации лесного хозяйства работы, направленной на рациональное
использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят
следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства,
распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки,
владение лесным фондом.
Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12
Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений:
сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его
природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного
состава; эффективность ведения лесного хозяйства.
Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается
экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства.
Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного
хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на
практике реализации закона все происходит на оборот) .
Основные требования ведения лесного хозяйства,
зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся
не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют
ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования
положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с
выполняемыми ими экологическими либо экономическими или
культурно-оздоровительным функциями.
Все леса России по их экологическому , экономическому ,
культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное
деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает
его правовое и организационное значение.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно
экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные,
санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных
национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России.
Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами
субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на
основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные
рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.
К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой
плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса
недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен но
эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании
лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе
расчетной лесосеки.
В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека
определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь
"расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы рубки
исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике,
области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной
лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на
следующий год.
Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов,
где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса
имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред назначены для
удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с
тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные
экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес,
который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.
В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть
выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования.
В лесах первой группы это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых
зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими
особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные
насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных
в Красную книгу.
Расчетная лесосека устанавливается органами лесного
хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на
основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом
рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному
хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного
хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для
ис пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и
пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения
правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с
ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке
лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов
управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.
ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО
ФОНДА
Субъектами права землепользования на землях лесного фонда
являются лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхозы,
другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства,
осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектами права землепользования
служат земельные участки лесного фонда. Причем у колхозов, совхозов находится
лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также
закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза (или совхоза) в другое
формирование ему передается лесной фонд этого колхоза (или совхоза)
Землепользователи лесного фонда не являются собственниками
лесов. Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному
ведению и управлению. Для землепользователей земель лесного фонда характерно
то, что они наделяются законом полномочиями владения лесным фондом.
Владение одно из правомочий собственника лесного фонда,
включающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и
распоряжение в пределах предоставленных законом права.
Владелец, лесного фонда выполняет разнообразные функции:
учет, предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долго срочную
аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на
побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов,
воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за
лесопользованием.
Работа по выполнению указанных функций в полном объеме
характер на для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время
заповедники, национальные парки и подобные субъекты права земле пользования и
права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду,
на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных билетов. Ограниченные
возможности в осуществлении подобных функций имеют и иные владельцы лесного
фонда колхозы, учебные, опытные хозяйства.
Предоставление в аренду участков лесного фонда производится
на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной
администрации по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей
среды. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Положением,
утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г.
Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать
форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на
заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием лесами, их
охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны
лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожарные мероприятия,
лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести
лесные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению.
Арендатор определяется в соответствии с заявками на основе прямых переговоров
либо, лесных торгов и конкурсов. Передача в аренду производится путем выдачи
лицензии. Предельные нормы арендуемых участков устанавливаются органами лесного
хозяйства. Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки
древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материалов, побочных
лесных пользований. Арендаторами имеют право быть юридические лица, в том числе
иностранные, и граждане, обладающие правом на лесные пользования.
За пользование земельным участком лесного фонда арендатор
выплачивает арендную плату.
Величина арендной платы зависит от количества и качества
используемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы
разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры устанавливаются
местной администрацией либо определяются на лесных торгах.
Владелец лесного фонда ведет постоянный контроль за
выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил
лесопользования владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть
договор, предъявить в суде иск о возмещении ущерба.
Действие лицензии на аренду участков лесного фонда
прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора,
систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование
лесным фондом и т.п.
Заключение и действие договора аренды
участков лесного фонда не отменяет ст. 29 Основ лесного законодательства о
пребывании граждан в лесах в целях отдыха, туризма, сбора ягод, грибов, охоты.
Эти положения не распространяются на территории, имеющие закрытый режим
природопользования типа заповедников, различного рода административных зон.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/