Открытая экологическая политика предприятий и развитие отношений с общественностью
Социальные конфликты, возникающие вокруг экологических проблем, связанных с деятельностью
хозяйственных субъектов, во многом вызваны отсутствием адекватной информации о предприятиях и реализованных технологических процессах. Поэтому в создании и
распространении достоверной экологической информации о предприятии должны быть в первую очередь заинтересованы его руководители и сотрудники. Но в этом случае
обычное копирование сугубо технических материалов или распространение рекламных буклетов не может сыграть положительной роли. Информация для общественности
должна быть особенной, и одной из активно развивающихся форм разработки такой информации стало в последнее время декларирование предприятиями экологической
политики. Пока этот термин достаточно нов для России. В соответствии в международными подходами (рекомендациями стандартов ISO 14000), экологическую
политику понимают как определенную организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая
создает основу для разработки конкретных целей и задач.
Экологическая политика должна соответствовать масштабу и природе воздействия на окружающую среду,
создаваемого деятельностью, продуктами и услугами предприятия (или компании, корпорации в целом). Среди прочих, политика должна содержать заявления о
стремлении к соответствию нормативам, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента и к предотвращению загрязнения окружающей среды.
Экологическая политика предприятия оформляется в виде документа, который доводится до сведения всех сотрудников организации и является доступным
общественности.
Разработка экологической политики как совокупности намерений и принципов, оформление ее в виде
специального документа и более того, открытого для общественности, звучит для наших условий достаточно необычно. Так ли уж устоялись аналогичные подходы за
рубежом? Нет, но все большее и большее число предприятий, в том числе, и традиционно считавшихся опасными для окружающей среды и населения, считает
выгодным придерживаться открытой экологической политики. Одна из химических корпораций Великобритании, например, в 1996 году приняла единую экологическую
политику.
"Компания отдает себе в том, что функционирование ее предприятий, как и любая антропогенная
деятельность, приводит к изменениям в окружающей среде. Компания считает свой обязанностью вести работу таким образом, чтобы ее деятельность была социально
значимой и отвечала требованиям законодательства. Основная цель компании состоит в том, чтобы охрана окружающей среды стала неотъемлемой частью бизнеса
в краткосрочном и долговременном масштабах".
За основным политическим заявлением, в котором, кстати, нет увещеваний в том, что производимая продукция
является экологически чистой, и нет рекламы выпускаемых химикатов, следует обоснование того, по какому пути намеревается идти компания, чтобы достичь
поставленной цели.
Компания открыто заявляет, что будет ставить и выполнять конкретные экологические задачи, направленные на
постоянное улучшение системы экологического менеджмента и на уменьшение воздействия на окружающую среду. А также оценивать достигнутый эффект, в том
числе, с привлечением независимых экспертов.
Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических
показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит
выполнению в порядке достижения этой цели (ISO 14000).
Более того, компания обязуется поддерживать высокий уровень осведомленности сотрудников и населения о том,
какое воздействие оказывает деятельность ее предприятий на окружающую среду в штатном и аварийном режимах. Осведомлять публику компания собирается путем
публикации материалов в открытой печати, в собственной газете, а также посредством создания буклетов и фильмов о заводах, приглашения желающих
посетить предприятия и принять участие во встречах за круглым столом.
В чем же состоит выгода для предприятия? Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к
российскому опыту. Он не столь разнообразен, как опыт голландских или британских компаний, но главное - начало положено. В настоящее время
региональная организация Эколайн совместно с партнерами из США (неправительственная организация ЭКОЛОГИЯ), а также с экспертами из России и
Америки, работает над проектом, посвященным развитию добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов РФ.
Руководством одного из российских предприятий, причем не из суперновых заводов, использующих импортные
технологии, принято решение о разработке открытой экологической политики. Экологическая миссия (основа экологической политики) сформулирована следующим
образом:
"Компания "Символ", один из старейших производителей стекольной продукции в
России, в полной мере осознает необходимость сокращения воздействия технологических процессов на окружающую среду. Ответственность руководства и всех сотрудников
предприятия определяется также тем, что компания "Символ" расположена в буферной зоне охраняемой природной территории - национального парка
"Мещера". В сложной социально-экономической ситуации компания стремится сохранить и расширить производство, упрочить позиции на рынке,
предпринимая усилия для выполнения экологической политики".
К числу первоочередных аспектов экологической политики предприятия отнесено поэтапное уменьшение воздействия
производственных процессов на природные комплексы, в первую очередь - за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих чрезмерных затрат.
Руководство предприятия полностью отдает себе отчет в том, что декларирование скорейшего перехода к
чистому производству не подтверждено никакими реальными (профессиональными, финансовыми и организационными) возможностями. Делается сознательный акцент на
более полном использование дополнительных местных ресурсов (педагогических, возможностей общественного экологического мониторинга и контроля), на
постепенном ужесточении требований к производственной дисциплине наряду с экологическим информированием персонала.
Серьезным мотивом публичного декларирования экологической политики предприятия уже на стадии ее разработки
стало осознание руководством и сотрудниками предприятия моральной ответственности за сложившуюся экологическую ситуацию и возможности ее
улучшения. Все эти люди не только работают на территории национального парка, но и живут (а в большинстве случаев здесь выросли и растят детей) в зоне
влияния собственного производства.
Одной из наиболее характерных черт действительной экологической открытости предприятия является принятие
широкого спектра добровольных экологических обязательств (по отношению к персоналу, инвесторам, акционерам, населению, общественности, местной власти).
Конкретные задачи природоохранной деятельности и обязательства предприятия не выглядят, вероятно,
слишком впечатляюще. Но главное - они актуальны и направлены на постепенное улучшение экологической ситуации, разрядку социальной напряженности, поддержку
политики охраняемой природной территории.
В рассмотренной ситуации обозначить традиционным образом границы между "тремя секторами"
(предпринимательским, государственным и общественным) невозможно. Персонал предприятия или родственники сотрудников, инспектор комитета по экологии и
работники районной администрации - это общественность города; предприниматели - выпускники школ, лидирующих в экологическом образовании и воспитании учащихся.
Инициатива предприятия создала предпосылки для преодоления негативных тенденций в развитии экологической ситуации на территориальном уровне. Выигрывает
общество в целом. Доверительные отношения складываются не только с местной общественностью, но и с природоохранительными органами.
Есть перспективы роста экологической эффективности деятельности предприятия: проводится оценка и учет
скрытых экологических издержек, снижается их риск. Все использованные приемы и методы малозатратны.
Все это ведет к созданию выгодного экологического имиджа предприятия, получению льгот и преимуществ при
инвестировании и налоговых льгот, к приобретению дополнительных гарантий качества продукции, повышению конкурентоспособности, к дополнительным
возможностям для обоснованной рекламы.
Таким образом, экологическая "прозрачность" и готовность предприятия к конструктивному диалогу со
всеми заинтересованными лицами и сторонами стали важнейшим условием достижения разумного компромисса, общественного экологического договора.
Полученный опыт позволяет с уверенностью говорить о наличии на сегодня в России всех необходимых
возможностей и условий для развития практической деятельности в области экологического менеджмента, активного формирования промышленной экологической
культуры и культуры предпринимательства. Следует подчеркнуть, что все описанные результаты достигнуты в условиях переходной экономики и крайней ограниченности
финансовых и материальных возможностей для решения экологических проблем. В целом итоги работ можно оценивать как первые необходимые шаги, сделанные
предприятием в направлении будущей сертификации в соответствии с международными экологическими стандартами, что должно облегчить выход продукции на мировой
рынок.
Статья Т.В. Гусевой, М.В. Хотулевой, Е.Г. Винокурова, А.Е. Хачатурова.