ПЛАН
Вступление 2
Программа экологического воспитания 4
Основы формирования экологической культуры 7
Многообразие экологического воспитания 14
Развития эстетического отношения к природе 18
Заключение 25
Литература 26
Вступление
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс
существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил
переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с
шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые
так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной
деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие
этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие
отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая
деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая
культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно
заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением
дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным
экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень
экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в
мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит
вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете,
или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую
дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения
человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме
экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и
путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим
воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение
предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной
среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных
требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую
убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны
окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции
экологического образования и воспитания подрастающего поколения,
утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за
№137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства
экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу
экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы
экологической политики в области экологического образования, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды
роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди
многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение
комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.
Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры,
развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного
образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,
умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития
экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна
экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип
непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед
воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как
непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника,
как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель
и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической
культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии,
если содержание учебных предметов способствует экологически целостных
ориентаций.
Основы формирования экологического воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный
словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к
природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко
приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с
этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода —
морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети
привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время
летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз
и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой
ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям,
ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец
голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом,
подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать
живое, причём довольно жестоко.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение
ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все
с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным
воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание
должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать
нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное
воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и
самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в
процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он
выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы
социального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и
способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности
предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип
гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип
социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве,
приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности,
должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом
случае он сможет реально оценивать последствия свой практической
деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического
образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается,
то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это
объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая
культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура»
это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за
принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами
экологической культуры личности должны стать: экологические знания,
экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви
к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по
основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий,
широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,
природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей,
внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский
В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
- знать организации, движения и общества, которые занимаются
природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный
союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис,
Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения,
и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим
мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-
следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические
последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной
деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным
и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и
параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот,
рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в
отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней
через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев,
возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится
сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что
включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные
проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира
природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с
миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической
культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную
оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к
миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым,
воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически
культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру
природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и
положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и
психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть
отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы
определяют направление и характер формирования экологического мышления и
поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания.
Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как
их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности
обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически
целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании
целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет
образование. Особенностью экологического образования было то, что оно
появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин
Ц.А. отмечает, что « экологическое образование- это не часть образования, а
новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное
средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой
цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это
предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов
природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность
по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных
богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,
необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство
ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную
позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени
определяет три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью
целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная
школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного
отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные
экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты
«сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа,
ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были
прочувствованы, понятны.
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству,
восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная
педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы,
ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и
обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах,
поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта
подрастающему поколению.
1.4 Возможности народной педагогики
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и
теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного,
традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте
этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и
эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности,
нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее
использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических
групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении
народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается
неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений
социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как
уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия
и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается
личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и
систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную
мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и
поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте,
традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и
воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на
экологически культурное формирование личности.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный
уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций,
облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в
поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих
воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его
определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика
есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов
– профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же
– для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не
ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у
народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не
обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.
Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим
находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том
числе – и родителям, как естественным воспитателям.
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает
разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних
способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся
преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания,
когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным
пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях
спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в
процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования
отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,
познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,
туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей
среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с
окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это
жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и
групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося
его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий
педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы
педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и
лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в
необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и
вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование
и личный пример воспитателя.
Как актуальная социально – педагогическая задача формирование
сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать
все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в
общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно
политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки
учащихся.
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде
следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.
Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе,
влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет
знания, но и обогащает использование экономических и нравственно –
эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную
ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее
сбережении.
Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это
процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно
ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного
отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От
учителей во многом зависит планирование и организация общественно –
полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами
деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со
средой претворить заботу о ней в конкретные дела.
Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная
деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели
личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и
обществу.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к
окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания
и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании
среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во
взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом
удовлетворять свои потребности и стремления.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и
обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В
опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств
учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению
растительности и животных, приумножению природных богатств.
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями
и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о
земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под
руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.
Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в
действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием
общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование
нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом
заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного
слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.
Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к
пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты
окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять
среду, готовность к соответствующим практическим действиям.
Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают,
что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности
школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным
исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики
же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или
заняться спортом.
Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не
все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли,
отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования
родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности
родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей
со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует
учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к
окружающей среде.
Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их
индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В
деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание,
другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса,
другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно
многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и
чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих
действий.
Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к
природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды,
который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму
окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они
в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер,
воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной
земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и
ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает
потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой
предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.
Развития эстетического отношения к природе
Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает
личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.
Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности.
Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач,
инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по
восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов.
Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к
подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за
школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного
труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения
индивидуальных эстетических отношений. Его применение должно вести к
развитию содержания и форм наблюдений за красотой по мере усложнения
деятельности и тем самым к общему усложнению непосредственных связей со
средой.
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав
возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе
воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности
иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.
Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и
своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел,
совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и
приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в
частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и
обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного
ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто
повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и других
поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере
педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях
школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности.
Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства
природы для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений,
грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию
звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как
чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя
должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов,
организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное
восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и
оценки.
Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у
своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на
встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную
деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и
упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые
побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты
как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует
выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к
ним.
Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического
воздействия на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через
те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением
потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это
например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор
материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных
стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить
эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать
составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря,
в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он
обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного,
трудового, эстетического, физического воспитания.
Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в
разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной
стороны, необходимо организовать специфическую деятельность,
непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно
суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность,
в том числе и такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем
эстетические отношения к внешнему миру. Например, для формирования умения
воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились
достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое
восприятие природы, необходимо создавать регулярно. В их решении должны
участвовать все школьники каждого класса, всех возрастных групп.
Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит
игровым элементам. В подростковой группе на первый план выступает
опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У
старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства.
Разнообразное художественное творчество должно охватывать учащихся всех
школьных возрастов.
В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же
дел для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются
их увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к
явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.
В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как,
посадка деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах.
Престижны освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля
рыбы. Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка
территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.
Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в
парке, а так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения
подростков к природе обнаруживают свою не развитость.
В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия
выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде,
отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов,
пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с
особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог
призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных
установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем
они занимаются более, а чем менее охотно.
В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных
явлений, избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее
преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и
отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно,
что результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно
связано ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками
деятельностью и тем самым – с их избирательными, сознательными,
индивидуальными связями с природой.
Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в
деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это
отношение, влияют содержание и форма, задания учителей, возможность его
творческого выполнения, принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют
данные некоторых психолого-педагогических экспериментов.
Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют
сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы.
Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при
этом интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому,
что само бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и
свойства явлений. Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение
главных, существенных признаков, позволяющих оценить явление как красивое
или безобразное.
Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты
природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений,
превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не
удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают
умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются
коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты,
усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.
Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки
эстетических свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников
педагогам: что такое красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются
красивые явления от некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и
т.д.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные
стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других
требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту
в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно
связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот.
Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений
школьников требует комплексного подхода.
Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического
познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию –
равно возможны в любой школе.
Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют
ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на
средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут
сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки,
отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства
они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать
достопримечательности с натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с
миром музыки, воспроизводящие образы природы.
Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее
эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения
основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с
природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и
искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей
средой.
Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя
разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут
стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий:
объединение познания, пруда и охраны среды в систему (комплекс дел
связанных друг с трудом и переходящих друг в друга); взаимное дополнение
эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их
взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе;
дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с
каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; усиление внимания
педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга
разных дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм
взаимодействия с природной средой.
Деятельность среди природы является объективной основой возникновения и
развития взаимных отношений учащихся (ученические бригады, школьные
лесничества, животноводческие звенья, общественные сады).
Здесь педагог может широко использовать массовые формы и методы
пропаганды эстетической ценности природы и необходимости ее охраны. Это
лекции, беседы, рассказы, объяснения, читательские конференции. Действенны
и приемы воспитания на примере, поощрении. В коллективе легко и традиционно
организуются соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки,
вечера и праздники, посвященные заботе о природе.
Учителя выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример
педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение
к природе и друг к другу.
Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности могут
стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом,
цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из
природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди
природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода
за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников,
поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих, юристов и т.д.
Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг к другу
помогает удовлетворению интересов школьников. Оно своеобразно завершает
процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в
воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное
отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание
друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия
для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе
взаимодействия с природной средой.
Заключение
Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению
каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать
экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь
к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –
пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и
вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих
растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране
природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его
выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и
формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного
процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое
сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого
человека.
Литература
1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. –
Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
5. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
6. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан –
Удэ, 1990. – 29с.
7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.
И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение,
1983. – 303с