Реферат по предмету "Экология"


Творчество Вернадского и философия

Творчество
Вернадского и философия

В творческом
наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии. Как и многие
естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях,
Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них
естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания.
Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и
глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре
этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его
разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время
недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла,
по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А.
Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными
достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь
талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь
удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого
творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала
эволюции.

В начале XX
века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему
соотношения философии и науки. «… Развитие научной мысли никогда долго не идет
дедукцией или индукцией — оно должно иметь свои корни в другой, более полной
поэзии и фантазии, области: это — область философии. Философия всегда заключает
зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и
только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области
получается правильная критика неизбежно схематических построений науки».

С начала 20-х
годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новую
ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый все
чаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.

Наряду с этим с
начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных
естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано в первую очередь с
созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно
переплетавшихся с мировоззренческими, социально — гуманитарными и
экологическими вопросами.

Сложно
складывались в 20—30 годы отношения Вернадского с советскими философами,
выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы труды
натуралисты, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не
раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали проявления
«идеализма» и прочей «идеологической контрреволюции», произвольно выхватывая из
общего контекста отдельные мысли и цитаты».

Но самое
важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был
специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще
знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех
наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их
взаимосвязями.

Вернадскому при
всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались
десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей
естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в
ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть
царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а
закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический.
«Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли,
величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности,
величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой
впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.
Задачи по
созиданию ноосферы.

Процесс
перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности,
целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие
перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций
этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения
цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения
Вернадского.

Некрушимость
цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество
стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои
связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

2. Человечество
в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не
отдельных лиц, становятся государственной задачей.

3. Глобальные
проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения,
продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

4. Ставится
задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский
писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не
бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед
учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного
направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как
к этому направляет их стихийный ход роста научного знания».

Уверенность в
будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии
человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог
предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они
лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления
организованности ноосферы.

Одной из
важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о
месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных
исследований.

Вернадский
высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной
человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и
создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные
вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой,
единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения
богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства
ноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества.

Биография
Вернадского

Он родился в
Петербурге 12марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостного
права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя
русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья
Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского
повлиял его двоюродный дядя – Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся
научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы,
связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно,
что некоторые мысли Е. М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им,
сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его
научное творчество.

Рано научившись
читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без разбора,
постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его влиянием он постигал
важность, необходимость систематического образования, углубленности в
определенную область деятельности.

Петербургская
классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из
лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история,
философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских
языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а
некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к
истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Вернадский
поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В годы
студенчества на Вернадского большое влияние оказал В. В. Докучаев. Он предложил
своему ученику заниматься минералогией и кристаллографией, хотя сам, преподавая
эти науки, нашел свое призвание в почвоведении.

Одна из первых
работ В. И. Вернадского была посвящена почвенным роющим зверькам — овражникам
(сусликам). В те годы он впервые стал всерьез задумываться о жизни минералов.
Ему предложено сотрудничать в Минералогическом кабинете университета.
Ломоносовская традиция российской минералогии стала научным направлением
Вернадского на два последующих десятилетия.

Он сознательно
встал на путь узкой специализации, но это не было для него самоцелью. Он
готовил себя к профессиональной научной деятельности, но одновременно продолжал
интересоваться всем подряд, размышлять о сути познания природы и природы
научного познания, о синтезе знаний, о неразгаданных тайнах Земли и жизни.

В 1884 году он
делает доклад «Об осадочных перепонках» в университетском научно — литературном
обществе, в котором присутствовали некоторые важные идеи о биосфере.

В 1897 году
Вернадский защищает докторскую диссертацию «Явления скольжения кристаллического
вещества». И вскоре он становится профессором Московского университета.

В 1906 году
Вернадского избирают членом Государственного совета от Московского
университета. И через два года он становится академиком.

С 1906 по 1918
год выходят в свет отдельные части его фундаментального труда «Опыт
описательной минералогии», во многом не устаревшего до сих пор. С этой поры
начинается расцвет его творчества.

Избранный в
1916 году председателем ученого совета при министерстве земледелия, Вернадский
продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии,
полезным ископаемым, по истории естествознания, организации наук.

В 1917 году, в
связи с плохим здоровьем, он уезжает на Украину, где активно участвует в
создании Украинской академии наук и избирается ее президентом — это первая
национальная академия наук нашей страны.

В конце 1921
года Вернадский организовал в Москве радиевый институт и был назначен его
директором.

1923 — 1926
годы он провел за границей, преимущественно во Франции, ведя большую научно —
исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по
геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биохимии, химии
моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности и будущим
человечества. Одной из основных причин работы во Франции является исследование
в лабораториях Кюри «нового» радиоактивного элемента «Паризия», который и
поныне остается загадкой.

Вернувшись в
1926 году на родину, он публикует свою знаменитую монографию «Биосфера».

В 1923 — 1936 годы
выходят в свет отдельные тома «Истории минералов земной коры».

В 1928 году он
организовывает первую в стране биогеохимическую лабораторию.

В 1937 году
Владимир Иванович в последний раз выступает на Международном геологическом
конгрессе с докладом «О значении радиоактивности для современной геологии».

Дожив до
глубокой старости, Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 года всего за
несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему
пришлось пережить три революции в России и две мировые войны.

Труды
Вернадского остаются и по сей день на переднем крае науки, активно вливаются в
поток современной научной мысли.
Наука как
основной фактор ноосферы.

Несколько
необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и
историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем
основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и
человечества.

Особое место
Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается ее небывалый
расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской,
мировой наукой, охватывающей всю планету.

Вернадский
обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в
решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных
открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии
человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для
нашего времени.

Вернадский
рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень
важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое
существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо
человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами,
моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит
из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием
является в ней научная работа живых людей…» Так что наука – социальное
всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и,
конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем,
как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет
условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная
мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой
геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в
эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens,
переходит в свое новое состояние – в ноосферу.

Значение
происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико, что равные по
роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент
вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления,
потому что научно понять – значит поставить явление в рамки реальной
космической реальности. Но то, что мы можем увидеть – это то, что наука
перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально
смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только
через сотни лет.

Появление
разума и результата его деятельности – организация науки – важнейший факт в
развитии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до настоящего
времени. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп,
охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых
преобразований. Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в
биосфере еще не было.

Человек
неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать
непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать
только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий
бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным
исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических
излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества…» Таким
образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего
проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее
разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся
основной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего
вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Научное
творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

2. Это
изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

3. Но это
изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от
человеческой воли.

4. Вхождение в
биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный
процесс перехода биосферы в ноосферу.

5. Постоянно
совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей
среды.

Возникновение
геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического
рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного
вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования
единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют
науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по
мнению Вернадского, является учение о биосфере.

В современных
условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного
естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.
Единство
биосферы и человека.

Вернадский
рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции
которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и
космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы,
уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к
следующим выводам (биогеохимическим принципам): «Биогенная миграция химических
элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению». Вовлекая
неорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь
способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и
увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского
утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность,
изменчивость во времени.

И еще.
Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только
геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни
человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только
по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он
висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы,
люди — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию,
необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети
Солнца. Но в идеях о космическом «управлении» земными процессами или о разумных
силах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального для
Вернадского не было. Он писал: «… область человеческой культуры и проявление
человеческой мысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она
теряется как бесконечно малое…». То есть, по Вернадскому, мы (человечество) –
не придаток Вселенского Разума, мы – часть его.

Иногда можно
услышать мнение, будто бы введенное Вернадским понятие ноосферы не содержит в
себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания
человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории
«географическая среда» и «ноосфера» относятся не к совпадающим вещам, не
перекрываются по смыслу. Географическая среда — та оболочка Земли, которая
воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера —
оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда
относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых
антропогенных воздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду.
Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние
оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую
среду. Разрушение озонового слоя органическими растворителями и хладагентами
уже идет, но элементом географической среды еще не стало, поскольку пока не
влияет на производство, культуру, формы общения людей. Это — факт ноосферы, а
не географической среды.

Центральной
темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в
своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль
исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее
перехода в ноосферу.

Одной из
ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что
человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим
законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство
обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и
человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество
само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы
сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.

Но не только
природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она
не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду,
она гораздо глубже. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии
человеческой деятельности на природу в работе «Несколько слов о ноосфере»,
созданной в 1943 году: «Лик планеты — биосферы — химически резко меняется
человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком
физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В
результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться
(химически и биологически) прибрежные моря и части океана…. Сверх того
человеком создаются новые виды и расы животных и растений.»

Это доказывает
тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные
геологические силы. «… Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное
сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового
состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно
связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли
в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее
время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря
этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы,
воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический
процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила.
Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Здесь
естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является
собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального
человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз
переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние
тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого
вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием
научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в
ноосферу».

Мы являемся
наблюдателями и испо0лнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка
окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда
вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были
заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции.
«Человек… составляет неизбежное проявление большого природного процесса,
закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати,
можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении
цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере,
странно, если бы научная мысль, порождение естественного геологического
процесса, противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных
изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью
переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все
уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и
на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу,
поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы.
Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает
представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства
связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс –
полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли,
неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с
возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на
планете».

При этом
человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и
действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или
рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое,
может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в
биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно
связан, и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он
несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.
Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического
исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен
тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с
каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только
усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех
человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы
чуть не ежегодно».

Таким образом:

1. Человек, как
он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество,
есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени.

2. Человек во
всех его проявлениях представляет собой часть биосферы.

3. Прорыв
научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем
прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

Вернадский
неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку
она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в
биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое
природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся
организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с
этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь
сравнимой мере не было».
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.