Экомаркировка – эффективный инструмент повышения
экологической безопасности продукции и качества жизни
С.М.Гордышевский, Санкт-Петербургский Экологический
союз
Сохранение
своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед
каждым человеком. Озабоченность этой важнейшей проблемой достигла такого
уровня, что для ее решения необходимо выйти за рамки здравоохранения и
объединять усилия многих институтов гражданского общества.
Здоровье
нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность
жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование. Понятие
безопасности жизнедеятельности как составляющей здоровья человека трактуется
достаточно широко, и включает в себя, в том числе безопасность той продукции,
которую мы употребляем в повседневной жизни. К сожалению, очень часто
безобидные на первый взгляд товары в красочной упаковке содержат в себе угрозу
нашему здоровью. Причем эта угроза может не касаться напрямую качества уже
готовой продукции – высокое качество конечного продукта может достигаться путем
нанесения серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе его
производства.
Повышение
информированности граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству
товаров. Тем самым запускается маркетинговый механизм, заставляющий
производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой
продукции. Государство, в свою очередь, казалось бы, уделяет достаточно много
внимания методам контроля и отслеживания качества продукции. Однако наращивание
темпов производства влечет за собой все более серьезную нагрузку на окружающую
среду, и законодательные нормативы оказываются недостаточными для регулирования
такой нагрузки. Здесь на помощь приходят другие инструменты стимулирования
выпуска качественной, экологически безопасной продукции, и заметное место среди
таких инструментов занимает сертификация на присвоение экологической маркировки
товару (т.е. сертификация самого продукта, но с учетом жизненного цикла его
производства).
В
развитых европейских странах люди уже осознали, что залог здоровья и
благоприятной среды жизнедеятельности — это чистая окружающая среда, и важнейшим
фактором становится экологическая безопасность продукции. Покупатель пытается
способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство
которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, а производитель продукции
стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства.
Потребитель и производитель говорят на одном языке.
Одно
из главных препятствий на пути решения проблем качества и экологической
безопасности продукции – пробелы в законодательстве. Во многом это объясняется
сложностью вопроса. С одной стороны, требования к производителям экопродукции
чрезвычайно жесткие, с другой стороны многие отечественные производители, не
пройдя ни сертификацию, ни экологическую экспертизу, наносят на упаковку своих
продуктов знаки "БИО" или "Экологически безопасный продукт"
и автоматически повышают цены. Причем их нельзя наказать за эту
самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной
маркировки нет. Другими словами, стране необходимы новые, дополнительные рычаги
управления в области охраны окружающей среды и контроля качества продукции. И
здесь мы снова возвращаемся к экологическому маркированию продукции.
Хотя
направление добровольной сертификации позаимствовано с запада, в России оно во
многом уже имеет нормативный характер. Госстандартом России уже приняты и
введены в действие нормативные документы, полностью соответствующие требованиям
международных стандартов системы экологического менеджмента ISO 14020 и 14024.
Общая
цель экологического маркирования продукции - доведение до потребителя надёжной,
точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах,
способствование удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах,
которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем
самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей
среды.
Что такое «экомаркировка»?
Экологическая
маркировка — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных
товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и
доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.
Определение
термина «Экологическая безопасность» дает федеральный закон «Об охране
окружающей среды»: экологическая безопасность - состояние защищенности
природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, их последствий.
В
современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к
товарам потребления понимается:
отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ,
отрицательно влияющих на человеческий организм,
безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей
среды,
минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства
продукции,
безвредная утилизация или рециклинг отходов и упаковки.
Существующие
в мире экомаркировки можно разделить на следующие основные группы — по
информации, которую они несут:
информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл
ее производства;
информация об экологичности отдельных свойств продукции. Сюда также относятся
знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя
вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их
утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;
информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство).
Следует
отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например
призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным
объектам, и т. п.
В
России также представлены все эти типы экомаркировок. Но наиболее интересными
для покупателя, пытающегося максимально разобраться в ситуации, оказываются
знаки, несущие информацию об экологической безопасности продукта в целом.
Экологическая безопасность – от качества продукции к
качеству жизни
С
2001 года Санкт-Петербургским Экологическим союзом запущена программа «Экология
и Человек», в рамках которой осуществляется проект «Экомаркировка «Листок
жизни»». Этот проект был поддержан Санкт-Петербургской Торгово-промышленной
палатой и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и
обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. «Листок
жизни» – знак экологической маркировки (сертификации) товара, основанный на
стандартах международной серии ISO 14000. «Листок жизни» гарантирует, что товар
экологически безопасен, а окружающей среде при его производстве нанесен
минимально возможный ущерб. Иначе говоря, сертификации здесь подвергается не
только конечная продукция, но и вся цепочка ее производства: от добычи сырья до
утилизации отходов.
Экознак
«Листок жизни» свидетельствует о том, что при производстве такого товара
контролируются и по возможности минимизируются все виды вредоносного
воздействия на окружающую среду. Кроме того, экомаркировка – гарантия того, что
сам товар подвергся минимальному вредному воздействию. Это особенно важно для
продуктов питания, при изготовлении которых необходимо соблюдать как
санитарные, так и экологические нормы и требования к качеству исходного сырья.
Иными словами, экомаркировка помогает покупателю сделать выбор, основываясь на
соображениях экологичности продукции.
Предлагаемая
процедура присвоения данного экознака ведет к снижению вредного воздействия на
окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг. Экомаркировка
«Листок жизни» присваивается той продукции, которая прошла трехступенчатую
экспертизу по специальной процедуре, на определенный срок с обязательной
систематической проверкой выполнения поставленных экспертизой условий.
Процедура проведения экспертизы:
I
этап:
По
заявке предприятия проводится предварительная оценка экологического качества
продукции (общественная экологическая экспертиза).
II
этап:
Углубленная
экспертиза на основе экспертной базы СПб Торгово-Промышленной палаты или центра
Испытаний и Сертификации АНО «ТЕСТ С.-Петербург».
III
этап:
Рассмотрение
результатов экспертизы на Общественном консультативном совете.
IV
этап:
Выдача
сертификата на право пользования экомаркировкой.
На
схеме изображен полный цикл прохождения сертификации: от подачи заявки до
вручения экомаркировки.
Такая
система присвоения товарного знака «Листок жизни» исключает как покупку, так и
подделку этой маркировки.
Безусловно,
экомаркировку присваивают не только продуктам питания. 6 апреля 2005 года была
вручена первая экомаркировка «Листок жизни» прибору «ОВИОН-С» - очистителю
воздуха и ионизатору (предприятие изготовитель: ЗАО «Пультекс»).
Успех
проекта по внедрению системы добровольной экологической сертификации продукции
зависит от осознания и потребителем, и производителем тех преимуществ, которые
она несет. Несмотря на то, что для большинства российских предприятий охрана
окружающей среды является дорогостоящим и затратным мероприятием, она может
дать положительный экономический эффект (повышение продаж, снижение рисков
аварийности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения расходования
ресурсов и т.д.). Производитель снижает экологические риски и сообщает о себе,
как об организации, минимизировавшей нагрузку на окружающую среду, что заметно
облегчает взаимодействие с компаниями-партнерами, особенно иностранными.
Выбираем осознанно
Экомаркировка
является индикатором экологической безопасности продукции для человека, а,
следовательно, работает на здоровье человека. Наличие на товарах знака
добровольной экологической сертификации облегчает покупателю выбор, особенно в
том случае, если покупатель уже информирован о преимуществах экологически
безопасной продукции. Информирование и просвещение населения играют важную роль
в продвижении экомаркированной продукции, и эту роль берет на себя
Санкт-Петербургский Экологический Союз. Покупая товары с экознаками,
потребитель заботится как о своем здоровье, так и о здоровой окружающей среде,
а значит, и о здоровье будущих поколений. Производитель, уверенный в качестве и
безопасности своей продукции, в свою очередь, получает новые рынки сбыта.
Принцип равновесия и выигрыша всех сторон (потребитель-производитель-окружающая
среда), лежащий в основе добровольной экологической сертификации, делает ее
удобным и привлекательным инструментом рынка.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecounion.ru