Реферат по предмету "Экология"


Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности

Законодательное обеспечение охраны окружающей среды и
экологической безопасности (к вопросу об Экологической доктрине России)

Грачев В.А.

Важнейшим
инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является
законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев
охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки
качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано
на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и
природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения,
рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения
благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.
Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской
Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.

Приданию
законотворческой работе в сфере экологии упорядоченности и системности должно
способствовать создание Экологической доктрины Российской Федерации. Решение о
ее разработке было принято на экологическом форуме, который состоялся в доме
ученых в Москве в начале года. Уже создана концепция такого документа. Ее
авторами являются академики РАН Лаверов Н.П., Израэль Ю.А., Исаев А.С., Павлов
Д.С., Осипов В.И.

В
первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в
числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы,
регламентирующие природопользование, а также международные договоры и
обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Экологическая
доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ
Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки,
содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
(Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).

Подробнее
следует остановиться на вопросе о правовых основах.

Во-первых,
о международных конвенциях. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об
изменении климата (04.11.94г.); Базельская конвенция о контроле за
трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (25.11.94г.);
Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95г.). Недавно удалось достичь
взаимопонимания по конвенции по опустыниванию, принято положение V, которое
тормозило ратификацию Россией этой конвенции.

Особую
тревогу, в связи с изменившейся позицией США, вызывает реализация Рамочной
Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола.

Во-вторых,
о нашем внутреннем законодательстве. С 1993 года, с принятием новой Конституции
и выборов Государственной Думы Российской Федерации, в развитии федерального
законодательства в данной области общественных отношений огромную роль имеет
законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. С 1993
года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей
которого является развитие и совершенствование законодательства в области
охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

К
особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся
федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об
экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии
и картографии”(1995г.), “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”
( 1997г.), “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и
потребления”( 1998г.), “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха (1999г.).

За
последнее время в развитие основных Конституционных принципов в области охраны
окружающей природной среды не только приняты крупные основополагающие законы,
но и многие законопроекты в настоящее время проходят различные стадии
законодательного процесса в Государственной Думе.

Однако
многие вопросы, необходимые для решения экологических проблем, так и остались
не решенными и составляют существенные пробелы в экологическом праве. Так, до
настоящего времени не внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон
РСФСР “Об охране окружающей природной среды” - основополагающий закон, который
должен отвечать как современным требованиям, так и перспективным задачам охраны
окружающей природной среды, обеспечивать право граждан на благоприятную среду и
переход России к устойчивому развитию.

На
данный момент законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об
охране окружающей природной среды” принят Государственной Думой в первом
чтении. В нем максимально сохранена концепция действующего закона, но при этом
он приведен в соответствие с действующим законодательством.

Стоит
особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения в
соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом механизме
охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона направлена на
обеспечение механизма, реализующего принцип “загрязнитель платит”, и в то же
время призван дать возможность загрязнителю обеспечить привлечение необходимых
средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий
и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной
среды.

Доработанный
законопроект фактически является “генеральной подготовкой” к написанию
Экологического кодекса Российской Федерации. Экологический Кодекс, как и любой
кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны
окружающей природной среды и природопользования, смог бы урегулировать не
только природоохранные проблемы, но и дал бы возможность скорректировать все
законы, касающиеся природопользования. Эта задача на перспективу, к которой
надо стремиться. Однако на данном этапе необходимо скорейшим образом принять
закон “ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об охране окружающей
природной Среды”.

Ведется
серьезная работа также по следующим направлениям:

1.
Закон “О питьевой воде”;

2.
Радиационно-ядерный блок законов:


три атомных законопроекта;


закон “О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда”;

3.
Закон “Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта”;

4.
Закон “О государственном регулировании использования нефтяного (попутного)
газа” и другие (всего около 30).

Вызывает
озабоченность позиция Правительства: среди указанных законопроектов нет ни
одного, внесенного Правительством.

Для
нас - парламентариев - этот раздел доктрины особенно важен.

Большинство
экологических проблем, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют глубокие корни
и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и
череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии,
разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали
противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат -
повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и
сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных
заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о
значительной инерционности экологических процессов. За наше бездействие сегодня
будут расплачиваться наши дети и внуки.

Экологическая
безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.
Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права
граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые
должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

В
этой связи хочу остановиться на следующих проблемах, которые представляются мне
наиболее важными и актуальными.

Ликвидация
химического оружия. Правовая база создана: принят Федеральный закон “Об
уничтожении химического оружия”, Россия стала участницей соответствующей
Конвенции.

Учитывая,
что при перевозке химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации,
объекты по уничтожению химического оружия предполагается размещать рядом с
объектами их хранения.

Однако
тут есть проблема. Так, в поселке Леонидовка Пензенской области хранится около
20 % общего объема запасов химического оружия страны. Размещение здесь объекта
по уничтожению химического оружия затруднено, так как в районе поселка
Леонидовка сложилась кризисная экологическая ситуация в связи с прошлым опытом
уничтожения химического оружия первого поколения, когда в конце пятидесятых
годов.

Таким
образом, получается, что химическое оружие уничтожать надо, а завод в
Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что случится, то всему
бассейну Волги угрожает участь похуже Чернобыля. Эта проблема, на наш взгляд,
очень важна и ее надо решать.

Еще
одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень
износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина
возникновения техногенных аварий. Причем, многие опасные производственные
объекты расположены в бассейнах больших рек, таких как Амур, Ангара, Волга,
Енисей, Колыма, Обь, Ока, Селенга. В особенности, это касается предприятий
золотодобывающей промышленности. То, что случилось в Румынии, когда в бассейн
Дуная произошел выброс цианидов, должно нас насторожить и очень серьезно
озаботить. Сейчас на золотодобывающих предприятиях России также скопились
огромные запасы цианидов, а состояние их хранилищ оставляет желать лучшего.

Еще
об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна
всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с
ухудшением качества питьевой воды. Нужен Федеральный закон “О питьевой воде и
питьевом водоснабжении”, который установит жесткие требования к охране
источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального
использования питьевой воды, установит государственные гарантии питьевого
водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на
кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой
воды. Закон, в первую очередь, защитит конституционные интересы всех граждан
России, поэтому, я думаю, о качестве и безопасности питьевой воды надо вести
отдельный разговор.

Далее
- радиационное загрязнение территорий. Гонка вооружений и несовершенство
технологии оставили нам такое наследство, знакомство с которым заставляет
думать о том, как очистить территорию страны от радиоактивных отходов (РАО)
прошлых лет. Это атомные подводные лодки (АПЛ), это последствия Челябинской и
Чернобыльской аварий, это огромные запасы РАО во всех городах, в том числе и в
Москве. Вот о чем надо думать и искать пути решения вопроса.

Существует
еще несколько очень серьезных проблем. К примеру, защита воздушного бассейна,
защита от шума, вибрации, проблема энергоинформационного воздействия и другие.
Но я считаю, что все они останутся нерешенными, если мы не создадим надежный
эколого-экономический механизм охраны окружающей среды. Сейчас сбор платежей
крайне недостаточен.

Загрязнение
окружающей среды в стране, несмотря на резкий промышленный спад, продолжается,
а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений
уменьшаются как шагреневая кожа. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и
сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от
аварийного загрязнения среды. Система платежей за загрязнение, насчитывающая
уже почти десять лет, не решает этой проблемы. А ведь наряду с бюджетными есть
и небюджетные механизмы решения этой проблемы.

Одним
из экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической
безопасности страны, на наш взгляд, наиэффективнейшим является экологическое
страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную,
компенсаторную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту
территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам.

Страхование
гражданской ответственности известно с конца XIX века. Экологическое
страхование в обязательной форме не имеет законодательной базы нигде в мире.
Отсюда - трудности разработки закона. Для России такой закон актуален.

Закон
“Об обязательном экологическом страховании” безусловно обеспечит не только
защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать
ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования - новую доминанту
в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять; экологически чистое
и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль.

Реальность
такова, что в условиях постоянного дефицита федерального бюджета переход
экономики страны к рыночным отношениям сопровождается резким сокращением
бюджетных средств, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, в 1994 году на
обеспечение экологических задач природно-ресурсного блока было выделено всего
0,6% расходной части бюджета, в 1996 году эта доля равнялась 0,5%, а в
последующие годы - 0,4%. Это на порядок ниже уровня должного обеспечения
экологической безопасности.

Нужно,
конечно же, искать и другие источники расходов на реализацию экологических
программ. Но это ни в коем случае не плата за ввоз отходов, как это пытаются
представить наши оппоненты, но это вполне может быть нормальный оборот ядерного
топлива, производимого у нас в стране. Я против паники вокруг атомных станций.
У нас в стране от некачественного алкоголя в год гибнет в десятки тысяч раз
больше людей, чем от радиации. От некачественной питьевой воды, загрязненного
воздуха, эпидемиологических бедствий заболеваемость и смертность в десятки
тысяч раз выше, чем от радиации. Так можно дойти до крайности, можно и
электричество запретить по той же причине, ведь от него пожары бывают и люди
гибнут.

За
использование природных ресурсов надо платить и платить серьезно. Это - наша
позиция.

Пока
политика в сфере пользования природными ресурсами не стимулирует их сбережение
и рациональное использование. Наоборот, в экономике наблюдается хищническая
эксплуатация природно-ресурного потенциала, а плата за ресурсы - смехотворная.
Экологический налог как экономический стимулятор, с одной стороны, конечно,
может ограничивать опасные формы природопользования, но с другой стороны, он
должен стимулировать деятельность по охране окружающей среды.

Интересной
и перспективной, на наш взгляд, может быть введение экологической ренты, в
основу которой могут быть положены расчеты ущерба, нанесенного России при
трансграничном перемещении отходов за период либерализации торговли со странами
мирового сообщества, а также “вклада” отдельных государств и регионов в выбросы
парниковых газов, озоноразрушающих веществ и т.п. Это могло бы стать основанием
для пересмотра внешних долговых обязательств России с учетом принятой в мировой
практике процедуры экологического зачета и получения компенсации, адекватной
величине экологического ущерба. Россия также может востребовать компенсацию за
вклад в сохранение устойчивости биосферы Земли.

И
еще несколько слов о реализации формулы “ПОРЯДОК И ТВОРЧЕСТВО”.

Надо
признать, что главной предпосылкой кризисного состояния в стране явилась
ошибочная установка на то, что “рынок автоматически решит все проблемы”. В
экономической теории этого периода укоренилось представление о том, что
факторами производства являются только земля, труд и капитал. Тогда как великий
русский ученый Вернадский еще в 1916 году говорил, что производство держится на
“трех китах” земля, труд и творчество. Не нужно умалять роли капитала, но
следует признать, что фактор ТВОРЧЕСТВА, в основе которого лежит образование, и
как фактор формирования мировоззрения и культуры, является решающим в создании
всего принципиально нового, что может дать конкурентоспособную продукцию,
обеспечить эффективное развитие производства и улучшение качества жизни людей.

Все
блага, которые окружают современного человека, созданы его же творческим
гением.

Творчество
должно помочь и в решении экологических проблем. Например, проблема уничтожения
химического оружия - вот творческая задача для ученых и изобретателей. Надо на
месте все бомбы превратить в безопасные болванки, потом свезти все в “одно
место” и уничтожить.

Необходимо,
кроме того, активизировать деятельность Правительства по представлению
законодательных инициатив в сфере экологии. Сейчас в Комитете около 30
законопроектов, в той или иной стадии разработки, и среди них нет ни одного,
внесенного Правительством.

Во-вторых,
инициировать разработку законопроектов необходимо по экологизации транспорта,
регламентации энерго-информационного обмена; борьбе с шумом, вибрацией, иными
физическими воздействиями.

И,
наконец, самое главное - это экологическая культура, экологическое воспитание,
образование, просвещение - основа формирования экологического мировоззрения и
активной жизненной позиции человека.

Главным
фактором остановки деградации биосферы и ее последующего восстановления
является формирование основ экологической культуры народов Земли, включая
экологическое образование (воспитание) подрастающего поколения, экологическое
просвещение населения. Ведь целью и ожидаемым результатом экологического
образования является формирование экологической культуры личности и общества в
целом, воспитание чувства ответственности у человека для решения экологических
проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. Поэтому необходимость
экологического образования воспринимается обществом как фактор коллективной
безопасности.

Ведь
только экологически грамотный государственный деятель любого ранга сможет
экологически грамотно управлять в порученной ему сфере; только экологически
грамотный законодатель экологически грамотно откорректирует правовое поле
страны; только экологически грамотные родители воспитают экологически грамотное
поколение; только экологически грамотное общество не допустит экологических
катастроф любого масштаба в залог выживания и процветания будущих поколений
человечества.

У
государства всегда будут проблемы политические, экономические, социальные,
межэтнические, в той или иной степени решаемые или нерешаемые, что будет,
конечно же, определять и место страны в международном сообществе, и уровень
жизни ее граждан, в который, однако, пока не включается качество среды
обитания.

Природа
- не бездонная, неисчерпаемая кладовая; планета - живой организм, здоровье
которого в наши дни уже практически необратимо подорвано хищническим
истреблением ископаемых Земли, интенсивной хозяйственной деятельностью и
накоплением непосильного груза отходов, отравляющих все живое. Кстати, в США на
всей территории с 1975 года введен мораторий на добычу полезных ископаемых
стратегического значения, поэтому американские интересы простираются всюду в
мире. Однако планета для всех землян одна.

Экологи
уже 40 лет бьют в набат, призывая человечество остановиться от самоистребления.
Вред, нанесенный среде обитания, бумерангом бьет по человеку - неотъемлемой
мыслящей, а потому и опасной части Природы. Сейчас человечеству нужно научиться
выживать в окружающей среде, качество которой нужно научиться улучшать и больше
не экспериментировать с покорением Природы. То есть, от потребительского
стереотипа поведения по отношению к Природе необходимо отказаться как от
самоубийственного, нужно сознательно перевести вектор общественного и
личностного мировоззрения на выживание в окружающей среде: улучшая ее -
улучшать качество собственной жизни; ведь обеспечить личное спасение от
экологической опасности - значит обеспечить экологическую безопасность страны.

Таким
образом, экологическое мировоззрение, экологическая культура становятся
защитно-приспособительным механизмом выживания человека и общества в масштабах
планеты, страны, региона. Поэтому формирование основ экологической культуры
посредством экологического образования и просвещения не может ограничиться
только изучением предмета “Экология” в традиционных образовательных учреждениях
(в соответствии с законодательством об образовании), оно всеохватно: все слои
населения, все сферы жизни, все возрасты. Это должны понять, в особенности
лица, принимающие решения, и, прежде всего, субъекты законодательной
инициативы, руководители и специалисты органов исполнительной власти, чтобы
регулирование этой жизненно важной сферы возвести в ранг государственной
политики. Со вступлением в силу названного Закона будет введен в действие
гуманитарный механизм обеспечения экологической безопасности страны и каждого
ее гражданина. Экологическая культура - одно из главнейших направлений и основа
Экологической доктрины Российской Федерации.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sdo.uni-dubna.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Unmoscow/ Тел.: 643-32-97, 643-32-98
Реферат Ключи от коллектива
Реферат Особливості кредитування сільськогосподарських підприємств
Реферат Стоимость рекламы
Реферат Тверь
Реферат Источники инвестиций АО, их структура, сравнительный анализ
Реферат Гигиенические основы режима дня дошкольника
Реферат Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта 2
Реферат Управление требованиями для разработки и эксплуатации обучающей системы TSI
Реферат 20 апреля во  Дворце молодёжи начинает работу школа безопасности и  туристической подготовки начального, базового и специализированного уровней
Реферат Спекулятивные операции с ценными бумагами
Реферат The Presedency Of Fdr Essay Research Paper
Реферат Маркетинг та його вплив на фінансовий результат (на прикладі ТОВ "Велетень" Глухівського району Сумської області)
Реферат Гомеопатія
Реферат Банковские электронные услуги 2