Регенерация автомобильных катализаторов с
использованием возможностей производства вторичных драгоценных металлов.
Ухудшение экологической обстановки в крупных городах
России вызвало необходимость введения более жестких требований к составу
вредных примесей в выхлопных газах автомобилей. В настоящее время обсуждается и
до конца 2005г. будут введены нормы токсичности выхлопных газов EURO-III .
Требования этих норм можно удовлетворить только при использовании устройств
дожига выхлопных газов или , так называемых, нейтрализаторов выхлопных газов,
конвертеров , автокатализаторов (АК).
Трехкомпонентные АК с керамическим блоком (металлы
катализа -платина, палладий и родий) достаточно широко используются в западных
странах и зарекомендовали себя, как эффективные устройства со сроком службы по
пробегу до 100-150 тыс км. Эксплуатация автомобильных катализаторов в
российских условиях приводит к снижению срока по пробегу до 40-50 тыс. км, что
обусловлено в первую очередь качеством топлива, которое содержит большее
количество серы или модифицируется (повышение октанового числа) с
использованием всевозможных присадок. Факторами второй очереди являются
повышенные вибрационные нагрузки из-за качества дорожного покрытия, отсутствие
устройств регулирования качества топливной смеси на большинстве российских
автомобилей, повышенный угар смазочных масел из-за низкого качества
маслосъемных колец.
Основными причинами снижения эффективности АК и его
выхода из строя в большинстве случаев является:
1. Отравление металлов катализа и разрушение
керамической основы соединениями серы.
2. Закупоривание сот или поверхностное блокирование
металлов катализа сажистыми образованиями
3. Химико-механическое разрушения материала основы
(под химико-механическим разрушением понимается разрыхление алюминатной основы
АК под воздействием окислов серы в присутствии паров воды с последующим
осыпанием и уносом частиц по газоотводящему тракту). Химико-механическое
разрушение в одинаковой степени выводит из строя как АК на керамической основе,
так и на металлокерамической, так как металлокерамика представляет собой
металлическую фольгу с покрытием из гамма оксида алюминия.
В настоящее время в России сформировался рынок
отработанных автокатализаторов, как источник сырья для получения вторичных
металлов платиновой группы. Основными покупателями на рынке являются посредники
западных перерабатывающих компаний, которые вывозят отработанные АК за границу.
В России имеются возможности дпя переработки
автокатализаторов в традиционной схеме получения вторичных драгоценных металлов
с конечной операцией - аффинаж. Традиционная схема - сбор, первичная обработка,
получение концентратов драгоценных металлов (ДМ), аффинаж-многоступенчатая и
экономически неэффективна.
Более эффективна схема проведения регенерации АК на
базе переработчика вторичных ДМ.
Суть ее заключается в сосредоточении всех этапов
переработки на одном предприятии с исключением стадии аффинажа, так как
конечным продуктом производства является регенерированный автокатализатор. При
этом учитывая малые сроки эксплуатации АК в российских условиях возможно
вторичное использование корпуса АК в целом.
В настоящее время стоит проблема регенерации
автомобильных катализаторов для иномарок, которые эксплуатируются в России, а в
недалекой перспективе эта же проблема встанет для отечественных автомобилей.
Оценка рынка показывает, что потребность в замене АК в настоящее время
составляет до нескольких сотен в месяц, при этом выводятся из эксплуатации
тысячи. В перспективе речь будет идти о десятках тысяч АК для регенерации или
десятках тонн устройств, содержащих драгоценные металлы общей стоимостью до 50
миллионов долларов в год.
Задача возврата драгоценных металлов в оборот в виде
регенерированных автомобильных катализаторов является уже в настоящее время
актуальной с ростом ее актуальности в перспективе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ecoguild.ru/