Министерство образования Российской Федерации
САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя
КАФЕДРА: «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
КОНТРОЛЬНАя РАБОТА
ПО КУРСУ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
ТЕМА: «ЛИЗИНГ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИя В РОССИИ»
СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ
5 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГ,
ФАКУЛЬТЕТА ВВДО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХХХ
ОЦЕНКА _____________
САМАРА 2002
СОДЕРЖАНИЕ
|ВВЕДЕНИЕ |3 |
|1. |СУЩНОСТЬ ЛИЗИНГА |4 |
| |1.1. |ИСТОРИя РАЗВИТИя И ПОНяТИЕ ЛИЗИНГА |4 |
| |1.2. |СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |7 |
|2. |ОРГАНИЗАЦИя ЗАКЛЮчЕНИя ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ |8 |
| |2.1. |ЛИЗИНГОВАя СДЕЛКА И АНАЛИЗ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. |8 |
| |2.2. |ЗАКЛЮчЕНИЕ ЛИЗИНГОВОЙ СДЕЛКИ. |9 |
|3. |ВИДЫ ЛИЗИНГА |10 |
|4. |ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЛИЗИНГА ДЛя РАЗЛИчНЫХ СУБЪЕКТОВ |16 |
| |4.1. |ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ |16 |
| |4.2. |ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЗИНГА В РОССИИ. |18 |
|ЗАКЛЮчЕНИЕ |20 |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |21 |
ВВЕДЕНИЕ
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы
производства и обращения, глубокие изменения экономических условий
хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для
хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и
модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним
из таких методов является лизинг.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование
лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием
парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего
оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности
запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может
быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и
инвестиционных операций.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывает
недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды,
внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать
кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать
оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между
предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который
неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных
гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем
участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и
нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как
объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка,
финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.
Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний
опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности
многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из
этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным
отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить
позитивность лизингового механизма. Я считаю, что с помощью лизинга реально
могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев
российской экономики.
1. Сущность лизинга
1.1. История развития и понятие лизинга
Идея лизинга не нова. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи
лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве
собственности», написанной в 350 г. до н.э. Английский автор Т.Кларк
утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он
находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых в 1760
г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга —
они нашли своё отражение в институциях Юстиниана. В Венеции уже в XI в.
существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в
аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам
якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их
владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от англ. to lease —
брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями
телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение
не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое
общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности,
было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией
“United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной
нового бизнеса, и в частности банковского.
В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники.
В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой
политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в
конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly
before buy" ("летать, прежде чем покупать")
В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг
через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Deutsche lising
GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала
компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако
развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с
позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после
того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление
статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими
темпами.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на
Азиатском континенте. В настоящее время основная часть мирового рынка
лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа -
Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно
специализированные лизинговые компании, которые в 75—80% случаев
контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от
финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего
комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название
комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России
лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и
лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими
внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения
или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и
другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-
прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские,
самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием
специальной формы кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно
применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.
Начало активного развития лизинговых операций на отечественном
внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий
на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных
правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных
республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16
февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был
представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети
коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в
банковскую практику.
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих
развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №
1929 " О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности "
определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа
Правительство РФ приняло Постановление № 633 "0 развитии лизинга в
инвестиционной деятельности ". Этим Постановлением утверждено Временное
положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические
рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом
лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав
акционерной лизинговой компании.
Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 N 164-ФЗ "О
лизинге". Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на
1996-2000 гг., целью которой является создание благоприятных правовых,
экономических, организационных и методических условий для развития лизинга,
включая создание нормативно- правовой базы, совершенствование
налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым
операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда
содействия развитию лизинга в РФ и т.п.
В Федеральной программе дан прогноз развития лизинга в РФ:
предполагается увеличение доли лизинга к 2006 г, в общем объеме инвестиций
до 20%. В Постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 "0
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ" включено
следующее положение: "считать целесообразным предусматривать ежегодно, в
1997-2000 гг., в Федеральной инвестиционной программе средства на общую
сумму до 8 трлн. руб, для финансирования на конкурсной основе
высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций
финансового лизинга".
15.11.2001г был принят во втором чтении новый закон о лизинге. Который
вносит изменение в закон № 164 от 29.10.1998г. В третьем чтении этот закон
должен быть принят 28.11.2001г.
Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой взгляд,
является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно
свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель
обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у
определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за
плату во временное пользование с правом последующего выкупа.
1.2. Субъекты и объекты лизинговых отношений.
В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов: . Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга; . Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга; . Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи; . Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.
На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие
как: o страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое. o Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая: а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение
их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов; б) разработку, совместно с органами государственного управления,
стратегических направлений и программы развития лизинга в России; в) подготовку проектов законодательных актов; г) участие в работе международных ассоциативных общественных
организаций.
2. Организация заключения лизинговой сделки.
2.1. Лизинговая сделка и анализ ее эффективности.
Как в любой сложной финансовой сделке, а лизинговые операции являются
такими, можно выделить три больших этапа: подготовка и обоснование,
юридическое оформление, исполнение.
Лизинговая сделка начинается с получения лизингодателем заявки от
будущего лизингополучателя на покупку имущества и сдачи его во временное
пользование.
Заявка составляется в свободной форме, но в ней должны обязательно
присутстовать наименование имущества, его параметры, технические и
экономические характеристики, а так же местонахождение потенциального
поставщика и его реквизиты.
Одновременно с заявкой или после принятия решения о ее расмотрении
лизингодателем потенциальный лизингополучатель представляет все документы,
которые потребует лизингодатель. В стандартный набор документов входят:
1. нотариально заверенные копии учредительных документов, бухгалтерский баланс за последний год или (и) квартал с аудиторской проверкой;
2. экономическое обоснование и анализ эффективности сделки (бизнес- план);
3. гарантийное обеспечение сделки.
При необходимости лизингодатель может требовать предоставления
дополнительной информации.
После получения лизингодателем всех необходимых документов начинается
как их формальная проверка (местонахождение и т.п.), так и всесторонняя
экспертиза лизингового проекта, которая в случае необходимости может быть
поручена независимым экспертам.
Предварительно анализируется первоначальная стоимость имущества,
продолжительность договора, возможные схемы выплаты лизинговых платежей, их
периодичность, размер аванса, остаточная стоимость имущества и т.д.
Основной задачей лизингодателя является оценка способности
лизингополучателя выплатить лизинговые платежи, а также оценить спрос на
имущество, чтобы выявить возможность повторной сдачи имущества или его
продажи в случае расторжения контракта. Трудность правильной оценки
платежеспособности клиента связано с нестабильной финансовой обстановкой в
стране, необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего
финансового положения лизингодателя, т.к. лизинговой договор заключается на
длительный период.
В случае международного лизинга возникают следующие проблемы: выбор
валюты платежа, оценка изменения курса валюты, таможенный режим
лизингополучателя, наличие соглашения о неприменение двойного
налогообложения между странами, защита прав собственности иностранного
капитала.
2.2. Заключение лизинговой сделки.
Классической лизинговой сделке соответствует заключение как минимум
двух договоров:
- договор купли-продажи между лизингодателем и поставщиком;
- договор лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.
В первом договоре должны присутствовать следующие положения:
. имущество приобретается с целью последующей передачи лизингополучателю (указывается его наименование) в рамках договора лизинга;
. заказчик передает все свои обязательства, за исключением платежных, лизингополучателю и поставщик согласен с этим;
. поставщик согласен с тем, что заказчик передает все свои права (за исключением права собственности) лизингополучателю и предоставляет ему право непосредственно предъявлять все претензии к поставщику.
Основным документом лизинговой сделки является договор лизинга. Он
заключается между собственником имущества (лизингодателем) и пользователем
(лизингополучателем) о предоставлении последнему во временное владение и
пользование для предпринимательской деятельности объекта лизинга.
В настоящее время в Минэкономики России разработан Примерный договор
финансового лизинга движимого имущества с полной амортизацией.
В нем присутствуют следующие положения:
1. предмет договора;
2. порядок поставки и приема имущества;
3. права и обязанности сторон;
4. использование имущества, уход, ремонт и модификация;
5. страхование;
6. срок лизинга;
7. лизингвые платежи и штрафные санкции;
8. ответсвенность сторон;
9. порядок разрешения споров;
10. условия досрочного расторжения договора;
11. действия сторон по завершению сделки;
12. прочие условия;
13. форс-мажор;
14. юридические адреса и банковские реквизиты.
3. Виды лизинга.
Согласно российскому законодательству существуют две основные формы
лизинга: внутренний и международный.
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель
и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации.
Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации.
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или
лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Если лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть
предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации,
договор международного лизинга регулируется законодательством Российской
Федерации.
Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть
предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации,
то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в
области внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон “О лизинге” регулирует 3 основных типа лизинга: долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение трех и более
лет; среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от полутора до
трех лет; краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение менее полутора
лет.
В настоящее время в хозяйственной практике развитых стран применяются
различные виды лизинга, каждая из которых характеризуется своими
специфическими особенностями. Наиболее распространенными являются:
( оперативный (сервисный) лизинг (operating lease)
( финансовый (капитальный) лизинг (Financial lease)
( возвратный лизинг (sale and lease back)
( долевой лизинг (с участием третьей стороны) (leveraged lease)
( прямой лизинг (direct lease)
( сублизинг (sub-lease)
Все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями
двух базовых форм лизинга – оперативного либо финансового. В России
Федеральный закон “О лизинге” регулирует три основных вида лизинга:
оперативный, финансовый и возвратный (по сути, является разновидностью
финансового лизинга).
Оперативный (сервисный) лизинг
Оперативный (сервисный) лизинг – это соглашение о текущей аренде. Как
правило, срок такого соглашения меньше периода полной амортизации
арендуемого средства. Таким образом, предусмотренная контрактом арендная
плата не покрывает полной стоимости предмета лизинга, что вызывает
необходимость сдавать его в лизинг несколько раз.
Важнейшая отличительная черта оперативного лизинга – право
лизингополучателя (арендатора) на досрочное прекращение контракта. Подобные
соглашения также могут предусматривать указание различных услуг по
установке и текущему техническому обслуживанию сдаваемого в аренду
оборудования. Отсюда и второе, часто употребляемое название этой формы
лизинга – сервисный. При этом стоимость оказываемых услуг включается в
арендную плату либо оплачивается отдельно.
К основным объектам оперативного лизинга относятся быстро устаревающие
виды оборудования (компьютеры, копировальная и множительная техника,
различные виды оргтехники и т.д.) и технически сложные, требующие
постоянного сервисного обслуживания (грузовые и легковые автомобили,
воздушные авиалайнеры, железнодорожный и морской транспорт).
Нетрудно заметить, что в целом условия оперативного лизинга более
выгодны для арендатора. В частности, возможность досрочного прекращения
аренды позволяет своевременно избавится от морально устаревшего
оборудования и заменить более высокотехнологичным и конкурентоспособным.
Кроме того, при возникновении неблагоприятных обстоятельств арендатор может
быстро прекратить данный вид деятельности, досрочно возвратив
соответствующее оборудование владельцу, и существенно сократить затраты,
связанные с ликвидацией или реорганизацией производства.
В случае реализации разовых проектов или заказов оперативный лизинг
освобождает от необходимости приобретения и последующего содержания
оборудования, которое в дальнейшем не понадобится.
Использование различных сервисных услуг, оказываемых лизингодателем
либо производителем оборудования, часто позволяет сократить расходы на
текущее техническое обслуживание и содержание соответствующего персонала.
Недостатки оперативного лизинга: . более высокая, чем при других формах лизинга, арендная плата; . требования о внесении авансов и предоплат; . наличие в контрактах пунктов о выплате неустоек в случае досрочного прекращения аренды; . прочие условия, призванные снизить и частично компенсировать риск владельцев имущества.
Финансовый (капитальный) лизинг
Это долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию
арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Поскольку
подобные соглашения не допускают возможности досрочного прекращения аренды,
правильное определение величины периодической платы обеспечивает владельцу
полное возмещение понесенных затрат на приобретение и содержание
оборудования, а также требуемую норму доходности. При этой форме лизинга
все расходы по установке и текущему обслуживанию имущества возлагается, как
правило, на арендатора. Часто подобные соглашения предусматривают право
арендатора на выкуп имущества по истечении срока контракта по льготной или
остаточной стоимости.
В отличие от оперативного финансовый лизинг существенно снижает риск
владельца имущества. По сути, его условия во многом идентичны договорам,
заключаемым при получении долгосрочных банковских кредитов, так как
предусматривают . полное погашение стоимости оборудования (займа); . внесение периодической платы, включающей стоимость оборудования и доход владельца (выплата по займу – основная и процентная части); . право объявить арендатора банкротом в случае его неспособности выполнить соглашение и т.д.
К объектам финансового лизинга относятся недвижимость (земля, здания и
сооружения), а также долгосрочные средства производства. Финансовый лизинг
служит базой для образования двух других форм долгосрочной аренды –
возвратной и долевой (с участием третьей стороны).
Возвратный лизинг
Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при
которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с
одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя.
В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки,
инвестиционные, страховые или лизинговые компании. В результате проведения
такой операции меняется лишь собственник оборудования, а его пользователь
остается прежним, получив в свое распоряжение дополнительные средства
финансирования. Инвестор же, по сути, кредитует бывшего владельца, получая
в качестве обеспечения права собственности на его имущество. Подобные
операции часто проводятся в условиях делового спада в целях стабилизации
финансового положения предприятий.
Прямой лизинг
При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение
о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто
соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-
производителем (т.е. напрямую) Крупнейшими производителями,
предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие
известные фирмы, как IBM, Xerox, а также многие авиационные,
судостроительные и автомобильные компании. Например, лидеры мирового
автомобильного рынка – концерны «Даймлер-Крайслер» и BMW состоят
учредителями ряда ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют
сбыт своей продукции во многих странах мира.
Сублизинг
Сублизинг - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой
прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором
сублизинга.
При сублизинге лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет
лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное
пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Согласно Федеральному
закону “О лизинге” переуступка лизингополучателем третьему лицу своих
обязательств по выплате лизинговых платежей третьему лицу не допускается.
При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть
письменное согласие лизингодателя.
Международный сублизинг в РФ, являющийся разновидностью международного
лизинга, также регулируется федеральным законом “О лизинге”. Отличительной
особенностью международного сублизинга является перемещение предмета
лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок
действия договора сублизинга.
При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право
на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в
случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному
арендодателю.
Левередж (кредитный, долевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств
Это наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием
и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.
Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что
лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю
его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или
нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться
всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости
имущества.
Другой особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель
берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для
отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права
обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель
оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и
уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения
ссуды.
Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы - банки,
страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения,
а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое
в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок
построены на основе левередж лизинга.
По объему обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется
на "полный " и "чистый". Полный лизинг предполагает обязательное
техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие
операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг,
по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности
по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и
др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и
др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем
дополнительные обязательства». Предметом такого вида лизинга, как правило,
бывает сложное специализированное оборудование. Полный лизинг обычно
используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации;
финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга,
поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.
В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых
услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить
качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее
распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг - это
отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя
лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию
оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого
лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации,
занимающиеся лизинговым бизнесом.
4. Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов.
4.1. Положительные моменты.
Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю
оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является
лизинговая компания; государству, которое может использовать лизинг для
направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики; банку, который в
результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.
Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом
особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе,
заключаются в следующем:
Для государства. При сложившейся экономической ситуации и острой
необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития
лизинга приобретает для государства особое значение. . Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности. . Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства. . Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.
Для лизингополучателя.
При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность
получить оборудование и начать то или иное производство без крупных
единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и
средних предпринимателей. . Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге). . Согласно федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3. . У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания. . В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.
Для лизингодателя. . Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента. . До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков. . В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании. . Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства. . Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет. . Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.
Для продавцов лизингового имущества. . В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования.
Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.
Понятие лизинга вошло в официальную российскую финансовую лексику на
рубеже 1989 — 1990 годов, когда в лицензиях коммерческих банков на право
осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской
деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить
отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую
деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике
лизинговых операций по-разному.
На первом этапе для большинства банков были характерны попытки
осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в
роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков —
выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их
инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на
этом этапе лизинг не получил.
На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов
лизинговых компаний:
1. лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;
3. полукоммерческие лизинговые компании;
4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;
5. иностранные фирмы - поставщики оборудования;
6. международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.
4.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.
Основными препятствиями для развития лизинга в России являются: . Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично. . Высокий уровень налогов. . Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость. . Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. . За рубежом термином “ лизинг ” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей же стране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием. . Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний. . Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга).Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.
Заключение
Россия, переживая экономический кризис, остро нуждается в капитале для
инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено
выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого
инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и
международный.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках
которой: . была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг; . предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет); . развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге
(например страхование). . наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла бы подтолкнуть коммерческие банки вместо
получения сомнительных, рисковых прибылей в краткосрочном периоде
переориентироваться на долгосрочное инвестирование средств в российскую
экономику для получения уверенной прибыли.
Такого рода программа отделяет Россию от лизингового бума.
Список использованной литературы
1. Адриасова И.В. Лизинг: быть или не быть?.- Бизнес и банки, 1998, №2.
2. Газман В.Д. Лизинг в России: вчера, сегодня, завтра. - Оборудование,
№10/58, 2001г
3. Банковское дело, - Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 1992.
4. Самохвалова Ю.Н., Лизинг в России: правовые основы, бух.учет, налогообложение. -–овременная экономика и право. –М., 1999.
5. Гладких Р.А. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. -Бизнес и банки,1998, №30.
6. Голощапов В. “Развитие лизинга в России: реальность и перспективы”,
-Финансовый бизнес,1996, № 7.
7. В.М.Джуха. Лизинг. – феникс. Ростов-на-Дону., 1999
8. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. – Фонд правовая культура. –М., 1999.
9. Масленченков Ю. Краткая характеристика законодательной базы лизинга и основных его субъектов. - Финансист, 1998, №9.
10. Сусанян К. Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами.-М.,
1992 .