Ишкова Анна ( 401)
Бюджетное устройство Российской Федерации
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной
системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т. е.
межбюджетные отношения. Бюджетное устоиство тесно связано с типом государственного устройства.
Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система -
центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных
государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов
всех уровней. Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации
и местных бюджетов административно-территориальных единиц. Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный
Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ». В качестве основополагающих принципов построения бюджетной системы и
бюджетного устройства закреплены принципы единства и самостоятельности
бюджетов. Принцип единства – взаимодействие бюджетов всех уровней по линии доходов
путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников,
создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.
Гарантиями единства бюджетной системы является ее единая правовая база,
использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной
информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса, единая
денежная система. Единство бюджетной системы является необходимым условием
проведения единой социально-экономической, в том числе налоговой
государственной политики. Самостоятельность бюджетов – право самостоятельного утверждения каждого
из бюджетов соответствующим представительным органом власти , право
определения направлений использования и расходования бюджетных средств,
наличие собственных источников бюджетных доходов.
Также к принципам построения бюджетной системы можно отнести принцип
разграниченности доходов и расходов бюджета между уровнями бюджетной
системы, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и
внебюджетных фондов, принцип сбалансированности, принцип экономичности и
эффективности использования бюджетных средств, принцип гласности,
достоверности, адресности и целевого использования бюджетных средств.
Структурно бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Бюджет федеральный
Бюджет субъектов федерации – республиканские бюджеты республик в составе
РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов
Москва и Санкт-Петербург, областные бюджеты автономных областей, и окружные
бюджеты автономных округов.
Местные бюджеты – районные бюджеты районов, городские бюджеты городов,
районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных
пунктов.
В 1991 году изменилось бюджетное устройство в связи с принятием бывшими
союзными республиками Деклараций о Суверенитете. Бюджеты союзных республик
обособились от союзного бюджета и перестал представлять собой единый
денежный централизованный фонд. В данный момент бюджеты всех уровней
представляют собой консолидированный бюджет РФ.
Межбюджетные отношения в РФ осуществляются в основном через внебюджетные
фонды – ФФПР, и через предоставление вышестоящими бюджетам нижестоящим
дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд.
Субвенции – бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому для выполнения целевых программ.
Дотация - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной
системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы.
Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.
Бюджетные ссуды предоставляются на платной и возвратной основе.
Через ФФПР осуществляется государственная политика выравнивания уровня
обеспеченности регионов бюджетными средствами.