Реферат по предмету "Философия"


Э.Гуссерль. Философия как строгая наука

Э.Гуссерль.
Философия как строгая наука

Эдмунд Гуссерль
(1859-1938) - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных
направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает
учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Предметов и
событий.

По Э. Гуссерлю,
феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах сознания как о
чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о 'самоочевидных
логических принципах', дающих возможность очистить сознание от эмпирического
содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью
многоступенчатого метода 'феноменологической редукции'. В результате из
рассмотрения исключаются (или 'заключаются в скобки') весь окружающий мир, все
существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что
является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся 'к
самим вещам' в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но
сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием
обоснования, идеализации.

Следовательно,
феноменология по своей сути является наукой факта - предельно обобщенного и
идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательной,
наукой.

Он выступал с
резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда
всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой
эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела
от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих
'Логических исследований' Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует
попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологичны
по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются
в определенном философском обосновании.

В 'Логических
исследованиях' Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: Ее
основной объект - это научное знание и познание, Ее цель - построить науку о
науке, т.е. 'наукоучение'. Решающая проблема теории познания - проблема
объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того, что мы
ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем
предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет
привести в ясность, что такое по существу 'вещи', 'события', 'законы природы' и
т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих
проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает
возможным теорию и т.п. Лишь философское исследование дополняет научные работы
естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое
познание. Гуссерль, повторяем, рассматривал философию как строгую науку - науку
о феноменах сознания.

Вслед за
рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные,
собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического
содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего к
низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех
догматических принципов, которые вырастают на почве обычной 'естественной
установки' сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия
призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и
было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к
свершению 'эпохе' - воздержанию от какого-либо утверждения. В результате
редукции остается последнее неразложимое единство сознания - интенциональность,
т.е. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних
мыслителей так и понимали отношение сознания к объекту). Гуссерль под
интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как
обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от
индивидуально-психологических, социальных и иных факторов.

Таким
своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи
субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном
между ними, быть одно-цременно представителем духовного мира и трансцендентного
мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда,
сами сущности у Гуссерля выступают как 'значения', не обладающие собственным,
самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к
идее 'жизненного мира', что вело его к философии жизни. Он [выступал против
господства сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.
Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенционализма и герменевтики.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта

http://www.istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.