Философия
Мексики
Философские
идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием
идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых
оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус. В конце 16 - 17 вв. в
Мексике начали проникать идеи европейского гуманизма (К. де Сигуэнса-и-Гонгора
и др.). Во 2-й половине 18 в. влияние новой европейской философии (в частности
Р. Декарта) сказалось и на творчестве ряда мексиканских философов (Х. Б. Диас
де Гамарра-и-Давалос и др.). В период войны за независимость от Испании в
стране распространялись революционно-материалистические идеи французских
философов (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескье, Д. Дидро).
В 1-й половине
19 в. в Мексике продолжалась борьба двух основных течений: схоластики (К. де
Хесус Мунхия) и рационалистических, материалистических идей, ставших основой
социально-политических доктрин национальной буржуазии. Видным представителем
материалистической философии этого периода был И. Рамирес, которого иногда
называют мексиканским Вольтером.
После
буржуазной революции 1854-60 в Мексике получили распространение идеи
позитивизма. Г. Барреда пытался интерпретировать историю Мексике в соответствии
с учением О. Конта о социальной эволюции. Ученики Барреды основали в 1877
Методофильскую ассоциацию для разработки и распространения идей позитивизма.
Главным
противником материалистической философии, а также позитивизма во 2-й половины
19 в. выступила католическая философия (Г. Гарсиа, Р. Норьега и др.). В конце
19 - начале 20 вв. позитивизм стал господствующей доктриной. В этот период в
Мексике начали проникать идеи естественнонаучного материализма. Ф. Эрнандес, Э.
О. Арагон и др., будучи по ряду вопросов близки к позитивизму Г. Спенсера,
пытались на основе материалистического монизма Э. Геккеля и эволюционной теории
Ч. Дарвина осмыслить основные научные открытия 19 в. Появились первые крупные
исследования по истории философских идей в Мексике (А. Ривера, Э. В. Тельес).
С 70-х гг. 19
в. начали распространяться марксистские идеи. В 1-й половине 20 в. на смену
исчерпавшему себя позитивизму пришли интуитивизм, неокантианство,
экзистенциализм. Усилилось влияние томизма. Наиболее известными мексиканскими
философами-идеалистами 1-й половины 20 в. были А. Касо, отстаивавший идеи Э.
Бутру и А. Бергсона, Х. Васконселос, создавший под влиянием религиозного
мистицизма учение эстетического монизма, и С. Рамос, близкий по своим идеям
испанскому философу Х. Ортеге-и-Гасету. После 2-й мировой войны в Мексике
продолжали распространяться различные течения буржуазной философии:
неосхоластика, неокантианство (Ф. Ларройо и др.), учение Ортеги и др. Большое
место в работах современных мексиканских философов занимают исследования по
истории философской мысли Мексики. В 1963 в Мексике состоялся 13-й
Международный философский конгресс.
Философские
факультеты имеются в ряде университетов. При Национальном автономном
университете, кроме философского факультета, работает институт философских
исследований. Философский журнал.: "Filosofia у Letras" (с 1941),
"Dianoia" (с 1955).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/