Дебольский
Николай Григорьевич
(1842-1918)
Дебольский
Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. Окончил Горный
институт и естественный факультет Петербургского университета. Преподавал
метафизику, логику и психологию в Петербургской Духовной Академии. В своем
"феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления
теизма.
Дебольский
считал, что все понятия внутренне противоречивы. Поднимаясь от понятия к идее,
мыслитель вступает в сферу бесконечного. По мнению Дебольского, противоречия
"разрешаются, если допустить возможность бесконечного синтеза или
анализа".
Дебольский
обращается к философии Гегеля и подчёркивает значение диалектического метода
для науки вообще и естествознания, в частности, причём диалектический метод он
связывает с движением идей в силу внутренних противоречий. Не приемля
гегелевского панлогизма и отождествления исторического и логического,
Дебольский обращается к анализу первичных актов сознания (восприятие) и
показывает несовпадение сознания и разума, существование бессознательных и
сверхсознательных процессов.
В нашем
познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными,
сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант
ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему
происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая
сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в
себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует
признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный,
безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и
индивидуальный ум.
Высшим благом
Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым
считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской философии
может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой
схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке.
Главные его
труды:
"Введение
в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872),
"Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики"
(1883), "Философия будущего" (1882), "О высшем благе или о
верховной цели нравственной деятельности" (1886), "Философия
феноменального формализма. I. Метафизика" (1892)
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/