Самарин Юрий
Федорович
(1819-1876)
Самарин Юрий
Федорович - философ, общественный деятель,идеолог славянофильства. Окончил
словесное отделение философского факультета Московского университета.
Материализму и западному идеализму противопоставлял целостность духа.
Участвовал в проведении крестьянской реформы в России.
Особенно важно
для характеристики Самарина его письмо к Герцену, в котором он настаиваетна
свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении
Герцена.
Учение
Социальная
философия.
"Токвиль,
Монталамбер, Риль, Штейн- западные славянофилы. Все они, по основным убеждениям
и по конечным своим требованиям, ближе к нам, чем к нашим западникам. Как у
нас, так и во Франции, Англии, Германии на первом плане один вопрос: законно ли
самодержавное полновластие рассудка в устройстве души человеческой,
гражданского общества, государства? Вправе ли рассудок ломать и коверкать
духовные убеждения, семейные и гражданские предания - словом, исправлять
по-своему жизнь? Тирания рассудка в области философии, веры и совести
соответствует на практике, в общественном быту, тирании центральной власти...
Власть
относится к обществу, как рассудок к душе человеческой. Законное чувство тоски
и пресыщения, вызванное самовластием рассудка и правительства, лежит в
основании стремлений Монталамбера, Токвиля и Русской Беседы. Но вот разница:
Токвиль, Монталамбер, Риль и другие, отстаивая свободу жизни и предание,
обращаются с любовью к аристократии, потому что в исторических данных Западной
Европы аристократия лучше других партий осуществляет жизненный
торизм...Напротив, мы обращаемся к простому народу... потому, что у нас народ
хранит... свободу нравственного вдохновения и уважение к преданию. В России
единственный приют торизма - черная изба крестьянина... В Европе и торизм, и
вигизм выросли от одного народного корня... У нас вигизм привит извне... он...
не был и никогда не явится творческою силою... Итак, борьба вигизма с торизмом
в области веры, философии и администрации у нас гораздо сложнее, чем на Западе,
ибо в России она захватывает в свой круг еще новую борьбу народного быта с
безнародною, отвлеченною цивилизацией".
"Защищая
хозяйственную общину,- у нас в России,- и в настоящее время, я, однако же, не
выдаю ее за форму безукоризненную и общеприменимую. Общинное землевладение
имеет свои существенные неудобства, которых я не скрывал. В нем таится
внутреннее противоречие, свидетельствующее, что эта форма не может быть
вековечною, а должна измениться путем свободного развития".
"Спаситель
и апостолы создали Церковь и дали человечеству учение об отношении человека к
Богу; но они не создавали государственных форм и не писали конституций".
Главные
сочинения: "Восстановление порядка и политической свободы",
"Предисловие к отрывку из записок А.С.Хомякова о всемирной истории",
"По поводу мнения "Русского вестника" о занятиях
философией...". Неопубликованная работа "О развитии начала личности в
христианском мире..." /1843/.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/