Алексеев
Сергей Алексеевич
(1871 -1945)
Алексеев Сергей
Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист, сын
А.А.Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического
факультета Петербургского университета. За книгу "Мысль и
действительность" получил степень магистра философии в Московском
университете /1914/. В 20-х гг. основал тайное религиозно-философское общество
"Братство преподобного Серафима Саровского", за что арестован в 1828.
Попал в лагерь на Соловки, затем сослан. Оказавшись в Новгороде во время
немецкой оккупации, выехал в Германию. Умер в Потсдаме. Боролся с критицизмом,
полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место
"гносеологического субъекта". Материя и дух, согласно Алексеев, есть
два аспекта субстанции нашего "я". Сторонник христианского
спиритуализма и персонализма, развил концепцию панпсихизма. В понимании
пространства и времени близок к Бернсону. Последний период творчества Алексеева
характеризуется нарастанием эсхатологических настроений /работы этих лет
остаются неопубликованными/.
Большей широтой
характеризуется мировоззрение Л.Лопатина и С.Алексеева (Аскольдова); однако и у
этих мыслителей многие основные проблемы, как, например, религиозная,
очерчиваются только в общем виде и слишком неопределённо.
В духе
спиритуализма Алексеев полагает весь мир состоящим из духовных существ
различных степеней совершенства и силы, которые он называет монадами,
субстанциями и душами. Материя и дух - два аспекта субстанции нашего
"я": материя есть дух, рассматриваемый извне, а дух - материя в её
внутр. самочувствии. Мысль есть репрезентация опыта, т.е. действительности.
Главные
сочинения:
"Основные
проблемы теории познания и онтологии, "Мысль и действительность",
"Сознание как целостное. Психологическое понятие личности",
"Гносеология", "Время и его преодоление",
"Религиозно-эстетическое значение Достоевского".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/