Антропологические и этические воззрения представителей
древнегреческой философии
История
софистики делится на два периода. Первый связан с деятельностью «старших
софистов». К ним относятся Протагор из Абдер, Гиппий из Элеи, Антифонт и
Георгий. Второй этап — деятельность «младших софистов»: это Алкидам, Ликофрон,
Фразимах. История характеризуется бурными спорами между самими софистами, как
между ними и их противниками — Сокритом, сократиками, а затем и Платоном.
Две
проблемы больше всего занимали спорящих: общество, гос-во и нравственность, с
одной стороны, природа и познание с другой. Но все это - на фоне размышлений о
человеке.
Накладываясь
на теоретическую проблематику, порождается проблема понимания самого общества,
его сущности и судеб, путей преобразования, а также принципов человеческого
поведения вообще и нравственности в частности.
Распространяя
учение о внеприродном происхождении общества, софисты противопоставляют
"природное" и "искусственное". Платон так описывает
софитическую концепцию гос-ва: "В гос. управлении ... разве лишь
незначительная часть принадлежит природе, большая же - искусству. Стало быть, и
всякое законодательство обусловленно ... не природой, а искусством; вот почему
его положения и далеки от истины".
Универсальное
противопостовление природы искусству развертывается в трояком плане: в плане
возникновения общества и гос-ва, законодательства, религии и веры в богов.
Согласно
теории Протагора, с одной стороны, искусство есть "божественный" дар,
благодаря которому человек отличается от других животных, С другой - искусство
само по себе способно преобразовать жизнь людей.
Гегель
писал, что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было
"вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры".
Это
был путь критики и сомнени, описанный впервые Протагором. "Он первый
заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным
образом".
Сократ.
По
словам Алкивиада, главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этиким -
вопросы о том, как следует жить.
Беседа
Сократа, изображенная Платоном в первой книге "Гос-во", посвящена
понятию о "справедливости". Теория выдвинутая Платоном состоит в том,
что следует признать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и
разумом человеческим не должно быть разногласий. Божественный мировый закон
лежит в основе гос-ва и человеческих законов, которые, однако, могут
отклоняться от своего назначения в силу людского несовршенства.
Сократ
не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва,
требует участия в гос. деятельности; он требует исполнения обязанностей по
отношению к отеческим богам; он проповедует справедливость как исполнение
законов отечества и т. д.
Любое
общество, основанное на антогонизме классов, чревато нравственными парадоксами.
Моральное действие зачастую влечет аморальный результат. Разрешить этот
парадокс в пределах этики невозможно - здесь требуется перестройка общественных
отношений. Сократ же довольствовался призывом к самосовершенствованию. При этом
он избрал односторонне-рационалистическое понимание нравственности. Он по
существу превратил добродетель в знание, знание того, что такое благо. Более
того, уповая на знание блага как необходимое и достаточное условие добродетели,
Сократ не замечает того, что знанием-то блага он как раз и не обладает. И это
свидетельствует о бессилии его этического учения.
Платон.
Новую
модель общества (гос. устройства) Платон строит в первом своем произведении
"Гос-во". Гос-во возникает потому, что каждый из людей не в силах
удовлетворить свои потребности и вынужден обращаться к помощи других -
крестьянам, торговцам, ремеслиникам. Защита гос-ва от внутренних и внешних
врагов обусловливает необходимость в сословии стражей - воинов, а нужды
управления - в тех, кто овладел "царским искусством", т. е. сознает
идеалы справедливости и добра и способен их осуществлять. Это -
"философы".
Для
того, чтобы в гос-ве не образовались "два гос-ва", богатых и бедных,
в высших сословиях частная собственность упразднена. Упразднена и семья,
замененная воспроизведением подбора пар гос-вом. После рождения дети отбераются
у родителей и направляются в особое воспитательное учреждение, причем ни
ребенок не знает своих родителей, ни они его.
Гос-во
- сплоченное единство безличных существ, исполняющих свои социальные функции
безотносительно к своим интересам, запросам, потребностям.
Аристотель.
Аристотель
исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое
место занимает у него справедливость. Справедливое - середина между двумя
родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным.
Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к заметному делению
ее на уравнивающую и распределяющую. Цель первой - способствовать возданию
равным за равное; второй - распределение благ согласно достоинству лиц,
вступающих в общество.
Учение
о справедливости образует прямой переход к гос-ву. В "Политике"
Аристотеля общество и гос-во по существу не различаются. Гос-во предстает в его
сочинении как естественный и необходимый способ существования людей -
"общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего
существования". В гос-во, в качестве равноправных граждан, входят только
свободные.
Ограничения
частной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона -
сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря.
Эпикуреизм.
Из
основоположений своей этики Эпикур выводит учение о гос-ве (обществе). Общество
представляет собой сумму индивидов, каждый из которых, руководствуясь
стремлением к удовольствиям, действует таким образом, чтобы не мешать другим.
Из принципа удовольствия выводится понятие о справедливости, определяемое на
основе общественного соглашения не вредить друг другу.
Стоицизм.
По
мнению Зенона - основателя данной школы - обычаи общества (гос-ва) общеприняты,
но за ними лежит "космос - огромное гос-во с единым гос. устройством и
единым законом. Естественный разум предписывает, что следует делать и запрещает
то, чего делать не следует. Но ограниченные местом гос-ва многочисленны по
количеству и имеют различные, ни в коем образом не одинаковые устройства и
законы". Это обусловливается тем, что трудно общаться со странами, расположенными
в удаленных частях мира или на остравах и т. д. Но главное - это стремление к
власти и богатству за счет других и вырастяющее отсюда взаимное недоверие.
Выход - единение людей и богов в всеобъемлющем едином космосе.
Есть
основания считать, что Зенон включал в понятие жизни, своеобразной с природой,
также социальную справедливость т равенство. Его продолжатели же склонны
думать, что существующий строй включен в единый мировой процесс, и надежда на
"золотой век" справедливости и равенства связывается лишь с мировым
пожаром, за которым последует в порядке времени, но опять-таки лишь на время,
этот блаженный век.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferats.ru