Теория
зрения Беркли
Уже в первые
годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных
наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной философской системы видит в
противодействии распространению материалистических взглядов». Защите религии он
посвящает всю свою жизнь.
Учение,
созданное Беркли это — субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно
признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает
«идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою
философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения»,
«Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и
Филонусом».
В 1709 году
Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого
произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи
первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих
реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество, особенно
после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и есть протяженность тел.
(6, С. 353) Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть
всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. «Мой замысел заключается в том,
чтобы показать, каким образом мы посредством зрения воспринимаем расстояние,
величины и положение предметов».(1, С. 20)
Результат, по
мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что
расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными,
объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее,
нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный
предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы
изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между
зрачками; это изменение направления взгляда или движение глаз сопровождается
ощущением, и именно оно дает разуму представление (идею) о большем или меньшем
расстоянии». «…когда предмет находится на каком-то расстоянии, а затем
придвигается поближе к глазам, мы не можем избежать, хотя бы на короткое время,
того, чтобы изображение не стало более расплывчатым, даже сильным напряжением
глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение, помогая разуму оценить
расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем больше усилие или
напряжение зрения с целью получения более отчетливого видения». (1, С. 26)
Итак,
восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не
передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы
деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно
использовать правила геометрической оптики, для которой пространство,
измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако
Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало,
что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Но очевидно, что дело
обстоит иначе. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, —
всего лишь «фантазия» или «каприз». (6, С. 355)
Так же ошибкой
было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с
осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе
этих вещей. (6, С.354-355) Как считает Беркли, Связь меду разными типами
ощущений относится к области логики и объективности: это только вопрос опыта.
Только человеческая душа устанавливает связь между «подсказками» многообразного
содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает
форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления
(образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам
чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия,
необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы
не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для
сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности
внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами
только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно
известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между
разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно
сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что
сделан первый шаг в построении реальности». Де Руджеро справедливо напоминает,
что Беркли хотел противопоставить свою «Теорию зрения» в качестве научного трактата
«Диоптрике» Декарта, «Лекциям по оптике» Барроу, «Оптике» Ньютона и «Диоптрике»
Молине. Тема была в высшей степени актуальной и завоевала внимание ученых,
несмотря на попытку осложнить ее нагромождением метафизических и
гносеологических проблем. Но Беркли по-настоящему интересовали именно
пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой
теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что
надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и
ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому
изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о
принципах человеческого знания».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/